Рефераты. Аудит и аудиторская деятельность

Аудит и аудиторская деятельность

15

БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Учебно-методический центр

Программа профессиональной переподготовки

«Антикризисный менеджмент»

Контрольная работа

Аудит кризисного предприятия

Группа 3

_______________________________

Уфа - 2002

План:

  • План: 2
  • Введение 3
  • Сущность аудита и аудиторской деятельности 5
  • Цели и задачи аудиторской деятельности 8
  • Внутренний и внешний аудит 13
  • Аудит кризисного предприятия 17
  • Список использованной литературы 18

Введение

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые ауди-торы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.

Аудит -- это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономическо-го объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или ка-сающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной сто-роне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понима-ется независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчет-ности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении досто-верности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйствен-ного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предпри-ятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также госу-дарства как потребителя информации о результатах деятельности пред-приятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффектив-ность функционирования рынка капитала и дает возможность оцени-вать и прогнозировать последствия принятия экономических реше-ний.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хо-зяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по исполь-зованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих опе-раций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна под-крепляться возможностью получать и использовать финансовую ин-формацию всеми участниками сделок. Достоверность информации под-тверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники -- ак-ционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоя-тельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочис-ленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным за-писям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельно-сти предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо го-сударству для принятия решений в области экономики и налогообло-жения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22.12.93. Этим Указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Феде-рации, образована Комиссия по аудиторской деятельно-сти при Президенте Российской Федерации. За период после принятия данного Указа Правительством РФ ут-вержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, оп-ределены порядок проведения аттестации на право осу-ществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обя-зательному аудиту,

Комиссией по аудиторской деятельности при Прези-денте РФ предоставлено право проводить квалификационные экзамены (аттестацию) по общему аудиту более чем тридцати вузам и другим организациям, при кото-рых созданы специальные центры по проведению ква-лификационных экзаменов на право заниматься ауди-торской деятельностью. За прошедший период в этих центрах успешно сдали экзамены и получили аттестаты в области общего аудита более 26 000 аудиторов, в области инвестиционных институтов -- 1600 человек. Аналогич-ную работу в области банковского аудита проводит Цен-тральный банк РФ, в области страхового аудита -- Ми-нистерство финансов (ранее Росстрахнадзор).

Сущность аудита и аудиторской деятельности

В Российской Федерации финансовый контроль осуществ-ляется в виде государственного финансового контроля и ауди-торской деятельности, которые находятся в стадии станов-ления и постепенного совершенствования в соответствии с по-требностями правового государства. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправ-ления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль в России осуществ-ляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Депар-тамента государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, Министерство РФ по нало-гам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экс-портному контролю, Федеральное казначейство. Государствен-ный таможенный комитет, контрольные органы Законодатель-ных (исполнительных) органов субъектов Российской Федера-ции (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Основные функции включают: проверку пра-вильности образования государственных средств, их сохранно-сти и целевого использования; контроль правильности и эффек-тивности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уго-ловная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Фе-дерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнитель-ной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы -- суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции -- в пределах их компетен-ции, руководители органов государственного финансового кон-троля.

Федеральные органы государственной власти, органы госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации, государ-ственные и унитарные организации должны осуществлять ве-домственный контроль за законностью расходования государст-венных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ве-дения учета и др.

Аудит -- это лицензируемая предпринимательская деятельность ат-тестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) -- законных участников экономичес-кой деятельности, направленная на подтверждение достоверности фи-нансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприяти-ем (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физи-ческим лицам.

Данное определение аудита отражает:

1. единую цель проведения аудита -- подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;

2. единые требования ведения аудита -- наличие аттестатов и лицен-зий;

3. единые и обязательные условия -- аудит проводится независимы-ми субъектами.

Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет со-бой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудитор-ских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтер-ского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказа-нию иных аудиторских услуг [5].

Аудитор (от лат. auditor -- слушатель, ученик, последователь) -- лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия за определенный период. Аудитор отли-чается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказа-ние различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обу-чение и др.

Известный американский специалист в области теории и практики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит -- это деятельность, направленная на уменьшение предпринима-тельского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно под-считать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на ау-диторов не оказывает.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит -- независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской эксперти-зы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечи-вающей получение источника доказательств в применении экс-пертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследо-вания совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уго-ловного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процес-суально-правовую форму (правовую сторону данного вида экс-пертизы).

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как ква-лифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматри-вает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области ауди-та, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки соз-дать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.