Источники информации. 1) Приказ об учетной политике со всеми приложениями: график документооборота, методики оценки активов и обязательств, положение о проведении инвентаризации и т.д. 2) Должностные инструкции. 3) Описание процесса компьютерной обработки учетной информации. 4) Прочие документы.
Нормативная база. 1) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34-н от 29 июля 1998 г. 3) ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» № 60н от 9 декабря 1998 г. 4) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению № 94 от 31 октября 2000 г. 5) Приказ Министерства финансов РФ "Инструкция по бюджетному учету» (для бюджетных учреждений) от 10 февраля 2006 г. № 25н.
Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи. 1. Установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятием. 2. Обеспечить охрану системы документов и системы документооборота. 3. Дать оценку учетной политике предприятия.
План и программа проверки.
1. В ходе проверки производится ряд процедур по установлению организационной структуры распределения обязанностей и уровня квалификации учетного персонала.
2. Изучение формы организации бухгалтерского учета.
3. Изучается график документооборота: 1) порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию; 2) порядок и составление форм внутренней отчетности; 3) применение типовых форм первичных документов; 4) обоснование применения нетиповых форм первичных документов.
4. Применение положения об учетной политике. Обобщение результатов проверок. В основе формирования учетной политики любой организации в первую очередь лежит использование норм Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», в котором под учетной политикой организации понимается принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета:
* первичного наблюдения;
* стоимостного измерения;
* текущей группировки и итогового обобщения финансово-хозяйственной деятельности.
Процесс формирования учетной политики включает в себя несколько этапов:
1) оценка существующего процесса сбора и обработки финансовой и учетной информации;
2) разработка стандартов управленческого учета;
3) разработка стандартов бухгалтерского учета;
4) сопряжение управленческих и бухгалтерских аспектов учетной политики;
5) взаимодействие учетной политики и иных функций управления предприятием;
6) определение влияния учетной политики на показатели финансового состояния организации;
7) определение механизма внесения изменений в учетную политику.
Несоблюдение указанных этапов приводит к искажению имущественных и финансовых результатов предприятия и должно рассматриваться как неправильное ведение бухучета. Изменения в учетной политике может производиться в случае изменения законодательства РФ и нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки предприятием новых способов бухучета, существенного изменения условий деятельности (смена собственников, реорганизация, изменение вида деятельности). Обобщая результаты изучения бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, аудиторы устанавливают соответствие организации бухучета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.
Типичные ошибки и нарушения:
1) неполное раскрытие информации о способах организации и ведения бухучета на предприятии;
2) отсутствие схемы и графика документооборота;
3) несоответствие даты утверждения приказа учетной политики требованиям законодательства.
Учетная политика и финансовые процедуры применяются последовательно из года в год с 1 января года, следующего за годом утверждения. При аудите учетной политике важно проверить, вносились ли какие-то изменения в учетную политику, имела ли организация право на внесение данных изменений, вступили ли изменения в силу в срок, установленный законодательством, соответствует ли бухгалтерский учет в организации положениям, закрепленным в учетной политике, была ли скорректирована отчетность после
внесенных изменений в учетную политику. Дополнения в учетную политику могут быть внесены в течение года в случаях:
1) упущения каких-либо моментов при ее первоначальном утверждении;
2) изменения видов деятельности предприятия;
3) появления новых участков бухгалтерского учета.
Тема № 4. Проверка учета операций с денежными средствами
Цели проверки и источники информации
Аудиторская проверка операций с денежными средствами (ДС) включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Операции, связанные с движением ДС, должны проверяться сплошным методом. Основная цель проверки - законность, достоверность и хозяйственная целесообразность совершенных операций, на счетах, отражающих движение ДС.
При аудите кассовых операций целью проверки является проверка соблюдения:
Ш условия хранения, сохранности количества денег и др. ценностей в кассе и при доставке их из банка;
Ш установление порядка хранения чековых книжек, выписок из чеков и получения по ним денег;
Ш правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;
Ш лимита хранения наличных денег в кассе и выдаче денег под отчет на командировочные, хозяйственные расходы и др. нужды;
Ш своевременности и полноты оприходования полученных из банков, от юридических и физических лиц наличных денег и выручки;
Ш кассовой документации, дисциплины при производстве кассовых операций;
Ш учета кассовых операций и ведения кассовой книги и книги аналитического учета по другим ценностям, хранимым в кассе;
Ш порядок расчета наличностью с юридическими лицами за отгруженную продукцию и другие материальные ценности. Лимит наличности (10000 с предприятиями и организациями, 50000 с торговыми организациями);
Ш использования по назначению полученных по чекам из банков наличных денег (целевое использование);
Ш полноты возврата в банк по окончании рабочего дня сверхлимитных остатков наличных денег;
Ш наличия случаев выдачи наличных денег посторонним лицам без оформления доверенностей.
Источники информации при проведении кассовых операций:
1. первичные документы по оформлению приема и выдачи наличных денег
(кассовые расходные ФКО1, приходные ордера ФКО2);
2. журнал регистрации расходных и приходных кассовых документов;
3. первичные оправдательные документы кассовым документам (авансовый отчет, командировочное удостоверение, чеки и т.д.);
4. учетные регистры по счетам 50, 51, 52, 56, другие счета; корреспонденции со счета 50; 006 «Бланки строгой отчетности».
При аудите банковских операций целью проверки является:
Ш своевременность, законность, достоверность и целесообразность отраженных на счетах в банках осуществляемых операций по поступлению и списанию основных средств (ОС);
Ш проверка количества открытых и участвующих в расчетах счетов, законность совершенных операций по каждому открытому счету;
Ш обоснованность поступления и использования кредитов и займов и своевременность их погашения;
Ш проверка состояния расчетно-платежной дисциплины по заключенным договорам.
Источники информации:
ь выписки банка по соответствующим счетам с приложением к ним документов, послуживших основанием для совершения приходно-расходных операций;
ь регистры по счетам 51 и 55;
ь балансы и др. документы и учетные регистры.
При аудите валютных операций целью проверки является ревизия правильности и законности открытия валютных счетов, полноты и своевременности зачисления валютной выручки и другие вопросы по аналогии проверки операций по расчетному счету.
Источники информации аналогичны как при проверке по расчетному счету.
Методы проверки кассовых операций по счетам в банках
Проверка кассовых операций по счетам в банках требует от аудитора повышенного чувства ответственности, т.к. только невнимательность может привести в дальнейшем к нежелательным последствиям для аудитора и проверяемой организации. При проведении проверки кассовых операций и операций по счетам в банках могут применяться все или любой из методов аудиторской проверки. Очень важное значение должно уделяться проверке первичных документов, послуживших основанием для совершения записей хозяйственных операций в учетных регистрах. При этом особое внимание необходимо обращать на оформление первичных документов.
Основные этапы проверки кассовых операций
1. Инвентаризация фактического остатка наличных денег в кассе и соответствие его учетным данным по кассовой книге.
2. Проверка по приходным и расходным ордерам полноты и своевременности оприходования и списания наличных денег по кассовой книге.
3. Проверка наличия оправдательных документов к приходным и расходным ордерам на основании которых они оформлены (билеты, счета, чеки, наличие приказа - в I очередь).
4. Проверка законности совершенных хозяйственных операций.
5. Проверка фактического наличия других ценностей, хранящихся в кассе, которые в соответствии с действующими нормативными документами надлежит хранить в кассе (ценные бумаги, бланки строгой отчетности, драгоценные подарки предприятию).
6. Проверка итогов в кассовой книге и других учетных регистров.
7. Обеспечение сохранности денежных средств при их получении, доставке из банка (предприятия), хранении и выдаче на предприятии в соответствии с требованиями рекомендаций МВД РФ по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке.
8. Проверка наличия письменного договора о полной материальной ответственности с кассиром.
Очередность проверки кассовых операций может быть различна по усмотрению аудитора.
Основные этапы проверки банковских операций
1. Проверка фактического количественного наличия открытых в организации расчетных, текущих, валютных счетов; законченность и необходимость их открытия, в каких банках они открыты.
2. Все ли суммы, приведенные в выписках банка, подтверждаются наличием правильно оформленных оправдательных документов к суммам, указанным в них.
3. Проверка своевременного зачисления и списания средств по счетам организации в банке.
Если в ходе проведения аудиторской проверки аудитор обнаружит отсутствие оправдательного банковского первичного документа, или в качестве оправдательного документа будет присутствовать ксерокопия, не заверенная печатью обсуживающего банка (не xerox), такая операция не может быть признана законной. Аудитор обязан потребовать представление документа, оформленного в установленном порядке. Проверяя оплату счетов за приобретение МЦ необходимо убедиться в полноте поступления и оприходования оплаченных ТМЦ, или полученных услуг. Встречаются случаи совершения незаконных операций, когда под различными предлогами перечисляются деньги, в последствии списываемые по издержке производства, или за счет других источников, а в действительности эти суммы направляются на приобретение различного рода имущества, которое впоследствии присваивается определенными должностными лицами. Необходимо внимательно проверять все сторнировочные проводки по счетам в банках. Встречаются случаи, когда участвующий в хищении денежных средств бухгалтер относит похищенные суммы на соответствующие счета, а потом путем сторнирования делает новые проводки в других учетных регистрах с целью завуалирования истинного положения вещей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24