Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.
Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности).
Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
В целом управление дебиторской задолженностью включает:
1) анализ дебиторов;
2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5) оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:
- оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Все вышеизложенное позволило дать следующие рекомендации по повышению эффективности деятельности общества с ограниченной ответственностью “Лесное”:
- регулярные маркетинговые исследования рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;
- продвижение продукции путем использования рекламы;
- проведение выставок и ярмарок, которые способствуют увеличению объемов продаж;
- расширение круга потребителей продукции с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
- предоставить скидки для оптовых и постоянных покупателей;
- контроль за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности и анализ состава дебиторской и кредиторской задолжен.
Предложениями по работе предприятия являются: поиск дешевых кредитных ресурсов, грамотное распределение прибыли, увеличение доходной части активов. Необходимо соблюдать принцип « финансового состояния сроков»: получение и использование средств должно происходить в точно установленные сроки. В целом на основе проведенного анализа, были сделаны выводы, свидетельствующие о проблемах, связанных, прежде всего, с текущим оперативным управлением финансами на ООО "Лесное". Управлению финансами на предприятии отводится, слишком, малая роль. Это связано с тем, что предприятие существует, сравнительно недавно, формы внутрифирменных отчетов еще не отработаны. По существу, управление финансами происходит на уровне бухгалтерской службы и руководителя предприятия. Поэтому необходимо организовать службу управления финансами и провести ряд мероприятий по улучшению финансового состояния в соответствии с данными рекомендациями.
Заключение
Представленная работа рассматривает круг вопросов связанных с анализом финансовой бухгалтерской отчетности на примере торгового предприятия ООО “Лесное”. В работе использована бухгалтерская отчетность ООО “Лесное” за 2005 и 2006 гг. в составе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. В 2001 году предприятие специализировалось на реализации пиломатериалов и реализации деревянной мебели. В 2002 году открыты розничные точки в магазине “Практик” и в салоне “Дом охотника”. Это свидетельствует о растущем спросе на продукцию и увеличение объемов реализации при благоприятной коньюктуре спроса.
В первой главе рассмотрены методические аспекты анализа финансового состояния .
Во второй главе рассмотрен непосредственно Анализ финансового состояния ООО «Лесное» на основе бухгалтерской отчетности, а именно краткая экономическая характеристика, анализ бухгалтерского баланса, анализ отчета о прибылях и убытках.
В третьей главе рассмотрен анализ эффективности деятельности ООО “Лесное” и рекомендации по ее повышению.
С увеличением спроса на продукцию увеличиваются запасы на 40,14%, денежные средства на 75,41%. С предоставлением отсрочки оплаты оптовым покупателям в 2005 году происходит увеличение дебиторской задолженности. В 2006 году коэффициент оборачиваемости оборотных средств и оборачиваемость дебиторской задолженности больше чем в предыдущем периоде. Причиной ускорения оборачиваемости является рост выручки. Это позволило предприятию существенно улучшить свои финансовые результаты. Прирост выручки 2006 году по отношению к 2005 году составил 75,8%.
В 2006 году прибыль до налогообложения ООО «Лесное» составила 76576 рублей, по отношению к 2005 году она увеличилась на 99,63%. Чистая прибыль также увеличилась на 140,46% и составила 58198 рублей. Следует отметить, что по отношению к аналогичному периоду прошлого года выручка от продаж в 2005году выросла на 75,81% (2497546 рублей), однако себестоимость продаж продукции тоже выросла на 69,62%, что привело к росту прибыли от продаж лишь на 30,13%.
В 2006году чистая прибыль увеличилась по сравнению с 2005 годом почти в два раза, что отразилось на значении показателя рентабельности активов - он повысился и составил 18,23%. Величина собственного капитала предприятия на протяжении всего периода возрастала, его рентабельность в 2006 году по сравнению с 2005годом повысилась и составляет 18,6%.
Итак, расчет показателей финансовой устойчивости ООО “Лесное” за 2006год позволяет сделать вывод об устойчивом положении предприятия и отсутствии вероятности банкротства. При этом в течение отчетного периода наблюдается значительное повышение по отдельным финансовым показателям, что оценивается положительно. Предложениями по работе предприятия являются: поиск дешевых кредитных ресурсов, грамотное распределение прибыли, увеличение доходной части активов. Необходимо соблюдать принцип « финансового состояния сроков»: получение и использование средств должно происходить в точно установленные сроки.
Список использованных источников
Нормативно- правовые акты
1. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Распоряжение Федерального управления по несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94.- № 31-р.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 29.07.98. № 34н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 N 116н).
3. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99: Приказ Минфина РФ от 06.07.99. № 43 н.
Учебная литература
4. Азбука бухгалтера. От аванса до баланса./ Под ред. О.А. Букина. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 317 с.
5. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия. / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тушина и М.С. Сапрыкина. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 352 с.
6. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности “Бухгалтерский учет, анализ и аудит” / В.Г. Артеменко, В.В. Остапов. - Москва: Издательство “Омега - Л”, 2006. - 270 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10