Рефераты. Аудит финансовых результатов

Рисунок 2 - Формирование финансового результата

Именно на нем выявляется конечный результат финансово-хозяйственной деятельности организации (чистая прибыль или чистый убыток), который складывается из следующих показателей:

- финансового результата от обычных видов деятельности (в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»);

- финансового результата прочих доходов и расходов - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»);

- потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности - стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т. п. (в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т. п.);

- начисленных платежей налога на прибыль и платежей по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также сумм причитающихся налоговых санкций (в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам»).

Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» [6].

1.2 Принципы, функции и требования аудита финансовых результатов

Аудит - это одна из подсистем экономического контроля финансово - хозяйственной деятельности организации. Основная цель аудита в отечественной и зарубежной практике - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов и внутренних пользователей информации [8].

В условиях многоукладной экономики, представленной различными формами собственности, необходимо обеспечить возможность эффективности функционирования все видов деятельности организаций на различных уровнях управления. Для этого, необходимо взаимодополняющее применение всех подсистем экономического контроля, в том числе внутреннего и внешнего аудита (рисунок 3).

При осуществлении контроля, в том числе аудита финансовых результатов необходимо:

- определить цель и задачи аудита;

- обосновать принципы и требования, предъявляемые к нему;

- в полном объеме использовать законодательную и нормативную базу контроля;

- разработать организационные аспекты, методику и технику проведения контроля и аудита [17, с.3].

Рисунок 3 - Система экономического контроля и взаимосвязь ее подсистем

Последовательное и надлежащее осуществление всех указанных аспектов позволит существенно повысить эффективность процесса контроля, так как указанные аспекты являются методологической основой и средством реализации любой из подсистем экономического контроля, в том числе внешнего и внутреннего аудита финансовых результатов организации.

В этой связи необходимо определить и систематизировать цели, задачи, функции, принципы аудита финансовых результатов и требования, предъявляемые к нему в современных условиях. Принципы, функции, цели, задачи и требования аудита финансовых результатов организации представлены в таблице Приложения 1. Из приведенной в Приложении 1 таблицы можно сделать вывод, что общность принципов аудиторской деятельности не исключает существенных различий содержания внешнего и внутреннего аудита финансовых результатов. Именно эти различия и обуславливают их взаимное дополнение. Технология взаимодействия внешнего и внутреннего аудита строится на политике максимального содействия независимому аудитору, со стороны последнего - на концепции беспристрастного подхода к оценке степени доверия, которое целесообразно оказать внутреннему аудитору [17, с.4].

Поэтому, исходя из поставленных целей аудита финансовых результатов, должны определяться его задачи, организационно-методические аспекты, процедуры процесса аудита, алгоритмы обработки данных, технические средства, интеллектуальные ресурсы, формы обобщения и представления информации о финансовых результатах, а также порядок документирования результатов аудита [15].

1.3 Организация процесса аудита финансовых результатов

Для рационального построения системы проверки финансовых результатов, аудит необходимо организовать так, чтобы эффективно управлять его процессом, способствующим прогрессивному развитию методологии, метода и методики контроля. В этой связи организацию аудита финансовых результатов следует рассматривать в различных аспектах: пространственном, временном и информационно-технологическом [24, с.25]. При этом необходимо учитывать комплекс организационных требований (таблица 1).

Таблица 1 - Организационные аспекты аудита финансовых результатов [16,с. 55]

Организационные

аспекты

Содержание

организационных аспектов

Организационные

требования и предположения

1 Пространственный

Включает: цель аудита финансовых результатов, которая определяется исходя из потребностей в получении соответствующей информации для внутренних и внешних пользователей; объекты аудита, определенные в соответствии с поставленной целью; исполнители (субъекты) аудита

Понимание и использование основополага-ющих принципов и правил (стандартов) аудита; соблюдение требований аудита; достаточно полное применение научных способов и методических приемов аудита для осуществления функций аудита и решения задач, стоящих перед ним; рационализация реализации нововведений и адаптация аудита к новым условиям внутренней и внешней среды; внедрение автоматизированных экспертных систем для проведения аудита, придание аудиту свойств самоорганизации и саморегулиро-вания; развитие материально -технической базы и кадровой политики аудита; внедре-ние научной организации труда и его опла-ты в аудиторской деятельности; прогнози-рование и контроль результативности всех мероприятий по организации аудита финансовых результатов.

2 Временной

Включает сроки обработки и

представления информации о

финансовых результатах.

3 Информационно -

технологический

Включат средства достижения целей аудита, источники

информации, методы и приемы ее получения, технические средства для проведения аудита

При организации аудита финансовых результатов важное значение имеет правильное установление последовательности включения в контрольный процесс взаимосвязанных этапов данной системы (наблюдения, проверки, сбора, систематизации, обобщения информации и др.).

Важно при этом опираться на организационные принципы аудита, на законодательные, нормативные, методические и другие материалы [7].

Таким образом, организацию аудита финансовых результатов можно рассматривать как целенаправленную деятельность, включающую взаимосвязанные элементы (рисунок 4) [17, с. 5].

Рисунок 4 - Основные элементы организации аудита финансовых результатов

Совокупность организационных аспектов, методических и технических приемов, осуществляемых с помощью определенных процедур, составляет процесс аудита, практическое осуществление аудита финансовых результатов экономического субъекта.

Данный процесс включает организационную стадию, методико-технологическую стадию и завершающую стадии. Для успешной реализации разработаны модели содержания процесса аудита, сюда включены аспекты научной организации аудита и труда аудиторов, управленческие аспекты процессом аудита и контроля качества его проведения, аспекты оценки эффективности аудита финансовых результатов [16, с.56].

1.4 Установление уровня существенности и аудиторского риска при аудите финансовых результатов

Одним из важнейших аспектов аудита финансовых результатов является его планирование и программирование, как при внешнем, так и при внутреннем аудите. Предшествующим аспектом планирования аудита финансовых результатов является изучение деятельности экономического субъекта, включающее комплекс элементов предмета познания:

- деловая репутация организации;

- уровень квалификации учетно-финансовых работников;

- виды деятельности организации;

- учредительные документы;

- результаты предыдущих проверок;

- формы и методы организации управления и учета;

- показатели финансовой отчетности;

- результаты основной, инвестиционной, финансовой деятельности и прочих операций;

- состояние системы внутрихозяйственного контроля и учета финансовых результатов [8].

Для разработки оптимального плана и программы аудита, по мнению Р.И. Поташник [16, с. 55], необходимо руководствоваться не только федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита», но и внутренними (внутрифирменными) стандартами аудита. Поэтому возникает объективная необходимость разработки концептуальных основ формирования внутренних стандартов аудита финансовых результатов организаций (рисунок 1 Приложения 2).

На основании приведенной модели внутренних стандартов аудита с наибольшей степенью оптимальности автором разработан план и детализированная программа аудита финансовых результатов.

В плане предусмотрены: разделы аудита; объекты и предметы аудита; планируемые виды работ; период проведения аудита.

В программе аудита - разделы и формы проведения аудита; методические приемы и процедуры аудита; исполнители; порядок обобщения и реализации результатов аудита по каждому разделу программы [16, с. 56].

Аудит финансовых результатов различных организационно - правовых форм многопрофильных организаций в соответствии с законодательством и нормативными актами должен проводиться группой (бригадой) аудиторов, в состав которой входят специалисты из разных отраслей знаний (юрист, экономист - профессиональный бухгалтер, аудитор). Деятельность аудиторов при этом можно регулировать путем соблюдения календарных графиков, рабочих программ и другой организационно - распорядительной документации.

Но аудиторский процесс финансовых результатов организаций требует также соответствующего управления. Наиболее рациональное решение этих проблем возможно с применением сетевого планирования и управления аудиторским процессом финансовых результатов [17, с.7].

В систему сетевого планирования и управления аудиторским процессом финансовых результатов необходимо включить четыре основных этапа работ, составляющих критический путь аудита финансовых результатов:

- определение целей и ограничений выполнения программы аудита;

- установление продолжительности аудиторских процедур (работ);

- составление сетевого графика выполнения программы;

- построение календарного сетевого графика для определения критического пути выполнения работ и резервов времени на их выполнение при аудите финансовых результатов.

На рисунке 5 представлен перечень видов работ по целям аудита. Расчетная продолжительность каждого вида работ, обозначенные символами (например, ИФД - выбор объектов аудита, оценка СБУ И СВК финансовой деятельности организации; УЗП - учет затрат на производство и реализацию продукции; ДРО - доходы и расходы от обычных видов деятельности; ОДР - доходы и расходы от операционной деятельности и т.д.). Кроме того, определена очередность выполнения работ и разработан календарный сетевой график аудита финансовых результатов [17, с. 8].

Рисунок 5- Календарный сетевой график аудита финансовых результатов

Критическим путем на графике (рисунок 5) является непрерывная последовательность работ, проходящая через центр графика (ИФД и ДРФ). Длина критического пути определяет продолжительность работ по выполнению программы аудита. Любые задержки на критическом пути ведут к увеличению сроков работ.

Кроме того, следует учитывать, что для сокращения продолжительности работ по программе аудита необходимо сокращать длину критического пути. Резерв времени в данном случае - это разность между самым ранним возможным сроком завершения операций и самым поздним допустимым временем ее выполнения. Резерв времени имеется только в тех аудиторских процедурах (работах), которые не лежат на критическом пути. Таким образом, сетевой график дает наглядную и понятную картину последовательности работ по реализации программы аудита, а также показывает начало и окончание работ. Кроме того, на нем наглядно видны последствия запаздывания любой процедуры (вида работ) аудита с точки зрения времени реализации всей программы аудита [17, с. 11-12]. При планировании аудита финансовых результатов, необходимо установить уровень существенности по данному основному объекту контроля. При оценке уровня существенности при аудите финансовых результатов необходимо учитывать следующие факторы (таблица 2) [27].

Таблица 2 - Факторы влияния на оценку уровня существенности в процессе планирования аудита финансовых результатов

Факторы

Содержательные аспекты

Абсолютная

величина ошибки

Размер абсолютной величины ошибки является важным для оценки существенности при аудите финансовых результатов, так как этой ошибке предшествует система ошибок в учете затрат, доходов и расходов, которые подлежат исправлению

Относительная величина ошибки

Данная оценка используется как отношение вероятной ошибки к соответствующей базовой величине. Проблемой здесь является выбор этой базовой величины, которая должна стать точкой отсчета погрешности

Содержание счетов

финансовых результатов и статей

отчетности

Возможные ошибки по счетам 20, 90,91 должны рассматриваться как более существенные, нежели вероятные ошибки по счетам 99 и 84. Незаконные операции по счетам 20, 90, 91 являются существенными не из-за своего абсолютного или относительного размера, а вследствие своей необоснованности и в конечном итоге искажают результаты на счетах 99 и 84

Конкретные

условия

Необходимо уделять большое внимание даже незначительным ошибкам в учете формирования и отчетности финансовых результатов

Неопределенность

финансовой

деятельности

В данном случае необходимо использовать более строгие критерии существенности

Кумулятивный эффект

Следует оценивать общий размер уже известных и предполагаемых ошибок в финансовых результатах

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.