Рефераты. Аудит денежных средств

Одновременное использование первичных документов для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, в принципе, возможно, но на практике вряд ли может быть реализовано. Это связано с тем, что документальное оформление бухгалтерских операций достаточно жестко регламентировано не только документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, но и действующим законодательством (Законом о бухгалтерском учете). В отношении же первичных документов налогового учета НК РФ ограничивается, чаще всего только общими рекомендациями.

Таким образом, в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии соответствующих первичных (так называемых "оправдательных") документов, используемых в бухгалтерском учете. Однако, по нашему мнению, более рациональным является перегруппировка данных первичных бухгалтерских документов в соответствии с целями и задачами налогового учета и оформление их в виде бухгалтерских справок. Это позволит минимизировать затраты по составлению аналитических регистров и расчету налоговой базы.

При разработке аналитических регистров налогового учета следует основываться на общих требованиях, которые установлены статьями 313 и 314 НК РФ.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При разработке форм первичного налогового учета (бухгалтерских справок), по нашему мнению, следует исходить из того, что в них должны отдельно отражаться данные, принимаемые к бухгалтерскому и к налоговому учету в полном размере, и данные о доходах и расходах организации, которые для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета принимаются в различных суммах. Хотя НК РФ и предложено дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами -- в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, на практике может оказаться целесообразным составление отдельных бухгалтерских справок по всем видам доходов и расходов организации, участвующим в расчете налоговой базы -- вне зависимости от того, принимаются ли они к налоговому учету в суммах, отраженных в бухгалтерском учете, или принимаются в полном размере.

Таким образом, при организации налогового учета на том рабочем месте, где учитываются кассовые операции (это может быть как сам кассир, так и другой работник), целесообразно составление бухгалтерских справок по следующим объектам бухгалтерского наблюдения.

Доходы, принимаемые для целей налогообложения.

В соответствии с НК РФ все доходы, учитываемые для целей налогообложения, подразделяются на две группы -- доходы от реализации и внереализационные доходы.

При отражении кассовых операций в качестве доходов от реализации могут иметь место поступления наличными деньгами за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Причем, для целей налогообложения учет таких операций имеет значение только тогда, когда организация использует кассовый метод определения выручки от реализации и формирования финансового результата. В общем случае все доходы, связанные с реализацией продукции, работ или услуг принимаются к налоговому учету в полном размере, или, другими словами, в сумме, отраженной в бухгалтерском учете. http://www.konbuh.ru/articles/2002/8/1330.html

Глава 2. Техника аудита денежных средств в кассе

Нормативная база, используемая аудитором при проверке кассовых операций, - это соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).

Основными нормативными документами, регулирующими порядок проведения операций по кассе:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Инструкция по применению плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации. Утверждена приказом Минфином России

от 31.10.2000 № 94н;

- основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций;

- Приказ об учетной политике организации;

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

- с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по движению денежных средств;

- применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств в кассе, на счетах в банке;

- документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств;

- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов.

Основным нормативным документом при проведении проверки является Закон об аудиторской деятельности, который является основным документом по ведению аудита. При проведении проверки также используются в качестве нормативной базы аудиторские стандарты. Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учета на предприятии являются:

- Федеральный закон от 3.11.2006 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Положение по бухгалтерскому учету. С 1 января 2009 г. действует новое Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), которое утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008

- Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. №60н "О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций";

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26.03.2007 г. №34н;

- Налоговый Кодекс РФ (части первая и вторая).

2.1 Цели и задачи аудита

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Операции, связанные с движением денежных средств, должны проверяться, как правило, сплошным методом. В зависимости от вида денежных средств детализируются и цели проверки, и используемые источники информации

2.2 Проведение аудита денежных средств

В любой компании денежные потоки занимают большую часть бухгалтерских проводок. От того, насколько правильно организация проводит финансовые операции с контрагентами, зависит ее положение на рынке. Поэтому проверка аудит учета денежных средств - обязательный и регулярный этап в работе каждого предприятия для соответствия правомерности и открытости всех операций, связанных с финансовой деятельностью. Расчеты с поставщиками и покупателями, работа с подотчетными лицами, выплата налогов и сборов - все это сопровождается движением денежных потоков в компании. При проведении проверки аудитор опирается на учетную политику, принятую в компании и нормативные документы действующего законодательства. Аудит денежных средств предприятия входит в обязательный аудит, либо может быть инициирован компанией самостоятельно как самостоятельная проверка.

Проверка кассовых операций - один из основных этапов проведения аудита в данном направлении. Через кассу проходят расчеты наличными деньгами в компании: расчеты с физическими лицами, выдача зарплаты, выдача подотчетных сумм и т.д. Согласно законодательству при работе с физическими лицами и реализации своей продукции за наличный расчет каждая касса должна быть оборудована в соответствующем порядке контрольно-кассовой машиной (ККМ) и иметь соответствующую документацию.

В ходе проверки устанавливается соответствие всей кассовой документации требованиям законодательства, а также проверяется соблюдение лимита. Ввиду того, что список документов, приравненных к кассовым чекам довольно широк: путевки, квитанции, билеты, абонементы и другие бланки строгой отчетности, аудит денежных средств в кассе один из самых трудоемких участков проверки.

Аудит и анализ денежных средств любого предприятия проходит с помощью специально составленного вопросника (см. приложение 3) на определение состояния внутреннего контроля, что дает предварительную оценку соблюдения на предприятии внутренней дисциплины. Руководитель предприятия, главный бухгалтер и кассир несут ответственность за соблюдение порядка кассовых операций, поэтому аудитор опрашивает каждое ответственное лицо для составления мнения о правильности ведения кассовых расчетов.

Качественно проведенный аудит операций с денежными средствами способен повысить эффективность работы предприятия за счет устранения существующих недочетов и совершенствования системы контроля над проведением всех финансовых мероприятий.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета.

До заключения договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.

На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.