Показатели отчетности приводятся в нетто-оценке за вычетом регулирующих статей и оборотов, не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков. В балансе должны быть разграничены активы и пассивы, срок обращения и погашения которых свыше одного года, и краткосрочные, обращение и погашение которых происходит в течение года. Внесённые ПБУ 4/99 некоторые изменения ещё больше сблизили российские стандарты бухгалтерской отчётности с МСФО:
в составе нематериальных активов бухгалтерского баланса была выделена статья «Права на объекты интеллектуальной собственности»;
по группе статей «Доходные вложения в материальные ценности» бухгалтерского баланса были введены статьи «Имущество для передачи в лизинг» и «Имущество, предоставляемое по договору проката»;
в пассив баланса была введена группа статей «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток-вычитается).
В отчёте о прибылях и убытках показатель нетто-выручки стал определяться как выручка от продажи товаров. Все эти и другие изменения, несомненно, приблизили отечественную отчётность к отчётности, составляемой по МСФО. Последние изменения в содержании форм бухгалтерской отчётности были внесены приказом Министерства финансов №67Н от 13.07.03 «О формах бухгалтерской отчётности организаций». Данные изменения сводятся к следующему:
в бухгалтерском балансе убраны многие расшифровки, в частности по статье «Основные средства»; появились две новые статьи - в разделе 1 «Внеоборотные активы» введена статья «Отложенные налоговые активы»; в разделе 4 «Долгосрочные обязательства» - статья «отложенные налоговые обязательства»;
в отчёте о прибылях и убытках все доходы и расходы объединены в 2 группы: доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы; заложена иная схема формирования конечного финансового результата - чистой прибыли: прибыль от продаж+прочие доходы-прочие расходы = прибыль/убыток до налогообложения +/- отложенные налоговые активы и обязательства - текущий налог на прибыль = чистая прибыль/убыток отчётного периода.
Кардинальные изменения коснулись формы №3 «Отчёт об изменениях капитала» и формы №4 «Отчёт о движении денежных средств».
Все произошедшие изменения значительно приблизили отчётность российских организаций к требованиям МСФО. Раскрывая содержание активов, обязательств и капитала в балансе, МСФО не предписывают строгой формы, перечня статей, порядка расположения и названия этих статей и выделяет лишь те статьи, должны раскрываться как минимум.
Российские организации получили возможность самостоятельно разрабатывать формы отчетности, при сохранении кодов итоговых строк и кодов строк разделов и групп статей баланса, приведенных в образце его формы. Но, тем не менее, ряд несоответствий МСФО в отражении положения организации в бухгалтерском балансе остался и после принятия новых форм отчетности - в составе запасов выделяются отдельной строкой «Товары отгруженные» (в соответствии с МСФО данная категория не относится к запасам, а учитывается как дебиторская задолженность); остается в форме №1 строка 220 «НДС по приобретенным ценностям» (согласно МСФО, организация должна производить взаимозачет текущих налоговых требований и обязательств и показывать в балансе сальдированный платеж по НДС в обязательствах перед бюджетом или в примечаниях к финансовой отчетности); по-прежнему отсутствует статья, отражающая долю меньшинства (в соответствии с МСФО доля меньшинства представляется в сводном бухгалтерском балансе отдельно от обязательств и капитала материнской компании).
На сегодняшний день остается еще достаточно много несоответствий требованиям МСФО в отражении финансового положения и финансовых результатов предприятий в РФ.
Существует ряд причин (теоретических и практических), ограничивающих возможности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности российскими предприятиями в соответствии с МСФО. Данные причины и их возможные решения были рассмотрены на примере исследуемого предприятия ООО «ИФК - ОЙЛ».
Таблица 2.3. Теоретические и практические причины, ограничивающие возможности применения МСФО
Теоретические причины
Практические причины
1.политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учёта и отчётности;
2.отсутствие механизма по приданию МСФО правового статуса в РФ;
3.отсутствие контроля за применением МСФО.
1. перестройка системы электронного ведения
учёта;
2. нехватка квалифицированных специалистов по применению МСФО и аудиторов отчётности, составленной по МСФО;
Для устранения данных причин необходимо:
· существенно приблизить правила налогового учёта к правилам бухгалтерского учёта;
· создать механизм по приданию МСФО правового статуса, для этого необходима организация, в которой будут работать независимые специалисты при поддержке государства;
· разработать механизм контроля за применением МСФО со стороны профессиональных организаций и крупных аудиторских компаний.
Со стороны самих предприятий зависит устранение практических причин, в этой связи руководству ООО «ИФК - ОЙЛ» было предложено несколько рекомендаций:
· внедрить новое программное обеспечение, которое позволило бы вести автоматизированный учёт согласно требованиям МСФО;
· привлечь к работе высококвалифицированных специалистов, способных составлять отчетность по МСФО, либо обучение собственного персонала;
· создать на предприятие новую штатную единицу, например, отдел по внедрению МСФО, который обеспечивал бы своевременное поступление информации о последних изменениях процесса перехода на МСФО и адаптацию самих МСФО на данном предприятии, учитывая специфику деятельности организации.
Глава 3. Процесс аудита финансовой отчетности
3.1 Цели, задачи и виды аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности
Как показывает мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчётности является действенный контроль качества. Основой системы контроля является аудит. Аудиторская деятельность в России организуется с учётом мирового опыта. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в нашей стране находится в стадии становления.
Сложившаяся в настоящее время система нормативного регулирования состоит из четырёх уровней, что представлено в табл. 3.1.
Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью проведения аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии ведения бухгалтерского учёта действующим законодательным и нормативным актам. Из данного определения вытекают задачи аудита, которые можно определить следующим образом:
· подтверждение полноты и достоверности отражения активов, пассивов и Финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта;
· контроль за соблюдением требований нормативных документов;
· выявление резервов более эффективного использования собственных и заёмных средств.
Таблица 3.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
Уровни регулирования
Виды и наименования нормативных документов
Область регулирования и использования
Степень разработанности
1
2
3
4
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»№119-ФЗ
Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе
Закон принят 07.08.2001
Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности
Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности. обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, для всех субъектов рынка аудиторских услуг
Разработано и утверждено 31 Федеральный стандарт аудиторской деятельности
Законодательные и подзаконные нормативные акты
Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Разработаны в соответствии с ФЗ нормативные документы в области аттестации и лицензировании аудиторской деятельности
Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений
Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений
Разрабатываются аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями
Внутренние аудиторские стандарты
При проведении аудита сопутствующих услуг
Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами
В современной литературе предложено множество классификаций аудита по видам. На наш взгляд, наиболее полной и обоснованной является классификация, представленная в табл. 3.2.
Данная классификация разработана авторами впервые, составлена по совокупности классификационных признаков. На наш взгляд, такая классификация позволяет чётко организовать аудиторскую деятельность по любому направлению.
Внешняя и внутренняя формы аудита являются основными. Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими компаниями или отдельными аудиторами в целях формирования и выражения мнения о достоверности финансовой отчётности. Итогом проведения внешнего аудита является составление аудиторского заключения, которое прилагается к годовому бухгалтерскому отчёту организации и предоставляется всем заинтересованным пользователям.
Внутренний аудит проводится работниками специальной службы, составляющей часть внутреннего контроля и независимой от других структурных подразделений. Основной задачей внутреннего аудита является контроль за качеством работы автономных подразделений в интересах его собственников, выявлении резервов и определении наиболее эффективных путей развития, предоставление обоснованных рекомендаций и консультаций. По окончании проведения внутреннего аудита составляется акт проверки и проект приказа с организационными выводами и обязательными указаниями, предоставляемый органу назначившему проверку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11