Рефераты. Аудит бухгалтерского учета и отчетности предприятия

- изменения законодательства Украины или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, направленных на более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемкости учетного процесса;

- существенного изменения условий деятельности, которое связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения руководителем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

В развитие учетной политики предприятия могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета, предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.

Как правило, аудиторской проверке подвергается отчетность экономического субъекта, которая включает:

- баланс предприятия (ф. № 1);

- отчет о финансовых результатах (ф. № 2).

Отчетность дополняется различными расчетными документами: по НДС, прибыли, расчеты по другим налогам (транспортному и др.). При проверке отчетности аудитор руководствуется следующими положениями:

1. Инструкциями по заполнению форм отчетности;

2. Формой учета;

3. Данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета.

Инструкции позволяют уточнить взаимоувязку форм, строк отчетности и особенности заполнения отчетных статей.

Форма учета оказывает существенное влияние на заполнение отчетности. Преимущественно на предприятиях и в организациях применяются формы учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная, упрощенная и др. При использовании ПЭВМ может применяться любая из приведенных форм или, что наиболее эффективно, компьютеризированная форма учета, отвечающая эксплуатационным особенностям этих машин и позволяющая вести учет наиболее рационально.

Прежде чем приступить к проверке годовой отчетности, необходимо проверить данные, полученные при проведении инвентаризации соответствующих статей баланса: незавершенного производства, товаров и материальных ценностей, основных средств, денежных средств, расчетов.

Следовательно, каждая статья баланса на конец отчетного года должна быть подтверждена результатами тщательно проведенной инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Расхождения по этим расчетам не допускаются.

При проведении проверки отчетности аудитору необходимо учесть, что сводную бухгалтерскую отчетность экономическим субъектам рекомендуется составлять по основным видам деятельности.

5.Обобщение результатов аудита и использование их системой управления предприятия

Завершающая стадия аудиторской проверки включает обобщение и оценку результатов проверки правильности составленной клиентом финансовой отчетности, формирования и представления аудиторского заключения. Это наиболее ответственный этап сложной и многофункциональной работы аудитора.

В результате аудиторской проверки выявляют те или иные ошибки в ведении учета, трактовке положений бухгалтерского и налогового законодательства. Именно они составляют существенную часть замечаний аудитора по результатам проверки. Прежде чем включить эти замечания в официальное мнение или аудиторское суждение, необходимо убедиться в их доказательности. Доказательствами в аудите служат документированные источники данных, полученных в результате аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности организации. Они включают документацию, регистры и отчетность бухгалтерского учета, расчеты аудитора, заключения экспертов, сведения, полученные от персонала проверяемой организации и третьих лиц. Состав и содержание аудиторских доказательств зависят от вида аудиторских процедур и объектов проверки. Более достоверными считаются доказательства, полученные от внешних источников информации по запросу.

Качество проверки во многом зависит от ее объема, т.е. от количества и индивидуального содержания аудиторских процедур, используемых в ходе аудита. Он определяется аудитором индивидуально по каждой проверке при разработке плана ее проведения и в ходе фактического осуществления. Объем аудиторской проверки зависит от масштабов предприятия, особенностей его бизнеса, принятого аудитором уровня существенности и допустимого риска. При выявлении необычных отклонений и возможного мошенничества объем проверки должен быть увеличен. Ограничение объема аудита необходимо раскрыть в аудиторском заключении.

Обобщая результаты проверки, необходимо помнить, что они в большинстве случаев основаны на выборочном изучении данных бухгалтерского учета и другой информации. Критериями аудиторской выборки могут быть существенность учитываемых показателей, их экономическое содержание, степень ликвидности активов, долговых требований и обязательств. Для обеспечения репрезентативности (представительности) выборки массовых операций (например, расчетов по оплате труда, учетных цен на отдельные виды материальных ресурсов) используют статистические методы выборочного контроля (случайного, системного, комбинированного отбора). Если выводы аудитора не распространяются на всю проверяемую совокупность данных, то возможно применение репрезентативных выборок. При определении объемов выборки следует определить аудиторский риск и величину предельно допустимой ошибки, отразить их в рабочей документации аудитора.

Аудиторский риск представляет собой вероятность наличия в бухгалтерской отчетности организации невыявленных существенных ошибок или искажений либо признание таковых в то время, как существенных ошибок или искажений в действительности нет. В международной практике различают допустимый, неотъемлемый и контрольный виды риска, в отечественной - риск договора оказания аудиторских услуг и риск аудита статей финансовой отчетности. Нормативом «Существенность и аудиторский риск» предусмотрена необходимость обособления внутрихозяйственного риска, риска контроля и риска необнаружения.

Особое внимание при обобщении результатов аудиторской проверки необходимо уделить операциям со связанными лицами, поскольку именно с ними связаны в большинстве случаев умышленные искажения бухгалтерской отчетности. Как известно связанными лицами считают юридических и физических лиц, способных оказывать непосредственное влияние на хозяйственную деятельность других организаций, и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К физическим связанным лицам относят ближайших родственников руководства предприятий (супруги, дети, родители, братья и сестры супругов), если они имеют возможность оказывать существенное влияние на решения руководителей, а также должностных лиц, имеющих право распоряжаться большим, чем предусмотрено законодательством, количеством голосов при принятии важнейших управленческих решений. Юридическими связанными лицами могут быть организации, способные путем односторонне выгодных сделок и иных действий в свою пользу нанести экономический ущерб зависимому от них предприятию.

Официальными документами завершающей стадии аудита являются заключение (Приложение №5) и аудиторский отчет.

Заключение представляет собой официальное свидетельство независимых дипломированных профессиональных бухгалтеров, представляемое заказчику: совету директоров и акционерам предприятиям, а также банку, финансовому или налоговому органу и другим заинтересованным лицам. В нем приводится перечень форм отчетности, которые подверглись изучению на определенную дату, период, за который составлена эта отчетность, указание, какими стандартами руководствовался аудитор, заключение по существу результатов проверки и оценку применяемых предприятием принципов бухгалтерского учета. Положительное аудиторское заключение завершается утверждением, что бухгалтерская отчетность предприятия достоверно отражает его финансовое положение и отвечает принципам и правилам бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством. Приложением к заключению аудитора могут быть рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета, финансовой стратегии предприятия, изменению его организационной структуры и систем управления.

Аудиторский отчет, или письменная информация аудитора о результатах выполненной по договору с клиентом проверки достоверности финансовой отчетности, представляется руководителям и (или) собственникам организации. Аудиторский отчет должен содержать подробные сведения о нарушении действующего законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении финансовой отчетности и о других аспектах деятельности предприятия, предусмотренных договором на оказание аудиторских услуг. Отчет прилагается к аудиторскому заключению и является конфиденциальным документом. Замечания и ошибки, указанные в отчете, могут быть учтены и исправлены в ходе проверки. Его содержание на завершающей стадии проверки финансовой отчетности определяет вид аудиторского заключения о ее достоверности и соответствии во всех существенных аспектах принятым правилам ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.

Результаты аудиторской проверки не только отражаются в письменном заключении и отчете аудитора, но и сообщаются руководству организации и ее собственникам (акционерам) в виде устного доклада. Из опыта практической работы по аудиту можно рекомендовать в этих докладах сообщить слушателям кроме мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности результаты ее общего анализа. Это делает доклад аудитора более интересным и содержательным.

Во всех случаях аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность сведений и документов, полученных ими в ходе аудита, не передавать их третьим лицам, не разглашать в СМИ без письменного согласия клиента.

По результатам проведенного аудита были разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета на анализируемом предприятии:

1.Необходимо подтверждать совершенных бухгалтерских операций соответствующими первичными документами;

2.Проводить тщательный контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

3.Ежемесячно производить удержания из заработной платы в счет погашения недостачи товарно-материальных ценностей.

4.Предприятию рекомендуется в установленном порядке получить лицензию на право осуществлять вид деятельности, который производился, но не был лицензирован.

5.Оценка списания материалов не закреплена учетной политикой. Предприятию рекомендуется выбрать один из способов оценки списания материалов и закрепить его в учетной политике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.