Рефераты. Аудит безналичных расчетов

Методика аудита безналичных расчетов.

Аудит операций по безналичным расчетам предприятия характерен наличием следующих методических особенностей.

Аудиторы знакомятся с рабочим планом счетов, разрабатываемым организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета финан-сово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению и утверждаемым в приказе по учетной политике в части счетов, корреспондирующих со счетами 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета».

Аудиторы знакомятся с организацией ведения бухгалтерского учета по счетам 51 и 52, порядком ведения аналитического учета по данным счетам. Выяснить, какие аналитические счета открыты к счету 51 «Расчетные счета», если предприятие имеет несколько счетов в разных банках; выяснить, в каких учреждениях банков открыты расчетные счета. Выясняют особенности использования каждого из этих счетов, узнают, кто из работников бухгалтерии, согласно выданным доверенностям, сдает в банк платежные до-кументы и получает выписки с приложением платежных докумен-тов. Уточняют, какие из счетов были открыты или закрыты в проверяемом периоде, установить причины закрытия счетов. На этом этапе полезны следующие действия:

1) произвести сверку остатков и оборотов по выпискам банка с регистрами бухгалтерского учета, данными Главной книги, по-казателями бухгалтерской отчетности. Проверить подтверждение банком остатка по каждому счету на начало и конец проверяемо-го периода;

2) произвести расчет уровня существенности.

Методология проверки правильности отражения опе-раций в бухгалтерском учете по счету 51 «Расчетные счета».

1. Проверить соблюдение требований к оформлению первич-ными документами операций по расчетному счету.

Вне зависимости от того, какая форма безналичных расчетов используется на практике, все расчетные документы должны со-ответствовать требованиям, установленным Банком России. Ос-нованием для отражения операций по движению денежных средств на расчетном счете предприятия являются:

· расчетные документы (в зависимости от формы расчетов);

мемориальные ордера (внутренние документы банка);

· выписки банка с расчетного счета, оформленные в установлен-ном порядке.

Проверить, правильно ли сгруппированы выписки по сче-там за проверяемый период (остаток средств на конец периода в предыдущей выписке должен быть равен остатку средств на на-чало периода в следующей выписке) и имеются ли к ним первич-ные документы.

Установить, соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных первичных документах и пла-тежных документах.

Сумма по выписке должна соответствовать сумме в платежном документе, однако в первичных документах могут быть отличаю-щиеся суммы, например в выписанных счетах на оплату может быть сумма больше или меньше той, которая указана в платеж-ном поручении (это может быть следствием наличия дебиторской или кредиторской задолженности аудируемого лица перед контр-агентом). Сумма, указанная в выписке банка, может быть мень-ше суммы, указанной в первичном документе, если по данному документу ранее была произведена частичная оплата.

1.3. Проверить, имеется ли на первичных документах, прило-женных к выписке, штамп банка. Если имеются документы без штампа, то аудитор может сделать запрос в банк (в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельнос-ти №5 с целью подтверждения правильности произведенного платежа.

2. Проверить законность и обоснованность операций по дви-жению денежных средств на расчетном счете.

Как правило, аудиторы-юристы в самом начале работы производят анализ договоров аудируемого лица, поэтому аудито-ру при выявлении некорректного платежа следует изучить дого-вор и ознакомиться с рабочей документацией, созданной в ходе анализа договоров.

Провести анализ формулировок платежей, указанных в платежных документах, обращая внимание на наличие выделения налога на добавленную стоимость. В том случае, если формули-ровка платежа нетрадиционна для аудируемого лица, запутана, непонятна, необходимо провести дополнительные процедуры по проверке этой операции.

Используя рабочую документацию и результаты проверки других разделов аудита, проверить основания для перечисления платежей в пользу третьих лиц (физических) через почтовые от-деления или на счета в банках. Например, если перечисляются удержанные алименты, то сверить суммы с выписками из решений судебных органов, заработную плату -- с расчетно-платежными ведомостями, а также достоверность указанных в перечне по-чтовых адресов получателей переводов (при проверке расчетов с ра-бочими и служащими). Если в банковской выписке обнаружены ис-правления, то может быть инициирован запрос в банк.

Как правило, по операциям, отражаемым через банковские счета, сторнировочных записей в регистрах бухгалтерского учета не должно быть, так как допущенная ошибка по банковским опе-рациям -- это или излишне зачисленные или снятые суммы, ко-торые восстанавливаются обратными бухгалтерскими записями, поскольку ошибочное зачисление производится на основе доку-мента. Ошибочно зачисленные платежи подлежат возврату. При снятии со счета ранее ошибочно зачисленной суммы банк состав-ляет мемориальный ордер с указанием причины списания со сче-та. Именно поэтому наличие сторнировочных записей по расчет-ному счету в регистрах бухгалтерского учета должны быть особо тщательно исследованы на предмет надежности системы бухгал-терского учета и внутреннего контроля.

Рассмотрим методологию проверки правильности отражения опе-раций в бухгалтерском учете по счету 52 «Валютные счета».

Бухгалтерский учет безналичных денежных средств аудируемого лица в иностранных валютах на счете 52 ведется в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату поступления (списания) средств. К счету 52 «Валютные счета» могут быть открыты субсчета 1 «Валютные счета внутри страны» и 2 «Валютные счета за рубежом».

Аналитический учет ведется но каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.

С 18 июня 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе определен перечень вопросов, по которым Правительство Российской Федерации и Банк России могут при-нимать нормативные акты по регулированию валютных операций. Кроме того, впервые в российском валютном законодательстве по-явилось правило, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законода-тельства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. При проверке необходимо учи-тывать действующий порядок и норматив обязательной продажи валютной выручки.

В связи с тем что учет валютных операций ведется в националь-ной валюте, появляется необходимость пересчета конкретных сумм иностранной валюты в рубли при отражении в учете валют-ных операций. Правила бухгалтерского учета валютных операций регламентированы отдельными нормативными актами:

Федеральным законом от 23.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтер-ском учете» (с изм. и доп.);

Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обяза-тельств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 г. №2н.

ущерба возможно в случае растрат, хищений, нанесения матери-ального ущерба, выпуска бракованной продукции.

При тестировании системы внутреннего контроля необходимо установить причины выпуска брака, степень вины работника, правильность оформления актов. При выявлении недостач взыс-кание с материально ответственного лица может быть осуществ-лено при наличии его вины, установленной в судебном порядке, или на добровольной основе, при этом необходимо проверить осуществление расчета норм естественной убыли.

В зависимости от результатов тестирования системы внутрен-него контроля аудиторы составляют общий план и программу

аудита.

В состав денежных документов, находящихся в кассе, входят почтовые марки, марки государственной пошли-ны, вексельные марки, оплаченные путевки в санатории, дома отдыха и др. Проверка денежных документов должна сопровождаться полной инвентаризацией их с состав-лением соответствующего акта.

В процессе контроля следует убедиться в равенстве ос-татков данных аналитического учета остатку по синтети-ческому счету 50, субсчет 3 «Денежные документы». По данным ана-литического учета необходимо установить своевременность и правильность оприходования денежных средств.

Тщательной проверке должны быть подвергнуты опе-рации по открываемым на ряде предприятий текущим счетам уполномоченных лиц (производителей работ и других) для выплаты на месте заработной платы и других целевых расходов (законность всех этих операций, а так-же качество и обоснованность самих документов).

Безналичные расчеты производятся на основании расчетных документов установленной формы. Расчетный документ-- это письменное требование или поручение владельца счета на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товарно-материальные цен-ности, выполненные работы и оказанные услуги, а также по другим платежам. Расчетные документы должны соответство-вать установленным стандартам и содержать ряд обязатель-ных реквизитов. Содержание документов и правила их оформ-ления определены Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования выписываются, как правило, в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимых для банка и всех участ-вующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чер-нилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

Списание средств со счетов плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного докумен-та (документа, переданного по телефаксу), если иное не ого-ворено указаниями Центрального банка РФ.

Аудитор должен обратить внимание также на следующие особенности законности практики проведения безналичных расчетов. Нарушение получателем средств обязательств по договору в части отгрузки товара, оказания услуг или производства работ является основанием для применения к нему контрагентом мер граж-данско-правовой ответственности. Так, если по-ставщик не отгрузил покупателю предусмотрен-ный договором товар, а банку для получения вы-плат представил фальсифицированные документы, по внешнему виду не вызывающие сомнения в их подлинно-сти, банк не может нести ответственность за убытки, причи-ненные покупателю, поскольку никаких нарушений в данной ситуации не допустил. Но при расчетах аккредитивами неред-ко имеют место и нарушения условий выплат со стороны ис-полняющего банка. Например, поставщик отгрузил продук-цию, не предусмотренную договором, а исполняющий банк выплатил средства, несмотря на то, что в представленных ему товаротранспортных документах вид товара не соответствовал тому, для оплаты которого был выставлен аккредитив. Требо-вание плательщика к поставщику о возврате выплаченных сумм -- это, по существу, требование о повороте оплаты про-дукции, отгруженной с нарушением условий договора. Требо-вание к банку -- это требование о возврате сумм, выплаченных с нарушением условий аккредитива.

Аудитор обязан проверить, чтобы предприятие, принимающее в оплату чеки, зафиксировало -что:

а) сумма чека не превышает предельной суммы, обозна-ченной на его оборотной стороне и в чековой карточке;

б) номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответ-ствует обозначенному в чековой карточке;

в) паспортные данные чекодателя соответствуют данным, указанным в чековой карточке.

Ошибки, выявленные при аудите безналичных расчетов.

1.В марте месяце предприятию ОАО «Коммунальщик» было поставлено сырье от ООО «МеталПРОФИ». Был составлен договор в котором говорилось, что через три месяца ОАО «Коммунальщик» отгрузит продукцию ООО «МеталПРОФИ» в расчет за поставленное сырье.

Бухгалтер сделал следующие проводки:

Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

15.03.07

214

Получен сырье (метал) от ООО «МеталПРОФИ»

10

60-2

420000

15.03.07

215

Отражен НДС

19

60-2

75600

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.