Рефераты. Аудит

20. Аудиторские доказательства

Виды аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.

Внутренние -- включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта (в устном и письменном виде),

внешние -- информацию, полученную от третьих лиц (в письменном виде обычно по письменному запросу аудиторской организации),

смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Если их проранжировать по ценности и достоверности, то сначала идут внешние доказательства, затем смешанные и внутренние.

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Достаточность аудиторских доказательств определяется на основе оценки СВК и величины аудиторского риска. Достоверность доказательств, полученных самой аудиторской организацией бывает обычно выше, чем достоверность доказательств, предоставленных экономическим субъектом. Достоверность письменных доказательств выше, чем устных.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах в форме записей об изучении и оценке постановки БУ и организации внутреннего контроля, а также таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Они используются при составлении аудиторского заключения.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

а) финансово-бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс (форма 1), Отчет о финансовых результатах и их использовании (форма 2), Приложение к балансу (форма 5);

б) бухгалтерские регистры (учетные и контрольные): журналы-ордера, Главная книга, журнал хозяйственных операций, кассовая книга, расчетно-платежные ведомости по заработной плате и т. д., оборотные, сальдовые и шахматные ведомости;

в) первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

г) статистическая отчетность;

д) отчетность по взносам во внебюджетные фонды;

е) отчетность по налогообложению;

ж) уставные документы, договора, приказы и другие административные документы;

з) результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности;

и) устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

к) сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

л) результаты инвентаризации;

м) обращения к руководству за разъяснениями в устной и письменной форме.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из разных источников, и разные по форме представления. При противоречивости доказательств, полученных из разных источников, аудитор должен использовать дополнительные процедуры.

21. Методы аудиторской проверки

Методы аудиторских получения доказательств. Наиболее распространены следующие:

1. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет заключается в проверке ранее сделанных клиентом арифметических расчетов и в выполнении независимых подсчетов. При обнаружении ошибок в подсчете аудитору следует проследить дальнейший путь этой искаженной информации и оценить ее влияние на степень достоверности отчетности.

2. Инвентаризация. Этот прием подтверждает физическое наличие имущества и финансовых обязательств, дает точную информацию об их существовании и приблизительную о состоянии и оценке основных средств, МБП, материалов, готовой продукции и т.п. Проверка может проводиться в 2-х направлениях: в направлении сверки учетных данных с фактическим наличием ценностей и наоборот.

3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Достоверна только информация, полученная в момент исследования учетных работ, выполняемых бухгалтерией.

4. Подтверждение. В значительной части деловых операций участвуют третьи стороны. От них могут быть получены в письменном виде подтверждения информации, которая вызывает сомнение у аудитора. Если от третьей стороны получена информация, расходящаяся с учетными данными клиента, то надо применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.

5. Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и третьей стороны. Его проводят на всех стадиях аудита, и в ходе ознакомительного посещения фирмы-клиента, и для выяснения отдельных вопросов, возникающих при проверке. Результаты должны записываться в виде протокола или краткого конспекта с указанием фамилии, имени и отчества аудитора, проводившего опрос, и лица, которое было опрошено. Полученная информация должна быть подкреплена независимыми сведениями, полученными в ходе других аудиторских процедур. Исключение составляет добровольное признание в хищениях, нарушениях, неверном использовании учетной политики и т.п.

6. Проверка документов. Документы могут быть внутренними (подготовленными и обработанными внутри проверяемой фирмы), внешними (подготовлены вне фирмы), а также внутренними и внешними одновременно. Среди документов также выделяют официальные и обычные. Наиболее достоверными являются официальные документы. Степень доверия к внутренним документам зависит от качества внутреннего контроля за их подготовкой и обработкой. Цель проверки документов -- подтверждение учетных записей.

7. Прослеживание (сканирование). С помощью этой процедуры выявляются и изучаются нетипичные статьи и события, отраженные в учете. При выполнении этой процедуры аудитор выборочно проверяет первичные документы и их запись в регистры синтетического и аналитического учета.

8. Аналитическая процедура. Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемой организации с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выявление причин таких ошибок и искажений. Типичные виды аудиторских процедур:

сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми);

оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

сопоставление финансовой информации и нефинансовой.

9. Подготовка альтернативного баланса сырья, материалов (на основании норм) и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) используется для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции.

22. Аналитические процедуры в аудите

Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемой организации с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выявление причин таких ошибок и искажений.

Типичные виды аудиторских процедур:

сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми);

оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

сопоставление финансовой информации и нефинансовой.

Если рассматривать конкретно аналитические процедуры, то можно выделить экспресс-анализ и детализированный анализ финансового состояния.

При первом методе производят оценку экономического потенциала предприятия (имущественное, финансовое положение, наличие "больных" статей в отчетности) и результативности финансово-хозяйственной деятельности (прибыльности, динамичности, эффективности использования экономического потенциала).

При втором методе проводят более углубленное рассмотрение по следующим этапам:

1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования (общая направленность финансово-хозяйственной деятельности и выявление "больных" статей в отчетности).

2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования, которые включают в себя:

оценку имущественного положения: сумма хозяйственных средств в распоряжении предприятия, доля активной части основных средств, коэффициент износа, коэффициент обновления и др.;

оценку финансового положения (или оценка ликвидности и платежеспособности): величина СОС, коэффициент покрытия общий, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент покрытия запасов, коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств и др.

3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, включающие:

оценку деловой активности: коэффициент оборачиваемости авансированного капитала, коэффициент устойчивости экономического роста;

оценку рентабельности: рентабельность авансированного капитала, рентабельность собственного капитала;

оценку рыночной активности: доход на акцию, ценность акции, рентабельность акции, дивидендный выход, коэффициент котировки акции.

Результаты процедур анализа следует рассматривать не отдельно, а во взаимосвязи с другими факторами, такими как особенности предпринимательской деятельности клиента, результаты других аудиторских процедур, факторы внутреннего риска.

23. Документирование аудита

Аудиторская документация помогает упорядочить процесс аудита, вести его по разработанной для аудиторской фирмы схеме.

В аудиторской документации можно выделить 2 группы:

- нормативно-справочная и налоговая документация;

- рабочие документы, создаваемые аудиторской организацией, а также полученные от экономического субъекта или третьих лиц при аудиторской проверке.

Нормативно-справочная и налоговая документация: при образовании аудиторской фирмы первое, что она должна сделать, это создать информационную базу нормативно-справочной и налоговой документации.

Ко второй группе рабочей документации аудитора относятся:

информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта;

извлечения или копии учредительных документов экономического субъекта, а также его иных важных для проверки юридических документов (договоров, контрактов, протоколов);

описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

планы и программы проведения аудита;

описание использованных аудиторских процедур и их результатов, сведения о том, кем и когда они выполнялись;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.