Введение
Работа бухгалтера - процесс творческий и предполагает регулярное обновление и углубление знаний. Бухгалтер должен досконально знать законодательные акты по бухгалтерскому учету и свободно ориентироваться в многообразии нормативных материалов.
Контроль за порядком образования, хранения и использования денежных средств является важнейшей задачей бухгалтерии организации независимо от организационно правовой формы, сферы деятельности и принадлежности организации.
Среди всех экономических рычагов управления производством особая роль отводится бухгалтерскому учету - основному поставщику информации для принятия управленческих решений. Достоверная и своевременная информация позволит своевременно и успешно решать назревшие вопросы, осуществлять на деле мероприятия, способствующие повышению эффективности производства.
Внутренний аудит является элементом системы внутреннего контроля экономических субъектов. Он создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения -- управления (отделы) внутреннего аудита.
Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.
Все выше сказанное подтверждает актуальность темы «Организация учета и внутреннего аудита денежных средств». Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета в целом и организации внутреннего учета денежных средств в частности в ФГУП Учхозе ГОУ ПГСХА, выявление недостатков в учете, поиск путей совершенствования учета денежных средств.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
· изучить теорию вопроса;
· изучить задачи учета денежных средств
· Исследовать организацию первичного, синтетического и аналитического учета денежных средств;
Источниками информации при написании курсовой работы послужили:
а) данные годовых отчетов предприятия за 2003-2005 гг;
б) регистры синтетического и аналитического учета денежных средств;
в) первичные, накопительные и сводные документы по учету денежных средств.
1. Теоретические аспекты учета денежных средств и внутреннего аудита
Нормативно правовые акты, регулирующие учет и внутренний аудит движения денежных средств
К основным законодательным и нормативным документам, регулирующим объект проверки, относятся:
Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Центрального банка России № 40 от 22 сентября 1993 г.).[2]
Закон РФ № 5215-1 от 18 июня 1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (ред. от 30 декабря 2001 г.).[3]
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» (утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.).[4]
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).[5]
Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (Приложение к Приказу ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995 г.).[6]
Методические рекомендации по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к письму ГНС РФ № НИ-6-07/152от 5 мая 1994 г.).[7]
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Постановление МФ РФ № 104 от 30 августа 1993 г.).[8]
Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-у).[9]
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету налоговых операций (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 88 от 18 августа 1998 г.) (ред. от 3 мая 2000 г.).[10]
10. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 132 от 25 декабря 1998 г.).[11]
Деятельность внутреннего аудитора определяется документами, созданными в рамках экономического субъекта. Отдельные рекомендации по организации работы внутреннего аудита даны в стандарте аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита».
Таблица 1.1 Требования нормативных документов регулирующих аудит
Внутренний аудит
Правило аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита», пп. 2.1, 2.6
Внутренний аудит -- это организованная экономическим субъектом и действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Функции внутреннего аудита: проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению, контроль бухгалтерской информации, специальное изучение отдельных статей отчетности и т.д.
Внутренний аудит нацелен на обеспечение соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта действующим нормативным актам, разработку мероприятий по его совершенствованию
Внутренний аудит осуществляется в целях совершенствования и повышения качественного уровня организации внутрихозяйственного учета и контроля. Таким образом в отличие от внешних внутренние аудиторы являются постоянными помощниками бухгалтерского аппарата организации. Примечательно, что в период появления первых аудиторских фирм возникали большие сомнения в отношении возможности внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в процессе аудита. Эти сомнения развеялись с появлением в феврале 1996 г. стандарта аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» (в настоящее время действует правило аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696). В нем отмечалось, что аудиторское заключение не должно содержать ссылок на искажения бухгалтерской отчетности, исправленные в процессе аудиторской проверки. Развитие нормативной базы аудита сопровождалось появлением нормативных документов, содержание которых свидетельствовало не только о возможности, но и в отдельных случаях о необходимости внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в ходе аудиторской проверки, что подтверждается данными табл. 1.1.[Гиляровская]
Обратимся теперь к этапам (стадиям) бухгалтерского учета. Известно, что на первом этапе ведут текущее наблюдение, измерение и регистрацию фактов хозяйственной деятельности, т.е. формируют первичную информацию для ее последующей обработки. На втором этапе производится систематизация и группировка учетных сведений, содержащихся в первичных учетных документах. Информация обобщается в учетных регистрах, на бухгалтерских счетах в форме, пригодной для внутренних и внешних пользователей. Третий этап заключается в подготовке установленных форм бухгалтерской отчетности. Говоря о стадиях бухгалтерского учета нередко выделяют и еще одну -- анализ деятельности организаций по данным учета и отчетности. Заметим, что роль аудиторов велика на каждом из этапов бухгалтерского учета. Уже на первом этапе аудитор может указывать клиенту на нарушение действующего законодательства в отношении оформления первичных документов. Очень важно оформить первичный документ таким образом, чтобы он мог быть принят к бухгалтерскому учету. В соответствии с рекомендациями и требованиями аудитора могут существенно корректироваться данные учетных регистров и показатели бухгалтерской отчетности. Ошибки, исправление которых возможно, устраняются. Анализ деятельности организации целесообразно осуществлять с использованием показателей бухгалтерской отчетности, достоверность которых подтверждена аудитором. Примечательно, что очень часто анализом финансового состояния организации аудиторы по предварительной договоренности с клиентом завершают свою проверку. Проведение анализа может являться одной из функций внутренних аудиторов организации.[17]
В заключение заметим, что основными нормативными документами бухгалтерского учета установлена необходимость представления аудиторского заключения в составе годовой бухгалтерской отчетности организаций, которые должны проводить обязательный аудит. Это требование подтверждено письмом Минфина РФ «О составе представляемой годовой бухгалтерской отчетности» от 18 февраля 2003 г. № 16-00-13/01.[23]
1.2 Экономическая сущность и проблемы учета денежных средств
Денежные средства (ДC) организации (строка 260) являются наиболее подвижными активами, где, как показывает практика, наиболее вероятны нарушения и злоупотребления. В связи с этим аудит рекомендуется проводить сплошным методом. При проверке операций с наличными ДС (строка 261) аудитору необходимо определить законность, достоверность и целесообразность операций, связанных с движением ДС. Проверка операций с наличными ДС допускает использование любого из наиболее известных методов получения аудиторских доказательств. Порядок проведения аудиторских процедур, их последовательность аудитор избирает самостоятельно. Остаток наличных денег на дату составления отчетности и обороты по счету 50 по данным учетных регистров должны соответствовать информации, представленной в Главной книге и формах отчетности (бухгалтерском балансе и отчете о движении денежных средств). Дебетовое сальдо по счету 50 надо сопоставить с данными кассовой книги на соответствующую дату.[18,20]
При осуществлении аудита следует проверить соблюдение:
* правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;
* условий хранения и обеспечения сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;
* установленного порядка хранения чековых книжек, правил получения по ним денег, использования по назначению полученных по чекам из банков наличных денег;
*лимита хранения наличных денег в кассе и выдачи денег под отчет на командировочные, хозяйственные и другие нужды;
* своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассу, полученных из банка, а также от юридических и физических лиц в виде выручки и по другим основаниям;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12