Содержание
1. Введение
2. Отдел сбыта и его роль в реализации продукции.
3. Процесс отгрузки и реализации продукции.
4. Методика анализа отгрузки и реализации продукции.
5. Выявление резервов увеличения реализации продукции.
6. Особенности анализа производственно- хозяйственной деятельности в лесном комплексе.
7. Анализ отгрузки и реализации продукции на ОПУП “Мебельщик”.
8. Заключение
9. Список использованных источников
10. Приложение
Введение
Деревообрабатывающая промышленность - одна из важнейших отраслей страны. Эффективность ее функционирования зависит от многих факторов, в том числе и от эффективного анализа хозяйственной деятельности отдельных предприятий. В данной курсовой работе рассмотрен анализ отгрузки и реализации продукции на примере ОПУП (областное производственное унитарное предприятие) «Мебельщик». Сбыт продукции во многом определяет всю остальную деятельность предприятия, т.к. реализованная продукция - это средства для нового производственного цикла, на развитие предприятия и т.д., то есть без сбыта реализованной продукции вся остальная деятельность производителя бессмысленна. Анализ помогает выявить резервы предприятия по увеличению выпуска и реализации продукции, разработать мероприятия по освоению данных резервов, помогает правильно и эффективно планировать деятельность предприятия на будущие периоды и, следовательно, увеличить прибыль предприятия.
ОПУП «Мебельщик» - предприятие небольшого размера ( по штатному расписанию 47 человек), ориентированное в основном на выпуск недорогой мебели и строительных материалов из древесины для населения и организаций Сморгонского района. Часть продукции, (в основном дверные полотна) идут на экспорт в Россию. Так как размеры предприятия небольшие, персонал специалистов и служащих составляет всего 12 человек. Персонал экономического отдела : гл. бухгалтер, бухгалтер, экономист, зам. директора по коммерции и маркетингу. Непосредственно анализ хозяйственной деятельности предприятия является обязанностью экономиста (Томашевской Т.Л.). Анализ отгрузки и реализации продукции на предприятии включает в себя оценку выполнения договоров по объему и ритмичности поставки, анализ динамики и выполнения плана по отгрузке и реализации, анализ реализации продукции по факторной модели.
1.Отдел сбыта и его роль в реализации продукции
Процесс сбыта продукции - процесс обеспечения своевременной ее поставки в номенклатуре, количестве и в сроки, установленные планом реализации (продаж) или договорами. Это две стороны единого процесса, связанные с приобретением или реализацией, доставкой и хранением материальных ресурсов. Рациональная организация сбыта продукции способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению издержек обращения и повышению эффективности производства.
Служба сбыта ведет ежедневный учет отгруженной продукции, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, оформляет отгрузочные документы, необходимые для составления счетов и платежных требований. Служба сбыта предприятия, его сбытовая деятельность может быть организована по следующим направлениям:
По функциям, предусматривающим создание функциональных отделов, включающих рыночные исследования в области планирования производства и маркетинга, формирования спроса и стимулирования сбыта;
По видам товаров, требующих специфических условий производства, сбыта и обслуживания, когда создаются группы, каждая из которых занимается своим товаром (продукцией, изделием);
По рынкам, требующим выделение работников, занимающихся данной («своей») группой потребителей;
По территориям, позволяющим учитывать особенности потребления товаров по каждому из регионов, жители которых близки по демографическим и другим характеристикам.
На предприятии ОПУП «Мебельщик» функции сбыта возложены на отдел материально-технического снабжения.
Во всех случаях деятельность службы сбыта предприятия должна согласовываться со стратегией маркетинга, включающей поиск рынка сбыта и увеличение прибыльности, учитывать уровень концентрации (объемы) и специализации, степень хозяйственной самостоятельности, особенности выпуска и потребления продукции, другие факторы.
2. Процесс отгрузки и реализации продукции
Прежде чем проводить анализ любого из видов хозяйственной деятельности предприятия необходимо рассмотреть из чего эта деятельность состоит, ее этапы и объекты. Процесс отгрузки и реализации продукции, его правильная организация во многом определяют эффективность работы предприятия, т.к. предприятие получает прибыль только после реализации продукции. Рассмотрим процесс реализации продукции.
Предприятие реализует готовую продукцию на основании заключенных с покупателями и заказчиками договоров поставки. В договорах предусматриваются: номенклатура поставляемой продукции, сроки, цена, санкции за невыполнение условий договора. Четкое исполнение предприятием своих обязательств по заключенным договорам, имеет важное значение прежде всего для самого предприятия, повышает его авторитет и заслуживает доверие клиента, содействует его устойчивой работе в условиях рынка, позволяет своевременно выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам и т.п.
В соответствии с заключенным договором отдел сбыта своевременно передает на склад готовой продукции для исполнения "приказ-накладную" на отгрузку (отправку) продукции потребителю. Если продукция отпускается со
склада непосредственно представителю покупателя, то у него заведующий складом требует доверенность на получение груза, которую заведующий складом отбирает у представителя покупателя, а, в свою очередь, представитель покупателя делает в приказе-накладной расписку о фактически полученном грузе. В первом и во втором случаях заведующий складом заполняет "Ведомость расчетов с покупателями", которую закрывает в конце каждого месяца.
Однако, как правило, продукция оправляется покупателю без участия его представителя автомобильным, железнодорожным, водным или авиационным транспортом. Тогда заведующий складом отпускает продукцию экспедитору предприятия, в должностные обязанности которого входит доставка полученной им продукции автотранспортом, либо непосредственно покупателю(заказчику)или на железнодорожную станцию(на пристань, в аэропорт)отправления для ее дальнейшего транспортирования. В этом случае транспортная организация оформляет провозные документы, которые экспедитор передает в отдел сбыта для отметки об исполнении договора поставки и выписки счета (или счета - платежного требования) на имя покупателя.
Если продукцию вывозит представитель покупателя, то в счете указывают: дату и номер доверенности, фамилию, имя и отчество получателя, номер автомашины, на которой вывезена готовая продукция.
При отправке продукции покупателю транспортными организациями или предприятиями в счете отмечают: вид транспорта, которым отправлена продукция, количество мест, вес, номер и дату транспортного документа. Затем вносят сведения об отправленных (реализованных) ценностях: наименование продукции и тары; отдельными позициями - налоговые платежи с покупателя и общую сумму счета к уплате. Если оплаченный продавцом (поставщиком) транспортный тариф подлежит возмещению покупателем, то в счете - платежном требовании отдельной строкой показывают уплаченный транспортный тариф для взыскания с покупателя.
3.Методика анализа отгрузки и реализации продукции.
3.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
Как уже отмечалось ранее, реализация продукции или услуг для любого предприятия является основным результирующим показателем. По этому показателю судят о значимости предприятия на рынке. Эффективность деятельности, таким образом , в немалой степени зависит от эффективности анализа реализации и отгрузки продукции. Чтобы анализ был экономически выгоден его необходимо проводить по эффективной и правильной методике.
Задачи анализа:
1. охарактеризовать источники информации, привлекаемые для анализа;
2. изучить динамику и степень выполнения плана реализации продукции в действующих и сопостави-мых ценах и факторы их изменения;
3. обосновать факторы изменения объема реализации продук-ции и провести их количественное измерение;
4. оценить и провести анализ выполнения договорных обяза-тельств;
5. оценить и провести анализ показателей ритмичности;
6. оценить и провести анализ показателей качества;
7. оценить и провести анализ показателей эффективности по-вышения качества продукции;
8. определить резервы (возможности) увеличения объема реализации продукции.
Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)
Объектами анализа реализации продукции являются показатели, приведенные на рис.1
Рис. 1. Объекты анализа отгрузки и реализации продукции.
3.2. Методика анализа динамики и степени выполнения плана по реализации продукции
Анализ реализации продукции начинают с изучения динамики ее реализации, расчета индексов роста и прироста. Анализ производится по таблице
Табл.1 Динамика реализованной продукции
Год (месяц, квартал)
Реализованная и отгруженная продукция в сопоставимых ценах, руб.
Темпы роста, %
Базисные
Цепные
Тб=РПi/РП0х 100%
Тц=Рпi/РПi-1 х 100%
В этой таблице РПi-1, РПi - объем реализованной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году (месяце, квартале) соответственно;
РПо - объем реализованной продукции года (месяца, квартала), взятого за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать средние темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) реализованной продукции:
Тпр = Тср - 100 .
Анализ выполнения плана по реализации продукции производят на основе табл.2
Табл.2 Анализ выполнения плана за несколько периодов.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. Анализ динамики по объему и реализации продукции на-растающим итогом с начала года производится по данным формы 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность про-мышленного предприятия (объединения) о производстве от-дельных видов продукции в ассортименте" и формы 1-п срочная (месячная).
Страницы: 1, 2, 3, 4