Организация и внедрение управленческого учета в молочном скотоводстве требуют дальнейшего совершенствования отдельных форм первичных документов по учету затрат и выходу продукции, а также производственных отчетов.
Авторы Л. И. Стешиц и И.А. Катанова предлагают ряд регистров по учету и контролю затрат на производство продукции животноводства, которые могут быть использованы в других отраслях сельского хозяйства. Они включают: «Производственный отчет структурного подразделения»; «Сводный производственный отчет по структурным подразделениям», «Ведомость аналитического учета и контроля отклонений затрат от установленных нормативов». Эти документы и регистры приспособлены для ведения учета по центрам ответственности в сочетании с нормативным методом и системой «директ-костинг» [18, с. 55].
3. Анализ себестоимости продукции животноводства
3.1 Анализ динамики себестоимости продукции и определяющих ее факторов
На современном этапе развития рыночных отношений, когда вся ответственность за финансово-экономическую деятельность перенесена на субъекты хозяйствования, возрастают требования к экономическому анализу. Организации, для того чтобы не оказаться на грани банкротства, должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости [21, с. 94].
В связи с переходом на международные стандарты существенно изменяется и методика анализа хозяйственной деятельности и, в первую очередь, методика анализа себестоимости продукции и финансовых результатов.
На современном этапе методика проведения анализа придерживается общей последовательности, но отечественные и российские авторы предлагают свои подходы к определению тех или иных показателей в процессе анализа себестоимости продукции.
При проведении анализа себестоимости продукции с точки зрения Н.В. Войтоловского необходимо разграничивать такие понятия как: операционная себестоимость, цеховая себестоимость, производственная себестоимость и полная себестоимость.
Операционная себестоимость - это условно-переменные материальные затраты и расходы на оплату труда
Цеховая себестоимость складывается из операционной себестоимости и общепроизводственных расходов.
Производственная себестоимость состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов.
Полная (коммерческая) себестоимость - это производственная себестоимость продукции и расходы на ее продажу [22, с. 180].
В связи с этим он предлагает основные направления для анализа себестоимости продукции (см. приложение 16).
Существующая методика проведения анализа себестоимости продукции включает следующие этапы:
1)изучение общей суммы затрат на производство продукции:
-оценка выполнения плана по обобщающим показателям и их динамики;
-сопоставление изменение затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от её реализации;
-проведение межхозяйственного анализа;
-оценка изменения в структуре по элементам затрат;
2)анализ затрат на рубль произведенной продукции (издержкоемкости):
-изучение выполнения плана и динамики издержкоемкости продукции;
-проведение межхозяйственного сравнения;
-факторный анализ издержкоемкости;
3)анализ себестоимости отдельных видов продукции:
-изучение динамики;
-факторный анализ себестоимости отдельных видов продукции;
-анализ себестоимости по статьям затрат;
4)анализ прямых материальных затрат:
-изучение факторов изменения материальных затрат на единицу продукции;
-факторный анализ суммы прямых материальных затрат на весь объем производства каждого вида продукции;
5)анализ прямых трудовых затрат:
-факторный анализ зарплаты в расчете на единицу продукции;
-факторный анализ общей суммы заработной платы на производство продукции;
6)анализ косвенных затрат;
7)анализ затрат по центрам ответственности;
8)определение резервов снижения себестоимости.
При оценке показателей себестоимости Л.Л. Ермолович считает целесообразным на первом этапе анализа сопоставить изменение затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации. Исходная информация содержится в отчете о затратах на производство продукции (работ, услуг) и выписке из отчета о прибылях и убытках.
Так как итоговым показателем использования ресурсов является реализация продукции, поэтому целесообразно проанализировать изменение удельного веса в выручке (нетто) себестоимости реализованной продукции, а также произвести анализ выручки (нетто), приходящейся на 1 р. себестоимости произведенной и реализованной продукции. Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов организации, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность продаж [23, с. 276].
Изучение себестоимости продукции животноводства следует начинать с оценки ее уровня по отдельным видам. Показатели анализируемого хозяйства сравнивают с данными передовых хозяйств, среднерайонными, изучают в динамике (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1 Анализ динамики общей суммы затрат на производство продукции животноводства (молочное скотоводство), выручки (нетто), полной себестоимости произведенной продукции в СПК «Щепичи»
Показатель
2006 г.
2007 г.
Абсолютное изменение (гр.2 -гр.1)
Темп роста (гр.2/гр.1)*100,%
1. Выручка (нетто) от реализации продукции, млн.руб.
2312
2825
+513
122,19
2. Общая сумма затрат на производство молока, млн.руб.
2767
2959
+192
106,94
3. Полная себестоимость реализованной продукции, млн.руб.
2225
2415
+190
108,54
Данные для составления табл. 3.1 взяты из формы 7 АПК годовых отчетов за 2006 и 2007 годы (см. приложения 17 и 18 соответственно).
На основании данных табл. 3.1 можно сделать вывод, что в отчетном периоде по сравнению с предыдущим выручка увеличилась на 513 млн. руб. и темп ее роста составил 122,19 % (увеличение на 22,19%), а темп роста общей суммы затрат на производство молока равен 106,94% (увеличение на 6,94 %). Следовательно, в отчетном периоде, по сравнению с предыдущим, рентабельность производственной деятельности (молоко) возросла в 4,3 раза.
R=(Выручка-С/сть реал. прод-ции)/ С/сть реал. прод-ции
R2006 =(2312-2225)/2225?100%=3,91%
R2007 =(2825-2415)/2415?100%=16,98%
R2007/ R2006 = 16,98%/3,91%=4,34
Чтобы найти пути повышения этого показателя, необходимо провести анализ общей суммы затрат в целом и по основным элементам.
Одним из этапов углубленного анализа себестоимости продукции является изучение состава, структуры затрат на производство и изменения себестоимости за отчетный период по отдельным элементам затрат.
Группировка затрат по элементам является единой и обязательной для организаций всех отраслей и форм собственности. Она позволяет осуществлять контроль формирования, структуры динамики затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материало-, трудо- и фондо-емкости производства [23,с. 286].
Данные по элементам затрат представлены в табл. 3.2. На рис. 3.1 изображено изменение структуры затрат на производство молока в СПК «Щепичи».
Рис. 3.1 Структура затрат на производство молока
Как видно из рис. 3.1, произошел рост по таким элементам как зарплата с отчислениями и прочие затраты, доля же материальных затрат и амортизации снизилась. Наибольший удельный вес в составе материальных затрат на производство молока занимают корма. В данном случае можно говорить о том, что организация находит пути эффективного использования кормов.
Поэлементная группировка необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня организации, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных кормов, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации хозяйства [24, с. 192].
Анализ проводим на основании формы 13 АПК годовых отчетов за 2006 г. и 2007г. соответственно (см. табл. 3.2, приложения 19, 20).
Таблица 3.2 Затраты на производство молока в СПК «Щепичи» за 2006-2007гг.
Элементы затрат
Сумма, млн. руб.
Структура затрат, %
2006г
2007г.
+,-
Оплата труда с отчислениями на социальные нужды
688
787
+99
24,86
26,60
+1,74
Материальные затраты
1324
1355
+31
47,85
45,79
-2,06
В том числе:
- корма
-сырье и материалы
-электроэнергия и т.д.
1116
160
48
1120
181
54
+4
+21
+6
40,34
5,78
1,73
37,85
6,12
1,82
-2,49
+0,34
+0,09
Амортизация
277
284
+7
10,01
9,60
-0,41
Прочие
478
533
+55
17,28
18,01
+0,73
Полная себестоимость
100
-
Переменные расходы
Постоянные расходы
2092
675
734
+133
+59
75,61
24,39
75,19
24,81
-0,42
+0,42
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16