Амортизация основных фондов занимает большую долю в структуре расходов, а именно 53%, это обеспечивается фондоемкостью отрасли. Значительную долю в структуре расходов занимает оплата труда 15% в 2007 г. и 18% в 2008 г. Увеличение расходов на оплату труда на 6220 тыс. р. произошло за счет индексации заработной платы в 2008 году. Соответственно увеличились и отчисления на социальные нужды на 1751 тыс. р.
Материальные ресурсы занимают соответственно 7% и 11 % в 2007 году в структуре затрат. Доля материалов в структуре элементов затрат повысилась на 4 %, так как было потрачено больше материалов чем в соответствующем периоде прошлого года. Рост прочих материальных на 1518 тыс. р. сложился из-за предъявления счетов за охрану мостов через реку Обь. Увеличился в 2008 году и ремонтный фон на 2%.
Увеличение доли электроэнергии в структуре элементов затрат на 214 тыс. р. Произошло за счет повышения тарифов по ОАО «Алтайэнерго», а также вследствие обильных снегопадов было увеличение потребления электроэнергии компрессорной установки по обдувке стрелочных переводов на станции Барнаул.
Перерасход к плану составил 1907 тыс. р. или 101%, а к соответствующему периоду прошлого года расходы возросли на 12 680 тыс. р. или на 9%. Перерасход по материалам сложился в связи с непредусмотренным планом расходов на ремонт техники, укладки новых шпал, устранением замечаний весеннего комиссионного осмотра пути, а также для уничтожения растительности с пути в июле применялся раундал 830 килограмм. Перерасход по заработной плате возник за счет выплат по снегоборьбе, выплаты по не списочному монтерам пути по перекладке шпал, компенсаций за неиспользованный отпуск.
В современных условиях перехода транспорта России на рыночные отношения проблемы финансовой стабилизации железной дороги приобретают первостепенное значение. Акценты в деятельности транспортного объединения смещаются в сторону обеспечения рентабельной и устойчивой работы, гарантирующей его жизнеспособность.
2.2 Анализ состава, структуры и динамики основных фондов Барнаульской дистанции пути
Основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Эффективность использования основных средств, в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимая для принятия управленческих решений. К такой информации, в частности, относятся сведения о наличии и техническом состоянии объектов основных средств, получаемые в процессе инвентаризации. На основе указанной информации принимаются решения о списании с баланса используемых объектов основных средств путем продажи или ликвидации.
Основные средства через экономический механизм амортизации, а также затраты на их ремонт участвуют в формировании себестоимости товаров (работ, услуг) и финансового результата деятельности организации. На финансовый результат оказывают значительное влияние и операции по выбытию основных средств. Поэтому для обеспечения достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, организации должны вести учет операций с основными средствами в строгом соответствии с нормативными документами.
Для осуществления перевозочного процесса Барнаульская дистанция пути наделена основными фондами.
Путевое хозяйство - важная составная часть железнодорожного транспорта. Основной задачей путевого хозяйства является текущее содержание и ремонт (капитальный, средний, подъемочный) железнодорожного пути. Экономическое значение путевого хозяйства в работе железных дорог велико: на его долю приходится почти 55 % основных фондов железнодорожного транспорта и 22,1 % эксплуатационных расходов.
От мощности путевого хозяйства, его технического уровня и состояния зависит размещение на сети дорог тяговых средств, установление массы и скорости поездов, т.е. работа всех служб железнодорожного транспорта в целом. Железнодорожный путь должен всегда находиться в исправном состоянии, обеспечивающим своевременное и безопасное движение поездов. Чем больше скорости движения поездов, нагрузки на ось подвижного состава, грузонапряженность железных дорог, тем строже должно соблюдаться это требование. Одна из главных особенностей путевого хозяйства заключается в том, что с одной стороны, должно быть тщательное текущее содержание пути, своевременно должны производиться работы, входящие в комплекс предупредительных работ, работы по капитальному, среднему и подъемочному ремонтам пути, а с другой - чем выше грузонапряженность и, следовательно, частота движения поездов с большими скоростями и значительными нагрузками на ось подвижного состава, тем меньше времени остается для производства путевых работ.
Эта особенность налагает ответственность на организацию работы путевого хозяйства, которая должна быть оптимальна, обеспечивающая качество путевых работ и наименьшие задержки в движении поездов.
Другая особенность в том, что железнодорожный путь состоит из материалов, разнообразных по показателям прочности и срокам службы (металла, древесины или железобетона, балластного материала и грунта земляного полотна). И если для одного из составляющих путь материала, например, рельсов, истекает нормативный срок службы, железобетонные шпалы могут служить еще значительное время. А такие элементы верхнего строения пути, как резиновые прокладки, к этому времени уже давно отслужили свой срок.
С учетом состояния и оснащенности пути планируют показатели работы подвижного состава, направления перевозки грузов. Для ремонта пути созданы специализированные организации, путевые машинные станции.
Для планирования, учета, анализа и более целесообразного направления капитальных вложений основные фонды подразделяются на группы. Соотношение между группами представляют собой структуру основных фондов. В путевом хозяйстве на долю земляного полотна с обустройствами, верхнего строения пути и искусственных сооружений приходится около 90 % стоимости всех основных фондов путевого хозяйства.
Основные фонды путевого хозяйства непрерывно возрастают: увеличивается мощность верхнего строения пути, парк путевых машин и механизмов.
Производственно-хозяйственная деятельность каждого предприятия железнодорожного транспорта обеспечивается не только материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, но и основными средствами. Это средства труда, которые в сочетании с материальными условиями в процессе труда людей составляют производственный процесс.
Для выполнения основного вида деятельности Барнаульской дистанции пути располагает значительными основными фондами, наличие и структура которых показана в таблице 2.7.
Таблица 2.7. - Размер и структура основных средств в Барнаульской дистанции пути (тыс.руб.)
Виды основных средств
2007 год (базисный)
2008 год (отчетный)
стоимость
проц. к итогу
Производственные основные средства
3961342
100
3978287
I. Здания.
17959
0,45
4646
0,12
II. Сооружения - всего
3911996
98,75
3933563
98,88
III. Машины и оборудование - всего
из них:
-силовые машины и оборудование
-рабочие машины и оборудование
-измерительные и регулирующие приборы и устройства
-вычислительная техника
20492
1349
17060
1310
773
0,52
0,04
0,43
0,03
0,02
28132
1530
24047
1537
1018
0,71
0,60
IV. Транспортные средства - всего
9823
0,25
10564
0,26
V. Инвентарь производственный и хозяйственный, другие виды основных средств
1072
1382
Оценка структуры основных средств ПЧ-17 показала, что за прошедший год наличие основных фондов дистанции в денежном выражении увеличилось по всем видам основных средств. Исключение составили здания. Как видно из приведенной таблицы, удельный вес сооружений в общей структуре основных производственных фондов составляет наибольшее значение - 98,88 %. За период с 2007 г. по 2008 г. уменьшилась доля зданий в структуре основных фондов на 0,33 % за счет безвозмездной передачи на баланс структурной единицы НГЧ ВОД. Стоимость сооружений в 2007 г. составляла 3911996 тыс. р., что составляет в структуре основных фондов 98,75 %, в 2007 г. их доля повысилась на 0,13 % и составила 98,88 %, причем их остаточная стоимость значительно возросла в связи с переоценкой. Доля машин и оборудования в структуре основных фондов составила в 2006 г. 0,71 %, что превышает их долю в 2007 г. на 0,19 %. Вместе с тем существенно увеличилась доля вычислительной техники в связи с вводом новых информационных технологий, новых бухгалтерских программ и компьютеризацией рабочих мест; сильно увеличилась доля машин и оборудования за счет рабочих машин, их доля в 2008 г. составила 0,60 %. Немного увеличилась стоимость транспортного парка дистанции за счет переоценки, их доля составляла 0,25 % в структуре основных средств, что больше 2007 г. на 0,01 %. Удельный вес инструмента очень низок в структуре ПЧ, но сравнивая последние несколько лет, то в этой группе, также произошло увеличение за счет переоценки и поступления нового, более современного инструмента.
Важнейшими факторами, влияющими на структуру основных производственных фондов, являются: отраслевая принадлежность предприятия; характер выпускаемой продукции; объем выпуска продукции; уровень автоматизации и механизации; уровень специализации и кооперирования; климатические и географические условия расположения предприятия; уровень инфляции.
Влияние первого и второго фактора сказывается на величине и стоимости зданий, доле транспортных средств и передаточных устройств.
Рассмотрим возрастную структуру основных фондов дистанции в таблице 2.8.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9