Рефераты. Павловский парк p> 4

Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными полуциркульными окнами . В плане он повторяет мягкий изгиб галереи
. Снаружи арки оконных проёмов как бы опираются на колонны галереи , образуя на фасаде единый графический рисунок . А лепной декор и мраморная скульптура , размещенная в глубине галереи , как бы сливаются с широкими аркадами , нарядными лестницами и колоннадами , написанными Гонзаго на плоскости стены .

Фрагмент фасада

Библиотеки
Росси.

Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля .
И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во внешнем облике и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет большой интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с дворцом создавались и первые районы парка . Разбивая тогда их новом тогда пейзажном стиле , Камерон определил тогда дальнейший характер развития Павловского парка как пейзажного . Лишь при оформлении участков вблизи дворца архитектор , как бы отдавая дань традициям , использует черты парадных торжественных садов .
От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она была обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в форме шаров , и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда лип образовали Тройную аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть предназначалась для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже
- для пешеходов . Но интерес к регулярной планировке и подстриженным деревьям угасал . И липы , которых уже не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко раскинув свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно хороши они ранней весной , одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом боковые аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные коридоры с зелёными сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву , ложатся на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен лабиринт с затейливым рисунком дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника .
Здесь много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат привлекает проходящих по Тройной липовой аллее . Лабиринт , заглохший в 18 веке из-за отсутствия ухода , восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед находится
Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма .
Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит из трёх одинаковых по размерам архитектурных объёмов : центрального – с выступающим портиком и куполом и двух боковых , которые соединены с ним сквозными галереями .
Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди растений порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка в ясные дни залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо переступать порог – его нет : пол вольера находится на уровне земли
. Сейчас здесь размещена летняя библиотека – читальня .
И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы расположится в шезлонге с книгой или журналом в руках . . .

5

У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега заросли цветущем кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо из воды поднимается мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18 столетие . В те времена очертания его берегов напоминали фигуру женщины . Против южного фасада дворца в Собственном садике высится павильон Трёх граций , построенный в 1801 году по проекту Камерона
.
Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая перекрытие , напоминает классический портик .
Фронтоны его украшены барельефами работы скульптора И. П. Прокофьева . На одном , обращенному к дворцу , изображен Аполлон , на противоположном - богиня мудрости Маневра .
Павильон находится на высокой террасе . От дворца сюда ведёт центральная дорожка
Собственного сада . Несколько каменных ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая плитами светлого камня . Шестнадцать стройных белых колонн стоят по сторонам её . А в центре на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому посвящен этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами храм .
Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и радостного .
Лёгкими , полными изящества движениями , Павильон
Трёх граций . они поддерживают установленную на колонне вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение женственности и красоты . Группа высечена итальянским скульптором П.
Трискорни из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный вид .
Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу стоит обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по рисунку Камерона .
Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором
Бренна по распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней гарнизон нёс службу по всем правилам боевой крепости . Там были установлены орудия . Оттуда часто слышался бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья
.
Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость напоминает миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада дворца , на самом краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая колоннада .
Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её , обращенная ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в живописном беспорядке лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в
1780- 1783 году архитектором Камероном ,
Колоннада Аполлона вначале находилась дальше берега - на широком лугу и представляла собой замкнутый круг . Бронзовая статуя античного бога солнца и покровителя искусств помещалась на высоком постаменте в центре его . Окружённый небольшой рощицей , храм – он тогда и назывался - как бы напоминал пришедшим сюда , что они попадали в мир поэзии и красоты . Позже колоннада была перенесена ближе к дворцу на берег реки . У подножия её был устроен каскад , ниспадавших в Славянку . Через его бурный поток перекинули мост , сложенный из поросшего мхом туфа . Всё это должно было напоминать
Парнас с чистыми водами катального источника , где , по верованию древних греков , обитали
Аполлон и музы. Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула часть колоннады . Гостивший тогда в Павловске французский поэт
Сен-Моор вспоминает : “Ночью под ударами грозы эти мраморы были яростно разбросаны , и случайность сделала более нежели нежели самый утонченный вкус : настал день , каждый восхищался этим романтическим видом , этим изящным разгромом , и даже говорят , что Аполлон одобрил это ”.

6
Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую живописность.
Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал :
Люблю смотреть когда дерновый скат в огне ,
И сеть багренная во мраке лип сияет ;
Когда на падший храм , прорезав ткань листов ,
Лучи бросаются злотыми полосами ,
Горят на белизне разрушенных столпов
И искрой огненной с кипящими волнами
По каплям прядают и гаснут на лету . . .

Парадный фасад

Дворца .

Недалеко от колоннады аполлона , чуть ниже по течению Славянки , у самой воды , среди зелени стоит холодная баня . Этот небольшой павильон отличается просто решения . Здание состоит из двух архитектурных объёмов : высокой ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки , прямоугольной в плане , с двухскатной кровлей . Здесь была купальня с круглым бассейном и комнатой для отдыха .
Павильон возведён по проекту Камерона в 1799 году . Мягко обогнув холм , на котором возвышается дворец , Славянка выпрямляет своё течение . На берегах Славянки Архитектор Камерон создал один лучших районов парка . Художник блестяще использует естественный ландшафт долины : широкую пойму реки с сочной яркой травой , холмистые берега – сравнительно пологий заросший кустами , деревьями левый и крутой , местами обрывистый - правый . Кое- где он расширяет русло Славянки , увеличивая зеркало воды , или , наоборот сближая берега , а в одном месте даже изменяет русло .
Вырубая деревья , он оставляет только те , которые отличаются красотой кроны , часто к ним подсаживают деревья других парод , образуя живописные группы . Иногда Камерон вводит вырождающиеся пейзажи небольшие постройки мосты . Но это не нарушает естественности ландшафта , а лишь усиливает его выразительность . В результате , кажется , что всё осталось то же – и река и её берега
, но пейзажи стали ярче , проникновеннее , художник своим вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской северной природы . Так композитор обрабатывает народную песню , сохраняя основную мелодию , но раскрывая богатство её музыкальных возможностей.
Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой половины 18 века с линейной посадкой подстриженных деревьев , с четкой геометрической планировкой дорожек и прудов , где во всем видна рука человека .
Долина Славянки образец пейзажного стиля в парко строении . “Что шаг , то новая в глазах моих картина” , - писал В.А. Жуковский о прогулке здесь . Вот небольшой горбатый мост .
Старые камни его поросли мхом . Крутая арка пролета поднимается над почти высохшим старым руслом реки . Берега близко подошли друг к другу и деревья , стоящие на них , сплелись своими ветками .

7
А – рядом живописный островок , заросший ивами . Поднимается на высокий берег.
Перед нами открывается широкая панорама . Тихие темные воды реки , дорожки , словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени храм дружбы . У воды живописно разместились кусты и низкорослые деревца ; склонившись , они будто вглядываются в своё отражение . Чуть поодаль крепкие высокие деревья стоят по одному , красуясь своей раскидистой кроной .
А вот они сбежались большими группами , и в
Тени их так спокойно отдохнуть… Кроме многообразия оттенков зелени
, какое богатство игры света и тени . Серебристые ивы распушились узкими длинными листочками и клонят к земле свои гибкие ветви . Белеют чистые стволы берёз .
Тёмный силуэт пирамидной ели четко вырисовывается на светлой зелени луга . Солнечные лучи пронизывая листву , придают пейзажу какой-то удивительно радостный вид . Но вот проплывающее по небу облако закрыло на миг солнце , и всё преобразилось.
Картина представляет в переглушенных тонах ,и кажется , что даже пение птиц стало тише . Чем выше берег чем дальше от воды , тем гуще растут деревья , и представляется , что там , вдали , непроходимый лес - такой плотной стеной стоят они .
Взгляд притягивает и торжественный храм дружбы один из лучших памятников русского классицизма Храм дружбы .
Второй половины 18 века . Он создан по проекту
Камерона в 1782 году . Впечатление благородной простоты и вместе с тем величественности создаёт эта постройка , органично включённая в пейзаж .
Узкая лента реки огибая храм с трёх сторон , словно отделяет его от всего парка и создаёт место для задушевных дружеских бесед . Мягко извиваясь по зелёному лугу, ведет к нему небольшая тропинка . Рядом с высокими деревьями из доли он кажется небольшим и легким . Шестнадцать мощных колонн поддерживают антаблемент , на котором покоится не высокий купол .
Колоны стоящие на некотором расстояние от стены , образуют замкнутую галерею . Суровая гладь стены смягчена белыми лепными медальонами . Цельность общего замысла , логическая оправдоность и подчинённость ему деталей , строгая соразмерность частей вот что является характерным для этой постройки . Павильон был построен в честь Екатерины 2 . Скульптурное изображение её в облике богине плодородия Цереры первоначально находилось внутри сооружения . Над входом была надпись : “Любовь , благодарность и почтение посветили ”. Прошли многие десятилетия . Забыты лицемерные отношения Екатерины 2 и её наследника . Но прекрасное творение
Камерона , сумевшего воплотить в художественном образе великую идею дружбы , продолжает жить и волновать . Постройки Камерона умеют
“говорить” . Чаще они вызывают чувство радости , порой тихой грусти
, но всегда волнуют и создают лирическое настроение .
Неподалёку от Храма дружбы стоит другое произведение этого архитектора - “памятник родителям”. Он посвящен умершим родственникам жены Павла . Дорожкой вниз по течению Славянки . Русло её становится широким , лес словно отодвинулся , открыв берега . Как огромное зеркало , отражает вода и синее небо с белыми облаками , и зелень берегов , и мост из светло серого – светлого камня .
Большие вазы на мощных устоях , мягкий плавный изгиб арки пролета и даже ажурная решётка - всё повторяется в глади воды . Висконтиев мост построен в 1802 году по проекту архитектора Воронихина каменный дел мастером Висконти- отсюда и его название .

8
Но здесь , в просторной и светлой долине Славянки , строит
Камерон мемориальное сооружение , а бровке высокого берега , среди густого хвойного леса, на окраине тогдашнего парка . Одна из тропинок ведёт туда .
Огромные прямоствольные сосны , мохнатые серые ели и сейчас обступают памятник . Колючие ветки задевают лицо , руки , мешают идти . Но вот деревья расступились , словно освобождая место для этого небольшого , но монументального сооружения - подлинного храма скорби .
От дворца к нему ведёт дорожка , названная Философской .
Узкая плотно обсаженная высоким кустарником ,
Она создаёт ощущение уединённости , настраивает на размышления . “Памятник родителям” (1786) напоминает греческую эдикулу – прямоугольную в плане постройку с большой нишей и двумя колоннами . В глубине на высоком постаменте

скульптура женщины , склонившейся к урнам .
Её фигура с наряжено протянутыми руками выражает глубокое горе . По другую сторону пьедестала - гений смерти . Приподняв покрывало с урны , он ожидает конца прощания .
“Я видел , как плачет мрамор ”, - сказал об этом памятнике А. С.
Пушкин . Скульптурная группа выполнена И. П. Матросом и установлена здесь только в 1807 году .
Слившись со строгой архитектурой Камерона , она привнесла в памятник ноту глубокого драматизма .
По проекту Камерона в парке были возведены и пасторальные павильоны
: “Молочня” , “Старое Шале”, ”Хижина пустынника” и другие . До наших дней
Сохранилась только Молочня . От Памятник родителям .
“Памятника родителям” туда можно пройти по
Философской дорожке . В лесной чаще , среди высоких деревьев , стоит эта постройка , напоминающая альпийский домик . Стены сложены из булыжника . В толще их редко размещены окна . Высокая , с большим навесом крыша опирается на деревянные столбы , врытые в землю . Построенная в 1782 году , Молочня почти не изменилась .
Только прежде крышка была соломенной и над ней находился навес с колоколом . Первоначально молочный домик был и фермой . Недалеко от него помещались скотный двор и птичник . Во дворе среди кур и уток прохаживались фазаны и павлины . А на лужайке около леса мирно паслись коровы и овцы . На призывный звон колокола по вечерам скот медленно возвращался к стойлам . Такие картины
“сельской идиллии” были непрерывным украшением парков 18 века .
Молочню , как и другие павильоны , Камерон разместил неподалёку от дворца , с тем чтобы их можно было посетить во время прогулок , развлечься и отдохнуть .
Не случайно одна из комнат Молочни была обставлена с дворцовой роскошью : золоченная мебель , зеркала , бронза .
Камерон работа и в отдельных участках парка . По его проекту на левом берегу
Славянки в густом хвойном лесу , простиравшимся до Царского Села , создавалась
Большая звезда . Площадь её 130 гектаров . Густую тёмную чащу леса рассекали двенадцать больших просек , отходящих лучами от центральной круглой площадки .
Затем появились многочисленные дорожки , проложенные в разных направлениях и соединявшие просеки так , что в плане получался рисунок звезды .
Это и определило название района . Постепенно лесные просеки превратились в аллеи , по сторонам их поднялись посаженные клёны , берёзы , дубки . Старый лес стал светлее , радостнее . Обитатели дворца и их гости часто приезжали сюда на весёлые пикники . Широкие и прямые , удобные для прогулок в колясках и верхом , дорожки получают необычные названия –“Молодого жениха”, “Красного молодца”,
“Зелёной женщины” и т. п.

9

На центральной площадке Большой звезды в 1799 году был возведён круглый зал , предназначавшийся для небольших концертов . Его второе название – Музыкальный салон . Строительство павильона было начато Камероном , но заканчивал его уже
Бренна . В годы оккупации концертный зал был разрушен . Бренна , возглавлявший работы по превращению Павловска из великокняжеской усадьбы в царскую резиденцию , не только расширил и перестроил дворец , но и создал новые участки парка . Возле Тройной липовой аллеи , против Вольера , в 1797 году появились Большие круги . Они предназначались для торжеств и празднеств , которые, начавшись во дворце , обычно продолжались в парке .

Большие круги .

Создавая этот участок , Бренна использует элементы пышных итальянских садов , с широкими лестницами , террасами , балюстрадами . Большие круги – это две обширные круглые площадки с цветниками , с зелёнными партерами и каменными террасами . В центре их на гранитных пьедесталах установлены мраморные фигуры –
“Мир” и ”Правосудие” - работы итальянского скульптора П. Баратта конца 18 начала 19 века . Статуи эти были закуплены ещё при Петре1 вместе со скульптурой , украшающей Летней сад . Сочетание белоснежного мрамора с яркими клумбами и зелёными партерами , а также строгая симметрия планировки , подчеркнутая линиями стриженного кустарника , всё это придаёт большим кругам парадную торжественность
. Во время празднеств здесь развешивались цветные фонарики ,
“плошки” с горящем маслом . Торжества обычно завершались затейливым красочным фейерверком , и в свете причудливых огней как бы оживали мраморные статуи .
Рядом , парадно оформляя подход ко дворцу со стороны Славянки ,
Бренна сооружает большую каменную лестницу , широкую , В шестьдесят четыре ступени , разделённую на четыре марша , с большими уступами по сторонам . На нижней площадке её стоят два чугунных льва , оскалившихся , словно готовых бросится на непрошеного посетителя . Наверху лестницу стерегут мраморные львы . Повернув головы , они как бы взглядом провожают всех проходящих . Для создания иллюзии большей протяжности лестнице архитектор Бренна использует остроумный приём : делает её в низу значительно шире чем наверху . От этого лестница и склон холма, на котором стоит дворец , кажутся и выше и величественнее .
Лестница Бренна соединяет две разных по характеру части парка - долину Славянки и
Большие круги . Одновременно Бренна создаёт Старую и Новую
Сильвию – районы , расположенные на высоком правом берегу Славянки , за Висконтиевым мостом .
Среди хвойного леса находится центральная площадка Старой Сильвии и двенадцать отходящих в разные стороны прямых аллей . С ним связано и другое название района - Двенадцать дорожек . Своей планировкой Старая Сильвия напоминает Большую звезду . И здесь свободно растущие деревья заключены в рамки регулярной планировки . Но вместе с тем художественный облик этой части парка совсем иной.
Зелённые стены деревьев со светлой полосой стриженного кустарника образуют круглый “зал”.

10



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.