Рефераты. Павловский парк

Павловский парк

В Павловском парке.
Неповторимо прекрасны его пейзажи, раскрывающие богатство русской природы, многообразны архитектурные сооружения. И если “Самсон, разрывающей пасть льва”, стал эмблемой Петергофа, а образ юного поэта, сидящего в мечтательной задумчивости на стариной скамье, напоминает о городе Пушкине- некогда Царском селе, то изображение статуи Аполлона на фоне полуразрушенной колоннады уже давно сделалось символом Павловска – одно из лучших памятников русского садово-паркового искусства конца
18 века . Непреходящая ценность Павловского парка – в многогранности его художественного облика , в совершенстве архитектурных форм и в том единстве , в котором предстаёт здесь природа и искусство.
Редко где можно увидеть пейзажи столь разные по настроению и эмоциональной окраске. Светлая долина реки Славянки с её лиризмом и мягкой задушевностью , празднично яркие и парадные Большие круги. . . Суровый сумрак узких
“готических” аллей Новой Сильвии , ширь и размах Белой берёзы. Один из лучших образцов пейзажных парков ,
Павловск отражает и черты регулярных садов с обязательной подстрижкой деревьев и строгой симметрией планировки.
Здесь можно увидеть также каменные террасы , каскады и лестницы , характерные для итальянских садов. Не случайно говорят , что Павловский парк – своеобразная энциклопедия садово-паркового искусства.
Он раскинулся на площади в 600 гектаров . Если все его дорожки составить в одну , то по ней можно дойти до Москвы. Постепенно , на протяжении пятидесяти лет складывался Павловский дворцово-парковый ансамбль. Один за другим создавались его районы : долина реки Славянки ,
Большая звезда , Большие круги и т.д. Возводились павильоны , то лёгкие и изящные , то строгие и монументальные. Одни похожие на античные храмы , другие напоминавшие сельские хижины. Сооружались мосты , создавались каскады , декоративные руины .
Зелёные “апартаменты” парка украшались беломраморной и бронзовой скульптурой .
Надо посмотреть на план парка : каждый район имеет свою особенность и в рисунке сети дорожек , и в размерах и очертаниях водоёмов , и в принципе размещения архитектурных сооружений. Но вместе с тем отдельные участки парка художественно связанны и образуют единый законченный ансамбль .
В создании его принимали участие архитекторы Ч. Камерон , В. Бренна , А.Н.
Воронихин,
К.И. Росси , Тома де Томас , скульпторы И.П. Матрос , М. И. Козловский ,
В.И. Демут-Малиновский , живописцы Д.Скотти, П. Гонзаго и другие замечательные художники. Словно передавая друг другу эстафету прекрасного
, они превратили огромный вековой лес в произведение искусства.
История земель , на которых на которых расположен Павловск , уходят в глубь времён.
Речка Славянка , сейчас тихо журчащая под старым под старыми деревьями , а некогда полноводная и широкая , могла бы рассказать о новгородцах , о торговых судах , устремлявшихся по ней “из варяг в греки” , о боях , что приходилось вести новгородцам со шведами и рыцарями Тевтонского ордена за земли Ижорского края . Эти земли захваченные шведами в 18 веке , были освобождены во время Северной войны. Шведский
Генерал Крониорт так стремительно отступал под натиском русских войск , что не сумел воспользоваться оборонительными сооружениями , которые находились на месте еще возведенных новгородцами в 13 столетии деревянных и земляных укреплений –
“Городка на реке Славянке”. В последствии здесь была построена маленькая крепость
Бип. Шли годы . Росла , ширилась новая русская столица- Петербург. Вокруг неё возникали дворянские усадьбы , создавались царские резиденции с дворцами, парками и разными затеями. Забили большие сверкающие струи фонтанов Петергофа.

1

В Царском селе появился вызывавший восхищение современников Большой дворец.
А там , где суждено было возникнуть Павловску , все еще стоял глухой лес.
Затерянный среди леса и болот , неподалёку от реки Славянки ютились две небольшие деревушки – Линна и Рысь-Кабачёк . Тишина. Изредка нарушит её семейство лосей , пришедших к реке на водопой . И опять безмолвие . Но с 60-х годов 18 века эти места всё чаще оглашаются звуками охотничьих рожков , лаем и нетерпеливым повизгиваньем гончих. Шумной кавалькадой приезжают сюда придворные во главе Екатерины второй , любившей развлечься охотой. Вскоре в лесу появляется два охотничьих домика
–“крик” и “крак” . “Крик” и теперь помнят многие . В лесной чаще Старой
Сильвии стояла эта первая постройка Павловска – лесная избушка , сложенная из больших дубовых брёвен.
Домик был уничтожен во время гитлеровской оккупации.
В 1777 году Екатерина вторая подарила этот лес вместе с крестьянами окрестных деревень Павлу , тогда наследнику престола . Подарок был приурочен к рождению первого сына Павла – Александра . И с ранней весны следующего года здесь уже слышится звон пил , шум и скрип падающих деревьев. Крестьяне в лаптях в длинных рубахах , с лопатами и топорами такими их видим на картинах 18 века – отбывая ежедневную барщину , расчищают лес , прорубают просеки , прокладывают дороги.
Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина Марии.
Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.
Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.
По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария
Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех , возгласы, лай комнатных собачек . А кругом шум потревоженного леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные постройки не удовлетворяли владельцев усадьбы. С согласия
Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз
Камерон. Учебный –археолог , знаток античности , шотландец
Камерон создал в России замечательные творения , которыми вошёл в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой раскрылся талант этого большого и тонкого художника в
Павловске. Под его руководством с 80-х годов 18 века здесь начались планомерные строительные работы , подчиненные единому
Дворец со стороны художественному замыслу. На месте Пауллюста строится большой

Славянки. каменный дворец. Неподалёку от него саурожается Вальер , Каллонада
Аполлона , Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преобразуется долина
Реки Славянки и парк вокруг дворца , создаётся большая звезда , а отдельные участки леса превращаются в благоустроены охотничьи угодья. Это было начало создания архитектурно-художественного ансамбля Павловска . Главная постройка и центр этого ансамбля – Большой дворец (1782-1786) . Он стоит на высоком холме и словно царит над парком. Далеко виден его купол поднятый на лёгкой колоннаде. А вокруг кудрявятся клёны , высятся тополя , дубы , клонятся гибкие ивы , и то там , то здесь видны светлые очертания павильонов парка . Их размещение , так же как планировка парка , тесно связаны с дворцом . Первоначально от центрального корпуса дворца , решенного архитектором в виде куба , отходили лёгкие крылья открытых галерей. Широко распахнутые в сторону дворца , они заканчивались небольшими служебными флигелями.
В последствие по проекту В. Бренна над открытыми галереями был надстроен второй этаж , значительно увеличены служебные корпуса и созданы отходящие от них большие полуциркульные флигеля.

2


Все фасады дворца оформлены различно , с учетом окружающего пейзажа .
Если идти к дворцу по Тройной липовой аллее , которая предназначалась для торжественного въезда, то еще из дали открывается вид на центральную часть здания . Парадный фасад в обрамлении зелени аллеи предстаёт строгим и монументальным . Высокий первый этаж является как бы цоколем – основанием , на котором выделяются четыре пары белых колонн , объединяющие вторые и третьи этажи . А над ними, завершая композицию , высится колоннада , поддерживающая купол . Ясность членения , четкие спокойные линии , соразмерность пропорций создают ощущение удивительной цельности и гармонии . Тройная липовая аллея подводит к парадному двору , в центре которого в 1872 году был поставлен памятник Павлу 1. Это копия со статуи работы
И. П.Витали, находящейся в Гатчине.
Противоположный парадному , западный фасад дворца обращен к Славянке. Крутой склон берега словно образует величественный постамент, на котором Вид дворца со возвышается здание.

Стороны Тройной
Портик , украшающей липовой аллеи. фасад , и колонна купола усиливают впечатление устремлённости ввысь и лёгкости постройки .
Зеркальная гладь реки отражает зелёный бархат берегового откоса и дворец.
Озарённый лучами заходящего солнца , он запичетлён в стихах В.А.
Жуковского :
Люблю , когда закат безоблачный горит ,
Пылая , зыблются древесные вершины ,
И ярким заревом осыпанный Дворец ,
Глядясь с полугоры в водах , покрытых тенью ,
Мрачится медленно , и купол , как венец .
Над потемневшею дерев окрестных сенью ,
Заката пламенем сияет в вышине
И вместе с пламенем заката угасает.
Южным фасадом дворец дворец обращен в сторону Собственного садика, созданного Камероном по типу голландских , с мелкой сетью дорожек и клумб строго симметричной планировки. Рассчитанный на восприятие с близкого расстояния , фасад лишен крупного архитектурного членения . На спокойной глади стены выделяется только широкая лента лепного фриза и нарядные окна второго этажа , помещенные в небольшие заглубления и украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он , так же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь в своём течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ; высокие тополя , клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь зеленую завесу листвы проглядывают его стены.
Находясь внутри дворца , постоянно чувствуешь его связь с окружающей природой .
Из многих комнат первого этажа можно попасть прямо в парк . Большие застеклённые двери и декоративная зелень , покрывающая наружные стены здания , делают этот переход почти незаметным . В нижнем вестибюле оказавшись перед большой фреской художника Д.Скотти. На ней – пейзаж парка . Поднявшись во второй этаж , из окон верхнего вестибюля видишь
Тройную липовую аллею , продолженную просекой . Прямая , как стрела , она уходит , кажется , к самому горизонту . Этой перспективой можно любоваться и через раскрытые двери из парадных залов дворца – Итальянского и
Греческого. Итальянский зал расположен в центре дворца . Круглый в плане , без окон , с высоким купольным сводом и верхним светом , он похож на древний римский храм .

3

В нишах его стен , облицованных розовато сиреневато искусственным мрамором
(стюкком) , белеют подлинные мраморные статуи . Окна верхнего вестибюля
, большие двухстротчатые двери в Итальянский зал и те , которые ведут в соседней Греческий , расположены на одной оси с Тройной липовой Аллеей
. Когда смотришь на неё . из глубины здания , она кажется бесконечной . Из широких окон
Греческого зала , напоминающего внутренний дворик античного дома – перистиль , видны и зелённые берега Славянки , и окружённая деревьями Коллонада Аполлона
.

Колоннада Аполлона.

Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном единстве с окружающим парком . Камерон находит для этого самые различные примеры .
Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла
1 .
Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна
. Расширяя и перестраивая дворец , он предаёт ему черты парадности и торжественности . Фасады флигеля щедро украшаются лепными изображениями шлемов , знамён , мечей и других атрибутов военной славы . Во дворце создаются новые помещения – Тронный , Кавалерийский , Картинные залы , церковь и другие .
И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней , во многих случаях меняется характер отделки . Тонкую изысканность камероновских интерьеров сменила тяжеловесная пышность , которую предал им Бренна , применивший высокорельефную лепку и позолоту . Вместо шаловливых амуров и изящных граций на стенах появились мечи , пучки стрел , суровые маски львов , отсеченные головы змееволосых горгон . Большой пожар в 1803 году уничтожил почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца
.Для её восстановления был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н.
Воронихин . Воссоздавая повреждённые залы , архитектор стремился придать им первоначальный облик . В некоторых случаях он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров , но не изменяя , а как бы развивая замысел Камерона . Даже и в кабинете –“фонарике” , созданном целиком по проекту Воронихина , явственна характерная для построек Камерона связь интерьера с парком
. “Фонарик” – это сравнительно небольшая комната в первом этаже дворца .
Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и соединяется с остальной частью помещения аркой , украшенной кариатидами работы В. И.
Демут-Малиновского . Легкими почти воздушными кажутся лепные женские фигуры на фоне пейзажа , который открывается за прозрачной стеклянной стеной .
Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада , находящиеся почти на одном уровне с полом . Всё это делает кабинет
-“фонарик” похожим на легкий парковый павильон . В1822 году по проекту К. И. Росси во дворце было создано помещение для библиотеки .
Зодчий нашёл для неё удивительно удачное место над галереей , возведённой В. Бренна и украшенной фресками П. Гонзаго .

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.