Рефераты. Царское село, его архитектура p> Главный зал трапезной перекрыт сомкнутым сводом с распалубками.
Трапезная палата двусветная, нижний ряд окон застеклен зеркальными стеклами в железных золоченых переплетах; в верхних малых окнах переплеты деревянные, окрашенные мастичною краскою. В трапезную выходит из библиотеки окно с деревянным пропильным переплетом.

Весь свод покрыт орнаментальною росписью, исполненной художником
Пашковым, а стены окрашены в один тон (14).

Материалами к росписи палат послужили сохранившиеся росписи Теремных
Палат бояр Романовых в Москве, росписи церквей Ярославля, Ростова, Углича,
Романово-Борисоглебского, Феропонтова монастырей и т.д. (20,с.14).

Полы зала сделаны из щитового паркета рисунка «прямая корзина» с квадратами по 8 вершков. Из зала дверь ведет в церковь, перекрытую сомкнутым сводом. Алтарь церкви (полукруг в плане) перекрыт полукругом.
Иконостас деревянный, пропильный, с медянными прокладками в прорезях. Пол церкви из массивного паркета по асфальту, в елку. Переплеты застеклены цветными стеклами. Свод церкви покрыт росписью, а свод и стены алтаря вызолочены. В стене трапезной палаты расположенной против церкви, находится большая арка, соединяющая зал с комнатою, а в средней капитальной стене – дверь, ведущая в гостиную, выходящую другою дверью на лестницу, которая ведет в 1-й и 3-й этажи (14).

«В соответствии с общей идеей постройки, возглавляющий Трапезную храм создается в честь и славу великого носителя русского духа и стоятеля за
Землю Русскую, Преподобного Сергея Радонежского.

…все мы… мечтали о великом счастии, чтобы В.В. благославили получить из обители Св.Сергия частицу его мощей для хранения сей великой святыни в особом ковкоче в новом храме с каковою просьбою и обращаемся к вам».
18.11.1916 г. Письмо Ломана в связи с окончанием оборудования церкви при
Трапезной Митрополиту Макарию. 12 декабря 1916 г. часть мощей Сергия
Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры передана в храм Преподобного Сергея в Трапезной (20,с.20).

Вестибюль первого этажа окружен ходовою галереею; пол его выстлан кованными плитами ревельских ломок, так же как и пол галереи. Все своды парадных помещений и лестниц расписаны, а стены окрашены в один тон. Двери частью дубовые. Комнаты квартиры ктитора частью перекрыты сводами, частью плоскими потолками с простыми карнизами. Большая часть сводов расписана.
Внутренняя лестница освещается верхним светом в виде круглого репейчатого окна, заполненного прессованным стеклом. Стены комнат оклеены обоями, а коридоры перекрыты цилиндрическими сводами и целиком окрашены мастичною краскою светлых колеров. Полы из массивного паркета: в первом этаже по асфальту, а во втором – по обрешетке. Из столовой квартиры ктитора имеется выход на террасу, обращенную в сад. При квартире ктитора имеется собственный сад, который отгорожен от остального внутреннего двора кирпичным забором. В главной кухне очаг расположен посреди помещения, и дым проведен тоннелем под полом. Стены как этой кухни, так и кухни квартиры ктитора, а также стены ванных комнат и уборных покрыты белыми глазурованными плитками, а полы выстланы метлахскими плитками (14).

В Трапезной палате была Палата Царская.

В ней находилось резное деревянное паникадило работы кустарей
Симоновых, санитаров поезда Ее Императорского Величества. За образец взято бронзовое паникадило Федоровского Государева Собора и приноровлено к исполнению в дереве (29,с.13).

В здании Трапезной палаты находилось лепное изображение в малых размерах всего «Русского городка, что при Федоровском Государевом Соборе»
(20,с.19).

В здании Трапезной палаты находилось помещение – Большая Трапезная палата, которая по замыслу строящих должна была перенести духовное единение молящихся на мирную повседневную жизнь.

Самое присоединение Большой Трапезной палаты к жилым хоромам ктитора собора (где размещалась еще и Малая Трапезная палата) было сделано с той целью, чтобы она была полна живых людей, постоянно впитывала в свои стены мечты русских людей, а не служила бы только местом деловых и торжественных собраний (29).

Трапезную палату можно увидеть на фот.17 (она справа), а также на фот.2 и фот.20.

Также в здании Трапезной палаты хранилась преподнесенная 14 декабря
1910 года царю бронзовая модель еще строившегося собора, изготовленная в
Москве на фабрике Хлебникова (3,с.33). В помещениях здания хранились собранные по всей с Руси старинные предметы быта, искусства.

Неотъемлемой частью интерьеров были изразцовые печи. Керамические плиты для облицовки (также, как и черепица на кровлю) были изготовлены, в основном, художественно-керамическим производством О.О.Гельдвейна и
П.К.Ваулина.

Палата получила не случайно название Трапезной, как бы указывая уже им самим необходимость вкушения человеком хлеба насущного и плотью, и духом.

Для дома священников (офицерский госпиталь, белокаменная палата), как уже говорилось выше, земляные работы начались 16 апреля 1914 года, был вырыт ров под фундамент и произведена его забутовка. Дом для священников был вчерне закончен уже летом 1914 года. Дом предназначался для настоятеля и священников Федоровского собора: 4 квартиры по 5 комнат, кухни, людские, ванны, кладовые, веранды и два входа. В связи с начавшейся войной его приспособили под офицерский лазарет. В виду отсутствия чертежей первоначального проекта, установить планировку 1 и 2 этажей можно лишь по натуре, тем более, что здание почти не пострадало от военных действий и подвергалось незначительным планировочным изменениям (20,с.21). По словам самого С.С.Кричинского за образцы для дома священников приняты были палаты и терема Троице-Сергиева, Ростова, Ростовской области и др.

Здание главным фасадом стоит по линии главного фасада Трапезной. Этот фасад, так же как и фасад перехода, соединяющего оба эти здания, и заключающего в себя лестницу в церковь и помещение для просфорни, облицованы тем же старицким камнем, а дворовые фасады их с украшениями из камня, оштукатурены. Цоколь этих зданий тоже из серого финляндского гранита также как и ступени крылец. Покрыто здание железом в шашку, плоским фальцем. Лазарет расположен в двух этажах. Подвальный же этаж – не жилой.
Перекрыт подвал бетонными сводами по железным балкам, а остальные перекрытия – деревянные по железным балкам. Отопление – обыкновенными печами. В ванных комнатах поставлены обыкновенные колонки, а в кухню и перевязочную горячая вода проведена из водогрейного котла, помещающегося во втором этаже. Стены частью оклеены обоями, частью выбелены или покрыты клеевыми колерами, а в перевязочной как стены, так и потолок окрашены белою эмалевой краскою. Потолки лестницы и гостиных комнат расписаны. Полы досчатые, во фриз, окрашены масляною краскою, в уборных и ванных комнатах полы бетонные, а в перевязочной покрыты линолеумом (14).

Дом священников можно увидеть на фот.17 (он слева), фот.21 и фот.23.

В южной части внутреннего двора, у кирпичного забора, ограждающего
«Ктиторский сад» , расположено двухэтажное здание , предназначенное для дьяконов собора, вмещавшее 4 квартиры по 4 комнаты, кухни и два входа.
Здание было заложено весной 1914 года, к концу 1914 года оно вчерне было построено (21),(20). По словам С.С.Крического образцы для дома дьяконов были приняты те же, что и для дома священников. Цоколь его облицован ревельскими плитами; из таких же ступеней сложены крыльца и лестницы этого здания. Гладкие стены фасада оштукатурены, а колонны арки, обработка окон и дверей вырублены из старицкого камня. Полы первого этажа настланы по железным балкам, между которыми набиты бетонные своды, а во втором этаже между балок заведен подбор. В ванных комнатах и уборных полы бетонные.
Отопление печами. Потолки большею частью плоские, но в некоторых помещениях имеются цилиндрические своды. Покрыто здание железом в шашку, с плоским фальцем. Все здания снабжены водопроводом и присоединены к городской канализации. Освещаются здания электричеством (14).

Архитектурное решение дома дьяконов, с лоджиями на углу, декоративными арками с «гирьками» и «дыньками» придавало ему живописные черты, характерные для древнерусских сооружений. Гладкие стены фасадов были оштукатурены и окрашены в розовый цвет (21).

Однако в фондах ГГИА находим:

«Снаружи стены предполагается оштукатурить и покрасить разными тонами, местами в руст и в шашку по типу раскраски ростовских и костромских зданий»
(37).

Однако самим дьяконам здесь жить не пришлось, с началом войны, когда возник госпиталь для раненых воинов и был организован специальный санитарный поезд, а также увеличен обслуживающий персонал, то дом для дьяконов был использован для канцелярии и нужд лазарета, а для дьяконов были сняты квартиры на Магазейной улице Царского Села (21).

С.С.Кричинский в пояснительной записке к проекту писал: «для зданий надворных и служб взяты мотивы из Псковско-Новгородской архитектуры ХVI века и отчасти палаты Ростова (20,с.5-6).

Дом причетчиков (солдатский госпиталь; желтая палата) – первое здание с которого началось строительство городка, закладка состоялась 25 сентября
1913 года, вчерне здание было готово к лету 1914 года (1). Предназначалось для квартир причетчиков собора, и одна квартира предназначалась для чиновника (регента хора). Каждая квартира имела по 3 комнаты, переднюю, кухню, ванную, клозет, кладовую (20).

В связи с организацией лазарета на территории городка, здание было отдано под лазарет для нижних чинов. Здание находится на противоположной стороне двора, и выходит главным фасадом на так называемую офицерскую дорожку, ведущую от казарм собственного Его Величества сводного пехотного полка к Александровскому дворцу. Это тоже двухэтажное здание на жилом подвале. Цоколь путиловский, стены оштукатурены и окрашены. Покрыт этот лазарет тоже железным плоским фальцем. В подвале находится кухня, гладильная и другие служебные помещения. Стены кухни облицованы белыми глазурованными плитками, а печи подвала выстланы метлахскими плитками.
Остальная внутренняя отделка та же, что и в офицерском лазарете, отсутствует лишь роспись. Горячая вода проведена в перевязочную из уборной, где стоит вертикальный водогрейный котел. Полы в вестибюле и уборной выстланы путиловской плиткой, в остальных же помещениях досчатые, покрытые линолеумом. В первом этаже помещения перекрыты цилиндрическими и сомкнутыми сводами по системе Рабитца; таким же образом перекрыт и вестибюль. Все лестницы (парадная, служебная и наружная) уложены из путиловских ступеней, а площадки их выстланы такими же аршинниками (14). Дом причетчиков можно увидеть на фот.18.

Фот.18 Дом причетчиков.

(«Желтая палата»), 1999 г.

Дом для нижних чинов, состоящих при церкви и квартира старшему (здания для низших служащих лазарета, башня Есенина; розовая башня, метеостанция).
Во время Первой мировой войны здесь жили низшие служащие лазаретов. Это здание с одной стороны примыкает к службам. Здание частью одноэтажное, а частью двухэтажное с мансардой и башнею. Отделка его простая; полы досчатые, крашеные. Лестница перекрыта железобетонным сводом и сложена из ревельских ступеней. Отопление печами, вентиляция обыкновенная. Снаружи здание оштукатурено, а цоколь облицован рваным камнем. Одноэтажная часть покрыта дранкой старинного рисунка, а остальное здание – прямым фальцем
(14).

Фасад здания обращенный на восток, непосредственно примыкает к каменной ограде, заканчивающейся на Северном углу башней.

Этот дом приобретает интерес, как связанный с биографией поэтов Сергея
Есенина, Клюева, актера Сладкопевцева, художников Коровина и Нарбута (21).

Жизни Сергея Есенина в Федоровском городке посвящена отдельная глава, сам С.Есенин жил в одноэтажной части здания, поэтому сложившееся название
«башня Есенина» беспочвенно.

Отдельный дом для низших и высших служащих, как то: вахтера или смотрителя зданий, дворников, сторожей и пр. представляет собой одноэтажные невзрачные каменные служебные постройки, расположенные вдоль наружной стены, ограждающие городок с северной стороны и фланкируемые на углах башнями. Во время строительства ансамбля, эти постройки временно использовались для столярных мастерских, изготовлявших мебель для
Федоровского городка (20,с.95).

Здания бани и прачечной соединены с лазаретом нижних чинов стеной с воротами, ведущими во двор при Федоровском соборе. В одноэтажной на подвале части этого здания находится прачечная, состоящая из двух комнат, перекрытых бетонными сводами по железным балкам (так же перекрыт и подвал).
Пол и стены прачечной выложены английским плитками, стены белыми глазурованными с цветным фризом. В первой комнате стоит центрифуга, лохани для ручной стирки, бучильники и баки для полоскания, а вторая комната разделена стеклянною перегородкою на две части: в одной, соединенной с первою комнатою, установлена стиральная машина, а в другой, имеющей вход с лестницы, установлен голандер. Лестница ведет на чердак, где устроена сушилка с 6 кулисами. Потолок и стены сушилки обшиты деревом и окрашены масляной краской; пол выложен плитками. Котельная находится в подвале под прачечной. В ней установлен горизонтальный водогрейный котел, дающий горячую воду для прачечной и бани, и вертикальный стребелевский паровой котел, отапливающий

Фот.19 Ворота между домом священников и Северной угловой Башней.

все помещения этого здания. Приток свежего воздуха в сушилку, а равно и удаление пара от прачечной, даются электрическими вентиляторами. Баня расположена в двух этажах, а имеющийся третий (мансардный) предполагается впоследствии занять водолечебницей. В первом этаже находятся раздевальня, мыльная и парильная для нижних чинов, а во втором – две отдельные бани, состоящая каждая из раздевальни, мыльной и парильной. Как при бане первого этажа, так и при обеих банях второго этажа имеются уборные. Во всех банях имеются души, а во втором этаже и две ванны. Полы везде асфальтовые, стены в раздевальне и проходах окрашены мастичной краской, а в остальных помещениях облицованы наливными гончарными плитками. Такими же плитками облицованы и каменки. В парильных бетонные своды оставлены открытыми и лишь окрашены, как и балки, мастичной краской, а раздевальных и мыльных устроены цилиндрические цементные своды по системе Рабитца.

Фот.20 Трапезная палата и ворота в

«Ктиторский сад». 1999 г.


Такие же своды сделаны и на лестницах. Вентиляция обыкновенная вытяжная с подогревателями. Снаружи фасады оштукатурены и выбелены, покрыто же это здание железом. Цоколь из рваных камней, вынутых на месте построек при отрывке рвов под фундаменты. (14).

Далее вдоль офицерской дорожки идут службы, гаражи, конюшня и сараи.
Это все одноэтажные здания, крытые железом, оштукатуренные, и на таком же цоколе, как и здание бани и прачечной (14). Как отмечалось выше к службам примыкает здание для низших служащих лазаретов.

С западной стороны, обращенной к собору, к югу от Трапезной палаты, расположены ворота, выделяются они своим декоративным резным в камне завершением, ведущие в «Ктиторский» сад.

Главные ворота для въезда во двор, монументальные по размерам и лаконичные по формам, находятся между Трапезной и Белокаменными палатами, соединяя их внутренним переходом. Наибольший художественный интерес представляют ворота, стоящие между Белокаменной палатой и Северной угловой
Башней вблизи пруда, и привлекающие внимание своей богатой декоративной резьбой по камню, выполненной по мотивам, заимствованным из декора архитектуры города Юрьева-Польского. Наконец, ведущие во двор с восточной стороны, между «солдатским лазаретом» и «баней» имели чисто служебное назначение и никаких элементов убранства не несли. Ворота домов можно увидеть на фот.17,18,19,20.

Большую роль в силуэте Федоровского городка играли 6 башен на углах
«крепостной» стены, окружающей «кремль». Первые две круглые, низкие, увенчаны зубцами и были покрыты шатрами из теса. Особенно живописна южная башня, напоминающая башни Ново-Девичьего монастыря в Москве. Угловые башни
– двухэтажные, крытые и граненые, завершены шатрами и использовались как сторожки (21).

Из построек, сооруженных по проекту С.С.Кричинского, не сохранилась так называемая избушка сторожа. Вот как сам С.С.Кричинский описывает ее:

«Невдалеке от описанных зданий, ближе к собору, как раз напротив него, поставлена избушка сторожа. Срублена она в духе северных построек из толстых пятивершковых бревен, рубленых с остатком, и покрыта тесовою крышею; в ней помещался один из служащих собора. Как и прочие дома освещается электричеством, снабжена водопроводом и присоединена к канализации» (14).

Рядом с Федоровским городком был построен фонарь (фот.21). В статье
Крашенинникова находим, что архитектору Максимову был заказан фонарь «в виде звонницы» для установки у Федоровского собора, ссылка дана на фонды
ЦГИА. К сожалению не удалось посмотреть этот фонд, поэтому нет точных данных, подтверждающих, что речь идет именно об этом сооружении (13,с.54).

Фот.21 Фонарь «в виде звонницы» рядом с Федоровским городком и Федоровским собором. 1999 г.

Городок строился для того, чтобы в зрительном образе восстановить православную монархическую идею. Здесь Царская семья готовилась возвратиться к государственному идеалу Святой Руси, где царь не отделен от народа, не возвышен сословной лестницей, а является его единокровным отцом,
Царем-батюшкой.

4.2. Городок в годы Первой Мировой войны.

Начало Первой Мировой войны вызвало в России взрыв патриотических чувств. Состоятельные благотворители открывали на свои личные средства целые госпитали, снаряжали военно-санитарные поезда.

Особенно много лазаретов было сосредоточено в Петрограде и его окрестностях. Среди последних особое место занимало Царское Село, в котором находилась резиденция последней царской семьи, и ряд лазаретов непосредственно подчинялся ее членам, в них все важные вопросы решала сама
Императрица Александра Федоровна. Она не только следила за содержанием и лечением больных, но и ассистировала в качестве хирургической сестры (и это не было саморекламой, это была повседневная работа и истинно христианская забота об облегчении страданий ближнего). Вместе с ней трудились и ее старшие дочери (33,с.666).

Императрица и ее старшие дочери Великие княжны Ольга Николаевна и
Татьяна Николаевна закончили «краткосрочные курсы по уходу за больными и ранеными воинами», им были вручены «свидетельства об окончании курсов сестер милосердия военного времени» (27). Свидетельство, выданное Великой
Княжне Ольге Николаевне, о присвоении ей звания сестры милосердия 6 ноября
1914 г. на фот.22, в правом верхнем углу. Анна Вырубова в своих воспоминаниях пишет, что после получения свидетельств «Императрица была очень довольна; возвращаясь обратно в моторе, она радовалась и весело разговаривала»(36). Обучались и работали Императрица и старшие дочери под руководством женщины-врача В.И.Гедройц.

Уже в апреле 1915 года под покровительством Императрицы и ее детей состояло 39 лазаретов, в которых находились на излечении около 250 офицеров и 1670 нижних чинов (33).

Фот.22 Открытка, билет и вывеска лазарета Великих княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны (слева).

Свидетельство, выданное Великой княжне Ольге Николаевне, о присвоении ей звания сестры милосердия 6 ноября 1914 г.

(в верхнем правом углу). Лазарет Великих княжон Марии Ни- колаевны и Анастасии Николаевны. Федоровский городок

(в нижнем правом углу).

Анна Вырубова пишет: «Переехали в Царское Село, где государыня организовала особый эвакуационный пункт, в который входило около 85 лазаретов в Царском, Павловске, Петергофе, Луге, Саблине и др. местах.
Обслуживали эти лазареты около 20 санитарных поездов ее имени и имени детей» (36,с.248).

Из дневника В.И.Гедройц, которая в 1914 году стала лейб-медиком царскосельского госпиталя (Царица и Великие княжны там работали сестрами милосердия):

«Так, с первых же дней (войны – И.Р.) началась подготовка санитарных поездов имени Императрицы и Великих княжон, которые должны были приводить раненых прямым маршрутом в Царское с позиций. Поезда эти обставлены просто, но снабжены всем необходимым; благодаря быстрой и целесообразной доставке раненых для операций спасли жизнь не одному из этих страдальцев.

Все придворные автомобили и экипажи были отданы для перевозки раненых цветы из оранжерей, сладкое придворных кондитеров – все это направлялось в лазареты для раненых. Казалось, чугунная решетка
Александровского дворца раскрылась и народное дыхание обожгло душу ее обитателей.

И ежедневно черное ландо


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.