Рефераты. Царское село, его архитектура p> В 1895-96 гг. в районе Египетских ворот на Кузьминской улице Царского
Села (сейчас Академический проспект) для Сводного полка построили деревянные казармы, внешний облик которых мало отличался от обычных построек казарменного типа ХIХ в. и был маловыразительным. Тут же отвели место и для размещения части Конвоя (13,с.50), (21).

В середине 1900-х гг. основной императорской резиденцией стало Царское
Село. Родилась идея строительства полкового храма для Конвоя и Сводного полка (13,с.50).

Вопрос, строить ли полковой собор, церковь, или по-прежнему состоять членами ближайшего прихода – решался командованием на основании общего мнения, которое зависло от: желания чинов иметь именно свою церковь, «где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы», изменения планировки казарм и особого случая (4,с.1).

Вопрос разрешился только при Императоре Николае II, зимой 1908 года. Он лично указал и отмерил шагами место для будущего храма на обширной поляне, прилегающей к парку, неподалеку от Александровского дворца.

Государыня Императрица, горячо желая немедленного сооружения хотя бы временной церкви, изъявила готовность пожертвовать личные средства для устройства особого помещения для походного храма.

Однако явилась возможность исполнить волю Государыни, не прибегая к постройке нового здания: помещение было найдено в новом каменном здании учебной команды Сводного полка (современный адрес: Академический проспект, д.12, экстерьер не изменился (41,с.32)). Здесь установили походный иконостас Л.-Гв. Преображенского полка, полученный 13 января 1909 года
(ст.ст.) из 1-й Гвардейской пехотной дивизии. Дальнейшее оборудование храма и его устройство было возложено на лейб-гвардии Павловского полка капитана
Д. Н. Ломана. 6 февраля 1909 года (ст.ст) в походном храме состоялась первая служба, 25 апреля этого же года (ст.ст.) храм посетил Государь
Император (34,с.13).

Эта временная церковь создавалась во имя Преподобного Серафима
Саровского. Первое пожертвование утварью и облачением было получено из
Москвы, затем принесена бала икона Св. Серафима, писанная матерью
Серафимою, старшей сестрой живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, и освященная у мощей Преподобного в год его прославления.
Игуменья Серафимо-Понетаевского монастыря, мать Нектария, пожертвовала точную копию чудотворной иконы Знамения Божией Матери Понетаевской.

24 мая (ст.ст), с переходом полка на летнюю стоянку в Петергоф, церковь была закрыта, но работы в ней продолжались. Был создан чертеж нового иконостаса, князем М. С. Путятиным, работа по созданию иконостаса шла с июня по декабрь 1909 года.

Практическим исполнителем задачи воссоздания в Серафимовском храме церковного благолепия ХVII столетия явился архитектор В. П. Покровский.
Решено было, не изменяя помещение, украсить внутренность церкви утварью и иконами, сооруженными по древнерусским образцам. Стены были обтянуты парусиной, крашеной в красноватый цвет, с набитыми на ней орлами времен царя Алексея Михайловича.

Впечатление усиливалось красотой собранных в храме древних икон. Для церкви было приобретено большое количество подлинной старины, Серафимовский храм обогатился также святынями. С благославления Митрополита Московского
Владимира в Храм была передана частица мощей святой княгини Анны Кашинской.
В декабре 1910 года из упраздненной шлиссельбургской крепостной церкви поступил напрестольный крест 1700 года с 12 частицами мощей и Евангелия, напечатанное в 1677 году, которое было пожертвовано царем Федором
Алексеевичем в соборную церковь Архистрига Михаила.

Временная церковь имела решающее значение для направления работ при сооружении постоянного Храма (34).

Федоровский собор сооружался одновременно с временной церковью,
Император специальным указом утвердил Строительный Комитет по возведению собора под председательством командира Сводного пехотного полка генерал- майора В. А. Комарова. В состав комитета вошел и Д. Н. Ломан.

Составление первоначальных чертежей было поручено архитектору А. Н.
Померанцеву. По его чертежам и началось строительство.

Архитектор А. Н. Померанцев разработал проект в первичных для него формах в типе Тонновских церквей (34,с.19). Проект одобрили и произвели торжественную закладку.

20 августа 1909 года (ст.ст) состоялась закладка храма. Торжественный молебен по этому случаю совершил Преосвященный Феофан, Епископ Ямбургский, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Первый закладной камень был положен Императором Николаем II.

Однако, вскоре после начала работ по сооружению фундаментов, проект А.
Н. Померанцева подвергся критике, осознали, что замысел слишком велик и громоздок. Старому зодчему отказали и пригласили молодого, полного новых идей Покровского.

А. Ф. Крашенинников (13,с.50) в своей статье, ссылаясь на фонды ЦГИА, пишет, что Покровскому предложили сделать новый проект в более древних и простых формах, с использованием уже заложенного фундамента, стоимостью до
115 тысяч рублей, и Покровский принял все условия и быстро представил проект. А в справке Медерского Л.А. встречаем, что Покровский еще в 1910 г. до утверждения проекта Померанцева, представил эскизный проект собора, в характере Владимиро-Суздальской архитектуры (21).

Не исключено, что отстранение Померанцева от сооружения Федоровсого собора было продиктовано его личными соображениями, но в это время целиком был поглащен «главной работой его жизни» – сооружением храма – памятника
«Александр Невский» в столице Болгарии – Софии.

Архитектор Покровский также был занят сооружением храма – памятника на
«месте битв народов» в Лейпциге. Интересно, что этот храм также, как и
Федоровский собор, двухъярусный (21).

В. А. Покровский взял за ближайший образец Московский Благовещенский собор в древнейшем его виде, без последующих переделок и пристроек ХVI века. Этот храм построен в главной средней части в 1484-89 годах при
Великом Князе Московском Иване III (21),(34). Впоследствии он сделался любимой домовой церковью первых царей из Дома Романовых, в особенности Царя
Алексея Михайловича, при котором храму была придана поразительная красота.
Такие оценки встречаются во всей литературе, кроме статьи С. И.
Чуруксаева, который пишет, что «в заметках о Федоровском городке, опубликованных в периодической печати, ошибочно указывалось, что собор построен по образцу Благовещенского собора Московского Кремля. Невозможно назвать ни точного образца, который повторил бы архитектор, ни даже определенного исторического периода, в стиле которого строился храм»
(41,с.32).

Проект Покровского явился в целом самостоятельным и оригинальным произведением, свидетельствующем о глубоком знании наследия русского национального зодчества (4).

Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 года (ст.ст.), после чего перешло от Померанцева и руководство строительством.

Вероятно, Щусев рекомендовал молодого архитектора В. Н. Моисеева в качестве помощника архитектору В. А. Покровскому, с которым они вместе писали в то время отдельные фрагменты по древнерусской архитектуры для
«Истории русского искусства», составлявшийся И. Э. Грабарем. Так как
Максимов был одним из двух помощников Щусева при восстановлении церкви
Василия в Овруче, построенной в домонгольский период (13,с.48-49).

Есть некоторая доля уверенности для предположения, что В. А.
Покровскому уже на стадии проектирования Федоровского собора помогал
Максимов: правка машинописной пояснительной записки к проекту напоминает весьма характерный почерк Максимова. Свидетельство на право производить постройки выдано, Академией Художеств Максимову 3 августа 1910 года и в тот же день подшито в дело строительства полкового Храма (13,с.50-51).

Государь Николай II с Государыней Александрой Федоровной, предоставив основные средства для постройки собора (150 000 рублей), не ограничили свое внимание одной материальной поддержкой. Все время строительства они благосклонно и с интересом следили за стройкой, а важнейшие моменты не оставляли без личного присутствия.

Так, 26 февраля 1910 г. на новый Храм поднимали кресты (ст.ст.), а 4 марта (ст.ст.) – колокола, и в обоих случаях Их Императорские Величества присутствовали, оставаясь до конца работ.

На фот.3 Государь Император и Государыня Императрица на строительстве
Федоровского Государева Собора. За Государем стоит В. А. Покровский, опустив руки в карманы.

Между В. А. Покровским и Д. Н. Ломаном установились неблагоприятные отношения, в результате между ними возник целый ряд конфликтов. Об этом свидетельствует несколько архивных документов и в частности обвинения и жалобы Ломана и Покровского. Так, например, когда 26.11.1912 г. на
«торжестве поднятия крестов», Императрица Александра Федоровна чуть не упала , Ломан обвинял Покровского в недосмотре при изготовлении деревянного помоста, который обрушился в присутствии «высочайших особ» (21). (Скорее всего в справке Медерского допущена ошибка в дате «торжества поднятия крестов», следует читать 26.02.1910г.)

Фот.3 Государь Император Николай II и Государыня Императрица
Александра Федоровна на строительстве Федоровского Государева собора 1910 г

Сохранился доклад Ломана Николаю II “недопустимом неумении Покровского держать себя», так как он держал руки в кармане при докладе Государю.

Имели место и расхождения Ломана и Покровского по принципиальным, художественным вопросам. «У Покровского знание церковности совершенно отсутствует» писал Ломан. «Необходимо спасти других людей от обращения к
Покровскому, как церковному строителю», Ломана даже возмущало «устройство в
Храме Божием отхожего места, труба которого, зловеще торчит на крыше…Являясь укором нашей совести» (21).

Действительно, в Храме был туалет, но не надо забывать, что Храм стал
«домашней церковью» всей Императорской семьи, в которой были дети. Надо отметить, что туалет и сейчас существует в Храме.

Обширный фундамент, заложенный еще Померанцевым, дал возможность при сокращении размеров Храма, по чертежу Покровского, устроить ряд второстепенных низких помещений для папертей, часовен, входов, ризницы и др.

Расположенный на самом высоком месте, собор главенствует над всеми постройками городка. Стены его отражаются в глади пруда, придавая всей панораме особую прелесть. Собор монументален и массивен. Основной четырехстолпный кубичный его объем (одноглавый) крестово-купольной системы строго симметричен. Несимметрично сделанные пристройки придают собору живописность, преодолевая некоторую статичность основного объема.
Ступенчато расположенные бочонки, шатрики, главки заставляют переводить взгляд все выше и выше, к украшенному лепным фризом барабану с узкими окнами, увенчанному массивной золоченой главой. Однообразные плоскости стен нарушаются слегка выделяющимся лопатками, легким аркатурным поясом и лепными российскими гербами на царском крыльце. Торжественная белизна стен хорошо сочетается с великолепными мозаиками над входами и на алтарной апсиде (41, с.32-33). Красивые решетки на окнах, двери, окованные медью и железом (Фот.4).

Собор стоял на берегу пруда, на самом высоком месте. Пруд соединялся с прудом перед Александровским дворцом специальным водоводом, вода в прудах была чистая, считается, что в пруды парка вода подается по водоводу
Талуцких источников. Хоть собор и был построен на самом высоком месте, помещения были сырыми.

Собор состоял из двух церквей – верхняя церковь, вместимостью до 1000 человек, с главным престолом во имя Федоровской иконы Божией Матери и боковым пределом, освященным во имя святителя Алексия митрополита
Московского, всея Руси Чудотворца; нижняя церковь – Пещерный храм с престолом во имя Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.