Рефераты. Журналистика и культ личности Сталина

Трансформация национального образа мира особенно наглядно представала в эпизодах, посвященных настоящему регионов, их трудовой и героической деятельности на благо огромной страны. По сути, только встроенная в единую советскую культуру культура каждого региона могла претендовать на своеобразие, ибо, как точно отметил Г.Д. Гачев, "Пока народ существует изолированно, он не имеет возможности иметь национальное самосознание. Оно начинается лишь в актах сравнения с другими народами, которые предлагают собой многостороннее зеркало данному народу для многогранного познания самого себя в рефлексии". "Старшим" народом для адресантов писем стал русский народ: "С давнишних пор мы верили, мы знали, / Что русский человек нам друг и брат. / В боях за счастье дружбу мы ковали, / И закалилась дружба, как булат". "Русский народ богатырь, / И на плечи / Смело его, / Мы идем, опираясь". "О, русский богатырь-народ! Азербайджана славный брат, / Ты нам помог в тяжелый час, подняв на недругов булат". Русский народ, "старший брат" в "семье народов", явился идеологом государственной парадигмы СССР, "русский" и "советский" в сознании народов, как это представлено в письмах, стали синонимами, синонимичными еще одному понятию - "свободный". "Здесь, в лагере социализма, - взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов", - говорилось в "Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик". Свободными и счастливыми, как и закреплено в декларации, предстают регионы, сплоченные вокруг России, в письмах народов. Эпизоды счастливого настоящего в текстах, с одной стороны, предельно документализировались и носили злободневный характер. Сюда включались упоминания о конкретных внутрирегиональных событиях, трудовых и воинских подвигах представителей края, назывались имена, которые были отмечены в газетных хрониках. "Под Оршей в болоте, торфами богатом, / Белгас был построен - и, вместо лучин, / Он солнце в подарок разносит по хатам, / Он - сила моторов и сердце машин. // Сельмаш возле Гомеля высится гордо. / Под Гомелем вырос стеклянный завод. / Овеянный доблестью, Ленина орден / Краина на знамени красном несет". "В Лагодехи - Батиашвили, мастер пашни и полей, / Заработал в тридцать пятом восемь сотен трудодней. / Глаз хозяйский не обманет, у него рука верна, / Десять тысяч взял деньгами, до двухсот пудов зерна". "Народ наш поведает песней и словом / О Жене Полтавской, о Шуре Грибковой. <... > Сдается: во мраке ночном, синеватом, / Пробившись из дебрей, из топких болот, / По вражьим тылам наш бесстрашный Доватор / Бойцов-комсомольцев на подвиг ведет". Лесоруб Анфалов, стахановец Чугайнов, орденоносец Павел Кашин, ударницы Можаева и Катя Петухова, учитель Фирсов, летчики Вилесов и Коркин стали новыми героями коми-пермяков. Отметим, что документализм и злободневность писем сыграли с ними злую шутку: публицистические письма в конце 1940-х гг. переродились в жанр производственного отчета, а затем и в телеграммы с мест, поэтические - вообще исчезли со страниц "Правды".

С другой стороны, все факты, которые были собраны в письмах, свидетельствовали только об одном: о том, как хорошо живется человеку в Стране Советов. Однозначно позитивное осмысление настоящего в письмах приводило к моделированию привычной для соцреализма утопической картины мира: осчастливленные Сталиным народы, пользуясь набором расхожих клише, рисовали в текстах картину советского рая, единообразного для всех, несмотря на геокультурную специфику регионов. Времена нищеты, голода, непосильного труда, как это представало в письмах, прошли, наступила эпоха изобилия, равенства и счастливой работы на благо Родины: "Растет, богатеет Удмуртия наша, / Хозяйство колхозное - полная чаша! / Прошла деревянной косули пора - / И соху сменили у нас трактора. / И служит отчизне работой ударной / Народ возрожденный, народ благодарный. / В деревне блестит электрический свет. / Селенья без школы в Удмуртии нет / И жизнь все отрадней цветет и чудесней... ". Заменяя подлинное настоящее утопией, письма озвучивали проекты регионов, замысленные в рамках становящейся советской геокультурной парадигмы, централизованной вокруг фигуры главного нацмена, давно, еще с туруханской ссылки, считающего себя русским. И потому жизнь, полная чудес, когда по одному человеческому слову рушатся горы, возникают дороги, родятся реки, когда советские старики "молодеют душой" и прозревают в больницах, а у советских бурятов "вырастают крылья", наступила и существует только благодаря одному человеку: "Стекло голубое / Строим дома. / Садим чудо-сады. / Слово мы знаем, / Большое такое, / Силу дает оно, / Силу труда. / Слово то - имя твое... ". Среди основных заслуг, которые авторы приписывали Сталину, были участие в революции и народной борьбе, объединение народов в одну большую семью, строительство счастливого быта, эффективная организация труда в регионах, и, наконец, просвещение народов. "Народы восторженно писали Сталину, что благодаря советской системе образования они приобщились к русской и мировой культуре. Например, марийцы и коми в письмах благодарят вождя за то, что смогли на родном языке прочитать Конституцию, Пушкина и самого Сталина, а у осетин на осетинском заговорил Шекспир". Однако только осваивая русский, читая Пушкина в оригинале, народы стали осознавать и позиционировать себя как жителей большой многонациональной страны, представителей уже общей "сталинской" культуры, которая расценивалась как культура "счастливых народов Союза". Письма, останься они не переведенными, вряд ли бы получили то общественное значение, какое получили, появившись на страницах центральной прессы и в какой-то степени заставив все национальности почувствовать себя единым советским народом.

Переполненные счастьем и движимые благодарностью по отношению к вождю, народы заканчивают свои письма также однотипно, пользуясь расхожим набором риторических клише и шаблонов: здравицы коррелировали здесь с панегириками, клятвами, обещаниями, благодарностями. Народы истово восхваляли Сталина, передавали ему привет, звали его в гости, клялись делать все возможное и невозможное на благо большой родины, либо, приняв на себя миссию пророков, заглядывали в вечность, которая оказывалась застывшим слепком счастливого настоящего. "Мы жизнью клянемся, что всюду пойдем / В передней шеренге за нашим вождем! <... > / Живи, наш любимый, ты долгие годы / На радость, на славу, на счастье народа. / И думой, и сердцем всегда мы с тобой, / Наш Сталин великий, отец наш родной!". "Пусть вечен этот мир - великой радости рассвет. / Яша, любимый Сталин наш, от сыновей тебе привет". "Пусть мощный Советский Союз во вселенной / Сияет, как светлое солнце весной. / И пусть твое имя, родной, неизмененный, / Сияет для нас путеводной звездой". "Так пусть это солнце на подвиг зовет / Отчизну в прекрасные дали. / Пусть в сердце народном навеки живет / Наш Маршал, Великий наш Сталин". "Века за веками пройдут, будет вечен наш век золотой. / Потомки умножат страницы истории пережитой. / Со Сталиным вместе борясь, небывалое общество строя, / Со Сталиным вместе счастливую жизнь начинали герои. / О, Сталин, твое величайшее дело бессмертно навеки... " Как и все соцреалистические тексты, письма эволюционировали от первых оригинальных образцов до массового потока шаблонной продукции. В 1940-е гг. "Правда", публикующая письма, ограничивались указаниями на количество подписавших их адресантов, имена авторов и переводчиков в газете больше не приводились.

Канонизированность художественной продукции такого рода свидетельствует о принятии народами единой, унифицирующей национальное самосознание, советской художественной матрицы. Проекты регионов, создаваемые сталинской риторикой и массовым искусством эпохи, вытесняли действительность, образы регионов становились симулякрами, а их множественность позволяла безболезненно для общественного сознания страны проводить жесткую национальную политику, когда какой-либо конкретный народ мог внезапно исчезнуть из общей национальной парадигмы СССР, раствориться в единой массе советского народа, и никто уже не вспоминал о его сталинском фольклоре или письмах вождю, поскольку письма и другое творчество из регионов в центральной прессе шли бесконечным потоком. "Соединяя художественные стратегии со стратегиями документа, письма, безусловно, становились одними из ключевых текстов национальной культуры в сталинское время, запечатлевшими коренные изменения в менталитете народов. Проецируя советский миф на национальную историю и трансформируя национальный образ мира, письма играли важнейшую роль в деле формирования сталинской геокультурной парадигмы в едином сознании советского народа, транслятором и привилегированным носителем которого явился сам вождь".


Заключение


Разрабатывая наше исследование, мы можем сделать следующий вывод: журналистика в одном из своих аспектов существует как целостный пропагандистский механизм, чьи усилия, по большому счету, направлены на формирование положительного отношения к Иосифу Виссарионовичу Сталину. С этой целью СМИ выработали и взяли на вооружение особую систему манипулятивного воздействия на общество, способствующую упрощенному, не критическому восприятию в массовом сознании окружающей действительности. Манипулятивность журналистики проявлялась и проявлялась в существовании стереотипизации и мифологизации, способствующей формированию единой идеологии.

В первой главе мы рассмотрели культ личности Сталина в контексте истории. Выяснили приемы, использованные для его установления. Мы узнали о мифологизации истории того времени, которая проводилась Сталиным в угоду себе.

Вторая глава посвящена практическому аспекту. Мы проанализировали газетные материалы, на конкретных примерах выявили схожие черты в описании "вождя народа", его восхвалении.

В своем исследовании, рассмотрев письма народа к Сталину, мы можем утверждать, имея перед собой ход исторической судьбы СССР, что пропаганда культа личности Сталина была успешной и эффективной долгий период времени. Признаками эффективности служит то, что культ личности оправдал себя, он сплотил людей в "социалистическое общество", имел поддержку среди населения капиталистических стран, поднимал и поддерживал дух и гордость советского народа за свою страну.

Мы считаем, что с поставленной целью справились, так как в своём проекте успешно провели анализ газетной периодики на выявление культа личности Сталина.


Список использованной литературы


1.       Алексеев С.С. Теория государства и права. - М.: Норма, 2007.

2.       Блюм. А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора: 1929 -1953. - СПб.: Академический проект, 2000. - 212 с.

3.       Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века // Вопросы философии. 1992. №2.

4.       Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1998. - 511 с.

5.       Миллер Ф. Сталинский фольклор. - СПб.: Академический проект, 2006. - 190 с.

6.       Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: Наука, 2005. - 352 с.

7.       Сарнов Б.М. Сталин и писатели. Кн.1. М.: Эксмо, 2008. - 832 с.

8.       Тюпа И.В. Литература и ментальность. - М.: Вест-Консалтинг, 2009. - 143 с.

9.       Фейхтвангер Л. Москва 1937. - М.: Захаров, 2001. -160 с.

10.     Хрущёв Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад // Известия ЦК КПСС, 1989. № 3. http://lib.ru/MEMUARY/HRUSHEW/kult. tx <http://lib.ru/MEMUARY/HRUSHEW/kult.tx>

11.     От рабочих, колхозников и интеллигенции Бурят-Монгольской АССР // Правда. 1940. № 60.

12.     Письмо трудящихся Казахстана товарищу Сталину // Правда. 1935. № 293.

13.     Письмо товарищу Сталину от трудящихся Советской Армении // Правда. 1935. № 327.

14.     Письмо трудящихся Советской Грузии вождю народов великому Сталину // Правда. 1936. № 55.

15.     Письмо белорусского народа великому Сталину // Правда. 1936. № 189.

16.     Письмо бакинской интеллигенции товарищу Сталину // Правда. 1939. № 105.

17.     Письмо строителей Большого Ферганского канала Иосифу Виссарионовичу Сталину // Правда. 1939. № 263.

18.     Письмо трудящихся Серверной Осетии к вождю народов Иосифу Виссарионовичу Сталину // Правда. 1944. № 166.

19.     Письмо удмуртского народа мудрому вождю, Генералиссимусу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину // Правда. 1945. № 264.

20.     Письмо марийского народа товарищу Сталину // Правда. 1946. № 147.

21.     Письмо молдавского народа великому Сталину // Правда. 1945. № 202.

22.     Письмо колхозников-джигитов Туркмении товарищу Сталину // Правда. 1936. № 246.

23.     Письмо товарищу Сталину трудящихся Крымской АССР // Правда. 1940. № 315.

24.     Письмо комсомольцев и молодежи Белорусской ССР товарищу Сталину в день 25-летия комсомола Белоруссии // Правда. 1945. № 234.

25.     Слово великому Сталину от украинского народа // Правда. 1944. № 299.

26.     Товарищ И.В. Сталин в гостях у военных моряков Черноморского флота // Известия. 1947. № 213.

27.     Селицкая Л., Скалабан В. Сундук с письмом для товарища Сталина // Советская Белоруссия. 2005. № 169; № 170.

28.     Письмо Коми-Пермяцкого народа вождю народов товарищу Сталину // Уральский рабочий. 1936. № 231.

29.     I съезд советов Союза Советских Социалистических Республик. Стенографический отчет. М., 1922. С.162.

30.     http://www.kontinent.org/article_rus_473d0a5f92ec2.html.  <http://www.proza.ru/go/www.kontinent.org/article_rus_473d0a5f92ec2.html.>


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.