Рефераты. Жанровое своеобразие произведения А.С. Свирского "Ростовские трущобы"

Нашего инженера также можно было спасти, когда он еще только находился на рубеже падения; но теперь, я убежден, никакие силы земные спасти его уже не в состоянии: он уснул и не проснется больше. У него давно уже нет своей воли, своих желаний; все, все, что украшает и облагораживает человека, у этого глубоко униженного и обиженного за восьмилетнее пребывание его в трущобах исчезло и не вернется.

В заключение прибавлю, что не одну ночь я провел в обществе анженера и гишпанки., а также многих других героев и героинь ростовских трущоб и немало потратил пред ними слов на то, чтобы уговорить их бросить позорный образ жизни. При этом я даже обещал, что общество наше не откажется помочь моим случайным знакомцам, если они согласятся вести снова честную трудовую жизнь. Но, увы, я услышал от них один ответ: нам и здесь хорошо».

В автобиографической повести «История моей жизни» А.И. Свирский проясняет историю написания очерков, свое отношение к действующим лицам. Он испытывает жалость к инженеру-алкоголику, рассказывая о его судьбе: «Вот таким типом, бывшим инженером, полны сейчас все мои писательские помыслы. Хочу нарисовать этого человека таким, каким я его знаю. Он живым стоит перед моими глазами, и мне хочется вылепить его так, чтобы его увидели и мои читатели».

Особенно горькие чувства охватывают автора, а вместе с ним и читателя, при знакомстве с «детьми трущоб». Маленький оборвыш, похожий на сорокалетнего карлика... Этот преждевременно состарившийся десятилетний ребенок, с хриплым от пьянства голосом, нахальным выражением лица изрыгает грубые ругательства, а потом, жестоко избитый взрослыми, плачет в уголке, закрыв глаза ручонками. Чаще всего плод незаконного брака, брошенный родителями, «дитя трущоб» занимается нищенством и воровством. Автор считает, что виноват в страшном падении не сам ребенок, а равнодушное общество, допускающее это варварство.

Можно предположить, что описывая судьбы персонажей, представленных в очерках как реальные лица, автор использовал эпизоды из жизни обитателей трущоб, собственные впечатления бывшего беспризорника, литературные ассоциации. Остросюжетная насыщенность эссе не порождает сомнений в их документальности.

В значительной степени этому способствуют язык и стиль повествования.

Обитатели трущоб, взрослые и дети, своем языке. Калека-нищий, например, обращается например, к трущобной мегере, с огромным синяком под глазом и растрепанной головой: «Эй ты, красавица, полюби меня, я тебе пондравлюсь». При этом он ударяет свою даму по затылку костылем. «Такая сволочь, как ты, никогда мне не нравилась и не будет нравиться, - отвечает ему прелестница». Языковая ткань повествования живо передает не только характеры персонажей, но и сам дух трущобного мира.

Автор заявляет, что держался только истины и не вдавался в область фантазии, так как самая яркая фантазия должна побледнеть перед той правдой, которая послужила материалом для очерков. При этом он пытается повлиять на действительность, составляет разного рода благотворительные проекты. Выражает благодарность полиции за то, что она заставляет с наступлением вечера прекращать торговлю спиртным в одном из притонов (эта фраза, имевшаяся в газетной публикации, была исключена им из книги). В заключительной части очерков Свирский предлагает открыть дешевые столовые и бесплатные ночлежные приюты для лиц дворянского происхождения с высшим и средним образованием, которые, за поисками мест, постепенно лишаются всяких материальных средств и даже одежды.

Эти рецепты не являются главным итогом журналистского расследования. Внимание читателя поражает и захватывает другое - картины ростовских трущоб, судьбы их несчастных обитателей, язык и стиль повествования.

«Ростовские трущобы» Свирского в чем то перекликаются с произведением «Москва и москвичи» Гиляровского. Общее у этих произведений - фотографическая точность описаний и, в первую очередь, описаний социального дна. Однако есть и различия. Гиляровский всего лишь, пусть даже четко и точно, рисовал картину большого города, рассказывал о его истории и современной жизни. Свирский же не только описывал то, что видел, но и пытался разобраться в увиденном.

Странствие по трущобам дает возможность Свирскому исследовать социальные и нравственные проблемы жизни современного общества. Автор встречается со своими героями в тот момент, когда они оказались изолированными от привычного уклада. Причиной их падения на дно жизни стали внешние обстоятельства, механизм воздействия которых тщательно изучается журналистом - потеря работы, болезнь, неудачное замужество, утрата кормильцев разрушают хрупкий мир личного благополучия и неумолимо подталкивают пострадавшего к горестному финалу.

Рассматривая «путь вниз» отдельной строкой Свирский выделяет - «тайные притоны» и тем, кто «помогает» опускающимся людям на их скорбном пути.

«Со своей стороны, такие многолюдные города кишмя кишат темным людом, который расставляет искусно сети перед этими обездоленными скитальцами и самым безжалостным образом высасывает из них последние соки. Даже когда они окончательно теряют под собой почву и безвозвратно падают, - и тогда для них открываются двери грязных трущоб, где они являются желанными гостями. И если содержатели трущоб богатеют и туго набивают свои карманы, эксплуатируя ничего не имеющих посетителей, то можно легко себе представить, какие выгодные дела делают содержатели тех тайных притонов, которых так много у нас, в Ростове. Сюда попадают люди не совсем еще погибшие, а потому все еще что-нибудь имеющие, и ловкие дельцы умеют их обирать дочиста. Что подобные притоны существуют у нас, в том, конечно, не может быть ни малейшего сомнения; но, к сожалению, прекратить существование их гораздо труднее, чем прекратить существование таких вертепов, - как Прохоровка, Полтавцевка и Гаврюшка, где открыто, при блеске солнечных лучей, при сиянии светлого дня, снимают с несчастного оборванца последнюю рубаху и заветный крестик с шеи».

«Многие из этих мастерских и гостиниц являются теми именно страшными рассадниками нищеты и разврата, из которых прямая дорога для мужчин в открытые трущобы, а для женщин - в публичные дома».

Немаловажную роль играют нравственные качества личности, способность противостоять жизненным невзгодам. Сломленный морально, человек не в состоянии бороться за свое будущее, погружается в пучину пьянства и разврата.

«Приступая к описанию трущоб, я в своем маленьком вступлении сравнил их со сказочными чудовищами, которые выхватывают из толпы обездоленных людей и, притягивая их в свои грязные объятия, навсегда преграждают им путь к той жизни, к тому обществу, к которому они, эти люди, некогда принадлежали. И говоря это, я не преувеличивал. Стоит только человеку, все равно, к какому бы он классу ни принадлежал, попасть в трущобы, чтобы через год, через два уже было поздно его спасать. Такой человек постепенно погружается в засосавшую его тину пьянства и разврата, где окончательно парализуются его воля, его добрые побуждения. Что же касается его честности, в элементарном значении слова, то она, допускаю, остается у него, как и у тех многочисленных бродяг, которых чуть не принимают за беглых каторжников, или как у пьющих запоем, которые, при всей своей честности, не могут, однако, быть терпимы ни в одном порядочном обществе. Позволю себе сделать такое сравнение.

Вообразите себе человека, находящегося в открытой степи, зимою, во время метели. Резкий ветер пронизывает его до костей, густые хлопья снега застилают ему глаза, а сильный январский мороз, словно острыми иглами, щиплет ему лицо. И вот начинается борьба человека с рассвирепевшей стихией. Бедняга делает всевозможные телодвижения, бегает, прыгает, стараясь хоть этим отогреть себя. Сначала он еще бодр, в нем является смелость отчаяния и неестественная, колоссальная энергия.

Но проходит время, метель не унимается, мороз с большею силою крепнет - и одинокий, беспомощный борец за жизнь утрачивает энергию сопротивления и из борца превращается в пассивного, безвольного зрителя картины собственного несчастья.

Минутами к несчастному возвращается сознание, и он, может быть даже чувствуя, что стоит ему еще немного напрячь свои силы, стоит сделать один отчаянный прыжок - и придет спасение.

Но, увы, повторяю, несчастный устал, разбит душевно и телесно, и мелькнувший в его душе огонек так же быстро потухает, как неожиданно и внезапно он появился. Если в этот роковой момент подоспеет помощь извне, еще, может быть, дыхание жизни вернется к этому живому мертвецу, но раз помощь опоздала, то одним человеком меньше на свете».

Прослеживая шаг за шагом путь нравственной и физической гибели людей дна, Свирский видит возможность спасения и духовного возрождения личности в чутком и доброжелательном внимании окружающих, моральной и материальной поддержке терпящих бедствие. Протянуть руку тем, кто стоит на краю пропасти, в состоянии каждый. Человек гибнет, если рядом с ним оказались равнодушные, обеспокоенные лишь собственным благополучием люди.

«Стоит только хорошенько вдуматься и вникнуть в историю какого-нибудь падшего человека, чтобы понять те бесконечные страдания, муки, унижения, жгучие слезы и физические боли, которые он перетерпел раньше, чем расстаться со своим положением в обществе. А между тем, сколько мимо нас ежедневно, ежечасно проходит и молодых, и старых кандидатов в трущобные завсегдатаи, и мы их даже не замечаем! И впрямь, какое кому дело до этого хотя бы худощавого молодого человека в истрепанном пальто, который по целым дням и без всякой цели бродит по главной улице города или по городскому саду? Какое кому дело до того, что у этого юноши такое бледное, исхудалое лицо, такое страдальческое выражение глаз? Ведь он никого ни о чем не просит, он не протягивает руки за милостыней - так зачем же обращать на него внимание? А что этот молодой человек стыдится просить Христа ради; что он юноша благовоспитанный, с самолюбием, с сознанием своего человеческого достоинства, - так до того, опять-таки, никому дела нет. И бродит несчастный скиталец день-другой, голод истощает последние его силы, нравственные муки убивают в нем энергию; и он все больше и больше начинает падать духом. Между тем кругом, как будто на зло ему, слышится веселый смех довольной и сытой толпы, мчатся тысячные рысаки, снуют роскошно одетые дамы и мужчины, сверкают при солнечных лучах золото и бриллианты на окнах магазинов, - и только он один не принимает участия в общем празднике жизни одетый в лохмотья, голодный и бесприютный, жмется вдоль стен богатых каменных домов, давая дорогу более счастливым».

Эта мысль пронизывает весь цикл очерков, посвященных судьбам обитателей трущоб. В ней заключается трагический и вместе с тем оптимистический настрой эссе. Пороки трущобного мира - порождение низменных качеств человеческой натуры и бороться с ними нужно, опираясь на светлые нравственные задатки, имеющиеся в душе каждого. Путь нравственного возрождения общества проходит через сердце каждого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очерки «Ростовские трущобы» А.С. Свирского представляли собой одно из первых журналистских расследований в истории донской и, пожалуй, отечественной журналистики.

Для получения информации о своих героях автор избрал самый точный и верный способ: он надел лохмотья и стал вести жизнь героев своего произведения.

«Ростовские трущобы» также содержат элементы интервью. Автор подробно расспрашивает будущих главных персонажей своего эссе об их жизненном пути, о том, как они дошли до такой жизни, о том, чем они живут сейчас.

Свирский не романтизирует своих героев, и не идеализирует их. Он показывает их такими, какие они есть. Но именно от реалистичности героев, от отсутствия какой-либо наигранности, увеличивается пафос его замечательного произведения.

При этом «Ростовские трущобы» Свирского, это не только описание быта ростовского «дна», и не просто «страшилки» для в основной своей массе обеспеченных читателей; автор ставит проблемы, предлагает пути их решения и призывает читающую публику не просто читать, ужасаться и сострадать, а думать о помощи несчастным и обездоленным вместе с ним.

Думаю, что современным журналистам при проведении журналистских расследований не лишним будет перечитать блестящее произведение А.С. Свирского «Ростовские трущобы».

ЛИТЕРАТУРА

1.  Бульба В.А. Свирский - скиталец, журналист, писатель.// Приазовский край. - 2000 год. - 12 окт.

2.       Гонтмахер М.И. Евреи на донской земле. Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1999.

3.       Свирский А.С. Ростовские трущобы. М.: 1994.

4.       Станько А.И. Российская дореволюционная журналистика Юга России. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1987.

5.       Станько А.И. Журналистские расследования. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1997.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.