МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МАССМЕДИА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
по курсу: ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
ТЕМА: ЖАНР В ИСКУССТВЕ, ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ
План работы:
Глава 1 «Жанр в искусстве и литературе»
Глава 2 «Жанр в журналистике»
Заключение
Выполнила :
студентка 1-го курса дневного обучения
Окулова Е.С.
Научный руководитель:
Бойков Г.С.
М о с к в а - 2002
Введение
В своей работе я попытаюсь дать общее определение понятию жанр, установить взаимосвязь между понятиями «искусство», «литература» и «журналистика», выявить и сравнить значение и способы жанровой дифференциации для этих трёх явлений.
Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения. Поэтому в своей работе я буду подходить к вопросу о жанрах с нескольких точек зрения, освещенных в выбранной мною литературе.
Но для этого нужно решить вопрос соотношения трёх основных понятий: искусства, литературы и журналистики. Во-первых, их можно рассматривать как отдельные понятия. Но в большинстве источников литература называется видом искусства, поэтому их разделение будет некорректным. Второй вариант – считать литературу составляющей искусства, а журналистику отделить. Опять-таки но: художественная публицистика общепризнанно считается жанром литературы. Нельзя забывать, что журналистика – это не только печать, а ещё радио и телевидение. Учитывая всё вышеизложенное, я выстроила следующую схему. Искусство
Литература
Вид вид
жанр Худ.публицистика радио
телевидение
ж у р н а л и с т и к а
Если исходить из того, что жанр – условная категория внутривидовой дифференциации искусства, то литературу, телевидение и радио мы назовём видами искусства, которые в свою очередь делятся на жанры. Например, художественная публицистика является жанром литературы, и в то же время составляющей журналистики. Таким образом, журналистика относится к искусству и в частности к литературе, плюс обладает собственным своеобразным жанровым делением.
Жанр – общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства на основе их самоопределения по предметному смыслу – в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Другая, онтологическая сторона творчества (обуславливающая существование произведений искусства в их материальной форме) составляет основу разделения искусства по видам; аксиологическая в единстве с синергетической, преобразующей человека, - по творческому методу и стилю. Жанр – подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности.
Жанр отражает свойство избирательности искусства, его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жизни. Художник, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множества путей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, достижимый; в большинстве случаев именно тот, который требуют заказчики или за который можно получить вознаграждение. Поэтому жанровая определенность — в значительной степени «функция мастерства, нежели таланта».
В отличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, отклик творческих усилий художников на запросы времени, исторической обстановки. Сначала появляется потребность в некоторых идеях, затем формируется функция, а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр является предметно-функциональным понятием, его границы расплывчаты, подвижны, и разные жанры непрерывно переходят один в другой, соединяются и разделяются. Это порождает различные типы жанрового деления – тематические, структурные и функциональные. Системный анализ искусства приводит к заключению, что существует несколько плоскостей жанровой дифференциации. С этой точки зрения в литературе жанрами являются: и роман, повесть, поэма, стихотворение; и психологический роман, исторический роман, приключенческий роман; и трагедия, комедия, мелодрама, водевиль; и ода, памфлет, эпитафия, эпиграмма. Соответственно многообразны жанровые членения в других видах искусства, а каждый жанр распадается на несколько поджанров. В результате одно и то же произведение можно отнести к нескольким жанровым группам. Скажем, скульптура «Медный всадник» Фальконе – это памятник, это конный памятник, это портрет, это аллегорическая скульптура.
Многообразие жанров в развитии искусства порождено потребностью художественного отображения различных сторон и проявлений действительности. Обращаясь к тем или иным конкретным явлениям общественной жизни, природы и т.п., искусство вырабатывает специфические формы отражения этих явлений (роды и жанры), постоянно изменяющиеся в зависимости от изменения исторических условий, но сохраняющие всё же известную устойчивость и преемственность. Так, например, античная трагедия, трагедия Шекспира, трагедия эпохи классицизма, трагедия А.С. Пушкина и А.Н. Островского при всём их исторически конкретном различии принадлежат к жанру трагедии. Басни Эзопа, Ж. Лафонтена, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова различны по идейному содержанию, тематике и социальной направленности, однако им присущи общие жанровые черты басни: иносказательность, аллегоризм, сжатый и законченный сюжет, наличие морали. И хотя конкретное художественное произведение, его содержание, безотносительно к жанру, всегда является неповторимым, основные признаки жанра отличаются устойчивостью и характеризуют произведения разных веков. Это объясняется прежде всего тем, что они являются продуктом длительного исторического развития искусства.
Термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение существовало много раньше. В XVI в. теоретики академического искусства разделили его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (героический) и мифологический жанры, «низким» — портрет (за исключением парадного, церемониального, статуарного), пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии Церковь со своей стороны канонизировала иконографию иконописи, алтарной живописной и скульптурной композиции, картины на библейские сюжеты. В протестантской Голландии XVII в., напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки — оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.
Разделение на «высокие» и «низкие» жанры существовало уже в античном искусстве. По сообщениям Плиния Старшего, наряду с художниками, выполнявшими ответственные «официальные» заказы, существовали рипарографы (греч. «грязнописцы»; Плиний называет их жанр «minoris picturae» — лат. «малая живопись») и «гриллы» (греч. grylos — свинья, поросенок), представители комического жанра.
По концепции М.Соколова, появление «низких» жанров в искусстве XV-XVII вв. связано не с критическим отношением к жизни или классическому наследию и даже не с народной «смеховой культурой», а с формирующимся культом природы, пантеистическим мироощущением, идеи которого были заложены в эпоху Итальянского Возрождения и противостояли традиционному теоцентризму. Новое натурфилософское мышление складывалось еще в проторенессансную эпоху, оно послужило идеологической основой обновления иконографии, обмирщения религиозных тем и сюжетов. Таковы поэтические и «крестьянские» образы, темы любви, жизни и смерти, народных праздников, сказок и преданий, акроаматические композиции И.Босха и П.Брейгеля Старшего.
Жанровая определенность по темам и сюжетам дополнялась, окрашивалась отношением, оценкой, настроением художника. Так появлялись героический и трагический жанр, бестиарий, гротеск, дролери, каприччи, былинный, или эпический, жанр, «моралитэ».
Выбор предмета и отношение к нему художника определяют метод, способы и приемы изображения. Отсюда иное направление жанровой определенности: сюжетная картина, мотив (этюд), аллегория, эмблема, знак. Границы между этими понятиями непосредственно связаны с типологией композиционных форм. Возникновение разных жанров (определение которых бесконечно) зависит от конкретного взаимодействия исторических типов искусства, художественных направлений, течений, стилей и школ. Так, на рубеже XVI-XVII вв. канонизированная иконография «официальных сюжетов» была заметно потеснена свободным выбором просвещенного художника. Даже в крупных, заказных произведениях благочестивые темы соседствовали с вольнодумными, ученые — с фольклорными, серьезные — с озорными, автохтонные — с заимствованными из иных, экзотических, культур. Содержание эпохи отражалось сочетанием «возвышенного стиля» (итал. «in bono») и «низменного, дурного» («in malo»). Этот конфликт заложен столкновением и дальнейшим одновременным развитием классицистических и романтических тенденций в стилях Классицизма и Барокко.
Страницы: 1, 2