Рефераты. Жанр в искусстве, литературе и журналистике

Жанр в искусстве, литературе и журналистике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ МАССМЕДИА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            


К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

по курсу: ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

ТЕМА: ЖАНР В ИСКУССТВЕ, ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы:

Введение

Глава 1 «Жанр в искусстве и литературе»

Глава 2 «Жанр в журналистике»

Заключение

 

 

 

 

                                                                                

                                                                                Выполнила :

                                       студентка 1-го курса дневного обучения      

 Окулова Е.С.

 

                                   Научный руководитель:

 Бойков Г.С.

М о с к в а  -  2002


 


Введение

В своей работе я попытаюсь дать  общее определение понятию жанр, установить взаимосвязь между понятиями «искусство», «литература» и «журналистика», выявить и сравнить значение и способы жанровой дифференциации для этих трёх явлений.

Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия  жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения. Поэтому в своей работе я буду подходить к вопросу о жанрах с нескольких точек зрения, освещенных в выбранной мною литературе.

Но для этого нужно решить вопрос соотношения трёх основных понятий: искусства, литературы и журналистики. Во-первых, их можно рассматривать как отдельные понятия. Но в большинстве источников литература называется видом искусства, поэтому их разделение будет некорректным. Второй вариант – считать литературу составляющей искусства,  а журналистику отделить. Опять-таки но: художественная публицистика общепризнанно считается жанром литературы. Нельзя забывать, что журналистика – это не только печать, а ещё радио и телевидение. Учитывая всё вышеизложенное, я выстроила следующую схему.
Искусство

Литература

                                  Вид                 вид

жанр        Худ.публицистика                       радио

                                             телевидение            

                                              


                                ж у р н а л и с т и к а

Если исходить из того, что жанр – условная категория внутривидовой дифференциации искусства, то литературу, телевидение и радио мы назовём видами искусства, которые в свою очередь делятся на жанры.  Например, художественная публицистика является жанром литературы, и в то же время составляющей журналистики. Таким образом, журналистика относится  к искусству и в частности к литературе, плюс обладает собственным своеобразным жанровым делением.


Глава 1

Жанр в искусстве и литературе

Жанр – общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства на основе их самоопределения по предметному смыслу – в  результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Другая, онтологическая сторона творчества (обуславливающая существование произведений искусства в их материальной форме) составляет основу разделения искусства по видам; аксиологическая в единстве с синергетической, преобразующей человека, - по творческому методу и стилю. Жанр – подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности.

 Жанр отражает свойство избирательности искусства, его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жиз­ни. Художник, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множества путей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, дос­тижимый; в большинстве случаев имен­но тот, который требуют заказчики или за который можно получить вознаграж­дение. Поэтому жанровая определенность — в значительной степени «функция мастер­ства, нежели таланта».

  В отличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, от­клик творческих усилий художников на запросы времени, исторической об­становки. Сначала появляется потреб­ность в некоторых идеях, затем форми­руется функция, а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр явля­ется предметно-функциональным поня­тием, его границы расплывчаты, под­вижны, и разные жанры непрерывно переходят один в другой, соединяются и разделяются. Это порождает различные типы жанрового деления – тематические, структурные и функциональные. Системный анализ искусства приводит к заключению, что существует несколько плоскостей жанровой дифференциации. С этой точки зрения в литературе жанрами являются: и роман, повесть, поэма, стихотворение; и психологический роман, исторический роман, приключенческий роман; и трагедия, комедия, мелодрама, водевиль; и ода, памфлет, эпитафия, эпиграмма.   Соответственно многообразны жанровые членения в других видах искусства, а каждый жанр распадается на несколько поджанров. В результате одно и то же произведение можно отнести к нескольким жанровым группам. Скажем, скульптура «Медный всадник» Фальконе – это памятник, это конный памятник, это портрет, это аллегорическая скульптура.

Многообразие жанров в развитии искусства порождено потребностью художественного отображения различных сторон и проявлений действительности. Обращаясь к тем или иным конкретным явлениям общественной жизни, природы и т.п., искусство вырабатывает специфические формы отражения этих явлений (роды и жанры), постоянно изменяющиеся в зависимости от изменения исторических условий, но сохраняющие всё же известную устойчивость и преемственность. Так, например, античная трагедия, трагедия Шекспира, трагедия эпохи классицизма, трагедия А.С. Пушкина и А.Н. Островского при всём их исторически конкретном различии принадлежат к жанру трагедии. Басни Эзопа, Ж. Лафонтена, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова различны по идейному содержанию, тематике и социальной направленности, однако им присущи общие жанровые черты басни: иносказательность, аллегоризм, сжатый и законченный сюжет, наличие морали. И хотя конкретное художественное произведение, его содержание, безотносительно к жанру, всегда является неповторимым, основные признаки жанра отличаются устойчивостью и характеризуют произведения разных веков. Это объясняется прежде всего тем, что они являются продуктом длительного исторического развития искусства.

   Термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение суще­ствовало много раньше. В XVI в. теорети­ки академического искусства раздели­ли его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изоб­ражения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских ху­дожественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (ге­роический) и мифологический жанры, «низким» — портрет (за исключением парадного, церемониального, статуар­ного), пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии Церковь со своей стороны канонизировала иконо­графию иконописи, алтарной живопис­ной и скульптурной композиции, карти­ны на библейские сюжеты. В протестан­тской Голландии XVII в., напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, на­тюрморт, бытовые сценки — оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.

 Разделение на «высо­кие» и «низкие» жанры существовало уже в античном искусстве. По сообще­ниям Плиния Старшего, наряду с худож­никами, выполнявшими ответственные «официальные» заказы, существовали рипарографы (греч. «грязнописцы»; Пли­ний называет их жанр «minoris picturae» — лат. «малая живопись») и «гриллы» (греч. grylos — свинья, поросенок), представители комического жанра.

По концепции М.Соколова, появление «низ­ких» жанров в искусстве XV-XVII вв. связано не с критическим отношением к жизни или классическому наследию и даже не с народной «смеховой культу­рой», а с формирующимся культом природы, пантеистическим ми­роощущением, идеи которого были зало­жены в эпоху Итальянского Возрожде­ния и противостояли традиционному теоцентризму. Новое натурфилософ­ское мышление складывалось еще в проторенессансную эпоху, оно послужило идеологической основой обновления ико­нографии, обмирщения религиозных тем и сюжетов. Таковы поэтические и «крестьянские» образы, темы любви, жизни и смерти, народных праздников, сказок и преданий, акроаматические компози­ции И.Босха и П.Брейгеля Старшего.

   Жанровая определенность по темам и сюжетам дополнялась, окрашивалась отношением, оценкой, настроением ху­дожника. Так появлялись героический и трагический жанр, бестиарий, гро­теск, дролери, каприччи, былинный, или эпический, жанр, «моралитэ».

    Выбор предме­та и отношение к нему художника опре­деляют метод, способы и приемы изоб­ражения. Отсюда иное направление жан­ровой определенности: сюжетная карти­на, мотив (этюд), аллегория, эмблема, знак. Границы между этими понятиями непосредственно связаны с типологией композиционных форм. Возникновение разных жанров   (определение которых бесконечно) зависит от конкретного вза­имодействия   исторических  типов   ис­кусства,    художественных    направле­ний, течений, стилей и школ. Так, на рубеже XVI-XVII вв. канонизированная иконография   «официальных  сюжетов» была заметно потеснена свободным вы­бором просвещенного художника. Даже в крупных, заказных произведениях бла­гочестивые темы соседствовали с вольно­думными,  ученые — с фольклорными, серьезные   —   с   озорными,   автохтон­ные — с заимствованными из иных, эк­зотических, культур. Содержание эпо­хи отражалось сочетанием  «возвышен­ного стиля» (итал. «in bono») и «низмен­ного, дурного» («in malo»). Этот конф­ликт заложен столкновением и дальней­шим одновременным развитием класси­цистических и романтических тенден­ций в стилях Классицизма и Барокко.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.