Рефераты. Влияние средств массовой информации на воспитание подрастающего поколения

5. Эффективным методом борьбы с Интернет-зависимостью является метод использования различных контролирующих программ. Программа "Контроль игр", например, умеет отличать учебу от игровой деятельности: если ребенок сидит за компьютером и учит уроки, он не отключается, а если заигрался в Интернете сверх установленного времени, тогда монитор погаснет точно по расписанию.

6. Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними, а также устанавливать четкие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения.

Таким образом, формирующаяся в глобальных сетях среда способна оказывать существенное влияние на формирование негативных психологических установок у подростков. Безусловно, в современных условиях невозможно (да и неправильно) изолировать молодого человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Особую роль в этом процессе должна играть семья. Заинтересованное участие взрослых, дающих объективную оценку поступающей информации и осуществляющих ее фильтрацию, позволит правильно сориентировать молодого человека в информационных потоках.

Не должно оставаться в стороне от рассматриваемой проблемы и государство. Назрела необходимость определения жестких критериев допустимости размещения в сетях определенных видов информации. Следует выработать работающие механизмы ограничения доступа к отдельным сайтам для различных возрастных категорий аудитории Интернета. Требуется законодательно закрепить ответственность владельцев сайтов за содержание размещаемых информационных материалов. И очень важно, чтобы происходящие в глобальных компьютерных сетях противоправные процессы получали адекватное противодействие со стороны правоохранительных органов.


§ 2. Влияние прессы на молодое поколение


Во все периоды исторического развития свободным временем человечество распоряжалось по-разному. Так, например, люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, рассматривая это как досуг, как "отдохновение духа", большая часть населения предпочитала для отдыха менее интеллектуальные занятия: спорт, охоту, беседы, посещение зрелищ и т.д.

По мнению специалистов, слово "досуг" в значении "свободное время" употреблялось в Русском государстве еще в середине XV в. В толковом "Словаре живого великорусского языка" В.И. Даля читаем: "Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела"[42]. Близкое толкование мы найдем и в современном словаре русского языка С.И. Ожегова: "Досуг - свободное от работы время"[43].

Психолого-педагогический словарь раскрывает понятие "досуг детей" как "свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей"[44].

По мнению отечественных специалистов, детский досуг формирует и развивает личность, стимулирует творческую инициативу детей, способствует их самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия. Досуг не только обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие ребенка, но способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков. Основными характеристиками досуга детей являются ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты. Таким образом, функции детского досуга могут быть определены как самореализационная, творческая, коммуникативная, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая.

Несмотря на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности. Исследования последних лет показывают, что чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических изданий, т.е. журналов и газет. Объяснение этому самое простое: с одной стороны, периодика всегда была и остается одним из самых массовых, дешевых и оперативных видов изданий, а с другой - налицо значительная динамичность изданий данной категории по сравнению с книжными[45].

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, пресса активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (теле - и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).

По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. В 2004 г. в нашей стране издавалось 105 детских и юношеских газет и 112 журналов[46].

По мнению специалистов, газеты и журналы для досуга всегда ориентированы на широкую читательскую аудиторию и по соответствующему ей назначению могут быть отнесены к популярным или массовым. Общеизвестно, что выделение читательских групп в массовых изданиях достаточно проблематично, поэтому одним из наиболее распространенных признаков деления становится возрастной. По отношению к детским изданиям ОСТ 29.127-2002 выделяет 4 возрастные группы: для дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и юношества[47]. Знание возрастных особенностей помогает редакциям учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма и объем. В ходе формирования детских изданий учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

Современный рынок представлен различными видами детских досуговых периодических изданий: журналами, газетами, а также детскими приложениями к взрослым досуговым изданиям.

Возрастные особенности детской аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение следующих типов досуговых периодических изданий: для дошкольников; для младших школьников; для подростков; для старшеклассников.

Вместе с тем сегодня большинство изданий для детей и юношества, стремясь привлечь внимание более широкой аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам:

1) дошкольникам и младшим школьникам;

2) младшим школьникам и подросткам;

3) подросткам и старшеклассникам. При этом издания для старшеклассников также имеют условную верхнюю возрастную границу, опубликованные в них материалы представляют интерес и для молодежной аудитории.

Специфика данного вида журналистики - прессы - определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приёмы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

Специалисты отмечают, что детская досуговая периодика не обходится без произведений русских, советских и зарубежных классиков. Из беллетристики в периодических изданиях для детей печатаются стихи, рассказы, юморески, повести, т.е. малые литературные жанры, объем которых составляет практически половину объема изданий.

Велика роль игровых и развивающих заданий. Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания, поэтому досуговая периодика для детей все чаще выполняет функции занимательного обучения и развивающей игры.

Можно сказать, что большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны. Они создаются по принципу "развлекая - поучать". Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников, это конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды[48].

Чтобы привлечь детей и удержать их внимание, во время прочтения используются такие раздражители, как цвет, контраст, иллюстрации, особенности верстки и композиции, наличие дополнительных стимулов: вклеек, вкладышей, призов, поделок. Все детские журналы многоцветны и красочны. Количество фотографий меняется в зависимости от возраста и направления журнала. Для детей шести-семи лет количество фотографий минимальное, но в некоторых журналах их место заняли диапозитивы. Следует отметить, что иллюстрации часто имеют нестандартную форму - круг, эллипс, ломаную линию.

Ориентирование в детских досуговых журналах минимально. Чаще всего оно сводится к оглавлению типа: "Читай в июне", "В номере", "Содержание", "Читай в номере". Многие журналы вообще обходятся без ориентирования. Это не способствует развитию читательской культуры детей, однако вполне соответствует общепринятому мнению о том, что досуг - занятие произвольное и даже в чтении приятнее всего разнообразие, неожиданность и отсутствие видимой для читателя системы[49].

Таким образом, современная досуговая периодика для детей в полной мере соответствует особенностям и природе детского досуга. Большинство досуговых периодических изданий чуждо противопоставлению "учебное время - досуг" и воплощает принцип активности, включая многочисленные игровые и развивающе-обучающие задания. Их структура отвечает принципу нерегламентированной, свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детства и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых.

Современная юношеская досуговая пресса большое внимание уделяет "звездным" новостям, шоу-бизнесу, эстраде, видео, кино, музыке, рассказывая о личной жизни известных музыкантов, артистов, спортсменов и т.д. Сегодня у юных читателей появилась возможность выбирать те издания,

которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни. Чувствуя близость

тематики публикаций к собственным интересам, юный читатель легко идет на контакт с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).

Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д.

Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:

Отношения полов, секс и сексуальные девиации.

Алкоголь и наркотики.

Взаимоотношения с родителями.

Отношение к материнству (отцовству).

Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.

Музыка, кино, жизнь звезд.

Компьютерные игры и Интернет.

Культивирование образа "крутого парня".

Весь спектр молодежных СМИ, которые высказываются по этим вопросам, условно можно разбить на 4 части.

Во-первых, это печатные и сетевые молодежные издания о музыке и звездах шоу-бизнеса, а также телеканалы МУЗ-ТВ и MTV, ориентированные в основном на подростков от 10 до 17 лет.

Вторым блоком можно выделить журналы о компьютерных играх, их основными потребителями являются подростки до 18 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.