Рефераты. Типология СМИ

·   по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований;

·   по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная – межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;

·   по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);

·   по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации).

Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками.

Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:

·   антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание;

·   спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);

·   кабельное (абонентское) телевидение;

·   кассетное (видеотечное) телевидение — видеодиски (лазеровидение);

·   титровое телевидение — видеотекс, телетекст.

Единственной средой бытования и формой существования традиционного антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая прежде всего необратимым временным фактором. Спутниковому и кабельному ТВ далеко не в такой степени присущи характерные признаки программности, а система повторов отдельных передач и целых программных блоков ослабляет фактор необратимости времени трансляции. Более того, неограниченное по времени (круглосуточное, не принимающее во внимание время суток, ибо зона приема телесигнала нередко столь велика, что режим дня у различных групп телезрителей не совпадает) вещание рождает новые формы организации телепрограммы. Чаще всего тот или иной канал спутникового ТВ специализируется на одном из видов вещания: CNN – круглосуточные новости со всех уголков планеты, MTV – телеканал современной музыки, действующий по принципу «нон-стоп».

На кабельном ТВ количество телевизионных каналов неизбежно ведет к новому качеству дифференциации вещания по зрительским интересам. И все же антенное, спутниковое и кабельное ТВ используют форму вещания, трактуемого как специфический способ распространения общественно значимой информации техническими (аудиовизуальными) средствами.

Для кассетного телевидения не характерны ни программность, ни вещательные характеристики, что объясняется почти полной индивидуализацией использования видеокассет зрителями, возможностями их просмотра в любое удобное для владельца видеомагнитофона время. Воспринимаемое многими как продолжение кинематографа, кассетное ТВ сейчас обретает черты самостоятельного, весьма оригинального и эффективного средства массовой информации. В качестве примера можно привести видеожурнал типа «Огонек-видео», кассеты которого не просто служат иллюстрацией, видеодополнением популярного массового издания, но обладают чертами нью-медиа с ярко выраженными информационными, пропагандистскими, социокультурными, просветительскими и рекреативными функциями.

Логически рассуждая, можно предположить, что при всемерном распространении кассетного и многоканального кабельного ТВ, имеющего значительное количество художественных программ, для антенного телевидения появится необходимость в немалой степени сократить развлекательный раздел вещания. Уместными здесь будут лишь яркие премьеры художественных произведений собственно телевизионного производства, прямые трансляции уникальных публичных выступлений художественных коллективов, хорошо сделанная культурная хроника. Все виды телепродукции – от различных сериалов до классики киноискусства и золотого фонда музыкальной культуры – удел специализированных каналов кабельного ТВ, кассет и видеодисков.

Глобальный характер спутникового ТВ требует информации соответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина осмысления и яркость формы должны совпадать с масштабами потенциальной аудитории. Разумеется, и степень интернационализации этой информации должна быть несравненно выше, чем у национальных телесетей, что не означает отказа от национального своеобразия.

Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение – своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения – школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры – один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения.

 

3.2 Радиовещание


В условиях роста телевидения радио не только не потеряло аудиторию, но и нашло пути для ее увеличения. В своем воздействии на слушателя радио пошло дальше телевидения, в стремлении глубже дифференцировать программы, рассчитанные на определенную аудиторию. Значительная ее часть предпочитает теперь слушать те передачи, и при этом постоянно, которые представляют для нее интерес.

Современное радиовещание можно разделить на

·   частные радиостанции;

·   общественные вещательные радиостанции и корпорации;

·   государственное вещание;

·   международное вещание.

На рубеже тысячелетий сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

Структура радиовешания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов

Современное международное радио представлено различными типами вещательных организаций, дифференцированных по статусу, признакам организации и финансирования, по предназначению и по характеру программной политики.

В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют около 1500 вещательных организаций, из них около300 государственные.

К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается более трехсот, причем число их постоянно уменьшается.

Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и другим организациям.

И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-FМ-диапазон

Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают:

·   франчайзинговые (от англ, franchise – привилегия) коммерческие сетевые FM-станции – ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Например, в Екатеринбурге существует пять станций, транслирующих московские музыкальные коммерческие станции и информационную, общественно-политическую и развлекательную радиостанцию «Эхо Москвы». Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио».

·   местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более). Так, например, в Екатеринбурге работают четыре местные коммерческие станции. Стартовав с небольшим капиталом, с минимальной техникой, многие из региональных станций прочно обосновались в радиоэфире, расширили свои возможности, укрепили связи с аудиторией.

·   в некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону – телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге – компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и рекламная группа), вошедшая в «Медиа-Мост».

По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом:

·   общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:

– государственные радиостанции: «Радио России», «Маяк»;

– коммерческие каналы: «Русское радио», «Европа плюс», «Наше радио» и др.;

·   региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны.

·   локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.

Среди многообразия вещателей следует выделить:

·   радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию. В системе государственного радиовещания – это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски – «Вести», информационно-развлекательный канал. Остальное вещательное время отдано каналу «Домашняя академия», включающему разнообразные тематические рубрики (литературные чтения, советы юриста, врача, календарь садовода, секреты домашней кухни), музыкальным и музыкально-развлекательным программам, молодежным, радиотеатру, передачам для детей и подростков, каналу «Невский проспект» и др.

·   особый сегмент эфира составляют информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения.

Можно также выделить музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции.

В заключении остановимся на международном радиовещании. Его разновидности:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.