"Легко сказать". Уникальный проект Первого канала. В кадре - жены политиков, звезд шоу-бизнеса, спортсменов и духовных особ. Это сильные, мудрые, красивые женщины. Они могли бы выходить на подиум, давать юридические консультации, строить свой бизнес или разбивать сердца, но предпочли оставаться в тени знаменитого мужа и быть его правой рукой, советником, другом, матерью его детей. За каждым успешным мужчиной стоит женщина. В передаче они рассказывают о главном. Темы, которые поднимают организаторы программы, - социальные, дети, спорт, духовные ценности. Эти женщины не обязательно домохозяйки. Они работают, содержат дом, ходят за покупками, любят детей, готовят завтраки, успевают сделать тысячи дел. Они такие, как все. Просто носят "громкие" фамилии. В телепередаче собран их жизненный опыт, их позиции, их личностный взгляд на мир.
Зона X
Самая авторитетная программа криминальной хроники на белорусском телевидении, рассказывающая беспристрастно о нелицеприятном. В данной передаче присутствует исключительно рафинированная репортерская работа - нужно найти факт и доказательства, а выводы зрители должны сделать самостоятельно. Журналисты программы не учат жизни, они показывают, как учит жизнь тех, кто с ней играет.
Автошкола
Белтелерадиокомпания совместно с Госавтоинспекцией Минска запустила новый проект под названием "Автошкола". Суть проекта в том, что в течение месяца в эфире Первого 12 человек будут бороться за право бесплатного обучения в одной из столичных автошкол. Героям предстоит пройти экспресс-курс вождения автомобиля, в том числе в экстремальных условиях.
Проект нужный и полезный, особенно для подрастающего поколения, так как обретать навыки правильного, безопасного вождения, а особенно в экстремальных ситуациях, которые организаторы передачи создают намеренно, в наше время очень актуально. Передача дает возможность наблюдать за процессом вождения воочию. И не один раз, а при каждом просмотре передачи. То дает возможность молодым ребятам правильно оценить свои силы прежде, чем они решат получить права и сесть за руль уже своего автомобиля. А также учесть наиболее распространенные ошибки, которые могут возникнуть в процессе вождения. Тем же, кто уже является автомобилистом, данная передача, думаю, поможет сориентироваться в сложной, подчас экстремальной ситуации, которая может возникнуть на дороге, и правильно выйти из нее с минимальными потерями.
Все это было
К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне корреспонденты Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании подготовили цикл из пяти специальных репортажей о малоизвестных фактах войны. Суровая правда военной жизни - в цикле "Все это было". Цикл был открыт показом фильма"Без срока давности"
До сегодняшнего дня не все имена героев войны известны, и организаторы считают своим долгом рассказать о каждом. Специальный репортаж Ольги Осиповой рассказывает о работе поисковиков. В основу репортажа легли три военные истории, финал которых случился уже в мирное время. Это истории подвигов, о которых с течением лет забыли. Достоянием общественности они стали благодаря работе следопытов.
Фильм второй носит название "Небесный рыцарь". Его героизм едва не попал в Книгу рекордов Гиннесса. Белорус Александр Горовец в одном бою 6 июля 1943 года сбил 9 немецких самолетов Ju-87. Такое больше не удалось совершить ни одному советскому летчику. И хотя в книге мировых рекордов отмечены 13 побед в одном сражении немца Эриха Рудорффера, многие эксперты считают, что больше всего сбитых самолетов за один вылет именно на счету Горовца. Асы в небе и асы пропаганды в двух вражеских армиях по-своему решали свои задачи во время Великой Отечественной.
Фильм третий - "Спецоперация "Фронт". Фильм повествует о неизвестных операциях белорусской милиции в самом начале войны. Сыщики линейного отдела Бреста почти неделю удерживали здание железнодорожного вокзала в уже осажденном городе. Немецкие пули и снаряды не могли покорить милиционеров. Тогда фашисты приняли решение затопить вокзал. Вторая история - об офицерах, которые смогли вывезти деньги Госбанка из Волковыска в Шклов. Под непрерывными бомбежками и ежеминутным предательством. Когда бежали банкиры и инкассаторы. Только милиционеры выполнили свой долг. Для съемок фильма создатели детально воспроизвели первые минуты нападения на Беларусь.
Фильм четвертый - "И на войне была весна". "Жди меня, и я вернусь.". Знаменитое стихотворение Симонова впервые было опубликовано в феврале 1942-го. Уже на следующий день солдаты вырезали его из газет, заучивали наизусть, переписывали, сидя в окопах, посылали в письмах женам и невестам. Пронзительные строки находили в нагрудных карманах раненых и убитых. "Жди меня" - это было, как заклинание судьбы, как молитва, как пророчество, что человек сильнее войны, если любит и верит. Герои фильма любили и верили. И эта любовь помогла им преодолеть нечеловеческие испытания.
В фильме пятом "Глубокое течение" повествуется о внезапном нападении вермахта, которое застало врасплох почти весь генералитет СССР. Но только не их - людей земли белорусской. В шахматной партии Гитлера их ответный ход заставил дрогнуть всю военную машину покорителей Европы. Миролюбивые белорусы остановили больше дивизий врага, чем армии покоренных стран. Порой одно соединение держалась дольше, чем вся Франция. Это стало каплей, влившейся в глубокое течение к Победе.
Подводя итог по перечисленным телепроектам, можно сказать, что на отечественном телевидении существует ряд различных программ, как по своей тематике, так и по жанровой структуре. Это и цикл фильмов о неизвестных страницах истории Великой Отечественной войны, а также о самой республике Беларусь, ее историческом и культурном наследии. Это также популярный сегодня телевизионный жанр ток-шоу, где в студии вступают в полемику по заданной теме специально приглашенные гости и простые зрители. Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что телевидение Белорусии успешно развивается.
Для определения понятия "знание" на телевидении есть несколько модификаций, например, для зрителя новостей знать о чем-либо - синоним "быть в курсе произошедшего" в государстве и в мире за день, то есть знание рассматривается как осведомленность. На телевидении есть вариант понятия "знание" связанный с телеиграми. Телеигры имеют в виду иной тип знания и его носителя. Герой программы (и ее имплицитный зритель) мыслится как "простой", "такой, как все", но "умный" человек. Его идеальное воплощение - человек-энциклопедия, книжная полка. Знания такого человека точны, предельно фактичны, отвечают на вопросы что-где-когда-с кем произошло. Таким знаниям не нужен какой-либо исторический, культурный контекст. К этому можно добавлять изобретательность в комбинировании кирпичиков информации и даже остроумие (впрочем, не всегда востребованное). Обращение с подобным знанием сводится к подбору единственно возможного правильного ответа на поставленный вопрос. Иными словами, он может быть только верным или неверным. Человек, правильно отвечающий на вопросы, квалифицируется как обладающий "умом" ("самый умный").
Процедура задавания вопросов в таких программах идет по нарастающей, то есть вопросы развиваются от простого к сложному, втягивая зрителя в слежение за игрой. Основной принцип - "я тоже так могу", "я знал этот ответ" - повышает самооценку телезрителя, поскольку правильные ответы поощряются. С другой стороны, игра в знание дает повод удивиться тому, как много разнообразных вещей нужно изучить и запомнить для того, чтобы поощрение заслужить. Эрудитское знание и "ум" (умение им быстро распорядиться) вознаграждаются деньгами: единицы знания переводятся в их "рублевый эквивалент", в денежные единицы. Отношения между "знающими" строятся следующим образом: телевидение, как некое единое целое, выступает в роли носителя абсолютного знания-факта (где-то в нем хранятся все правильные ответы). На этот же образ работают и многочисленные передачи на тему "что произошло в этот день энное количество лет назад". Телевидение и ведущий - посредник, с одной стороны, и игрок, и зритель, с другой, вступают в схватку, состоящую из загадывания и разгадывания загадок. Знание, востребованное в такой ситуации, не может принадлежать какому-то одному слою людей. Оно демократично по своей природе: хотя ты - сантехник, но у тебя, благодаря твоим личным качествам и удаче, есть шанс на превосходство над "всеми". Составная часть знания в телеиграх - качество "современности", которое сообщается при помощи быстрого темпа вопросов, реакции участников, различных визуальных эффектов (например, несколько бегущих строк на экране с разным текстом, апеллирующим к возросшей способности зрителя воспринимать сложно поданную информацию.
Послания игр разнонаправлены: надо учиться и много знать (с упором на "много"), и тогда вы сможете своим умом заработать деньги. Но, одновременно, это и схватка за "легкие деньги", случайное везение в игре. Другая сторона послания состоит в том, что планка прохождения человека на экран снижается: туда попадает "такой же, как и ты", человек, может быть - чуть удачливее.
В играх не предполагается гуманитарный образ знания, связанный с возможностями его интерпретации, понимания, различными смыслами высказывания. Процесс размышления уступает вспоминанию и угадыванию. С подобным "одноразовым" знанием нельзя что-либо сделать, к чему-нибудь его приложить. Оно не инструментально, а самоценно; оно некритично по своему устройству, так как не служит саморефлексии и научению тому, как думать.
Вартанов А.С. отмечает, что задача жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция. [0. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. М., 2003. С.26.] Для "интеллектуальных" передач важно, в каком контексте, рядом с какими другими передачами они выходят, поскольку их восприятие может не вполне отвечать замыслу из-за других, соседних сообщений. По идее, в передачах, где речь идет "о культуре" и "о науке", представлено рефлексивное знание. В программах, которые выделяются на общем фоне развлечения и заявляют о своей интеллектуальности, чаще всего содержится утверждение дистанции между массовой и высокой культурами. Такие передачи реализуются на территории телевидения, средства массовой коммуникации, но стремятся отстаивать ценности высокой культуры. То обстоятельство, что перед зрителем - популярные передачи, чье содержание определяется не только позицией ведущего, но и средством коммуникации, обычно не проговаривается.
Конечно, речь идет о совершенно разных программах, которые сильно различаются между собой уже на уровне интенции. Но в них можно выделить общую черту - резервирование места "интеллигента-интеллектуала" на телевидении. Он выступает в роли эксперта, учителя жизни, посредника в трансляции знания - даже там, где таковой не происходит.
Это может быть программа, выходящая в жанре ученых бесед ведущего с исследователями, представляющими разные области естественнонаучного и гуманитарного знания. В ней выстраивается образ науки как властительницы умов, дающей ответы на тайны мироздания, ученых как ее "подвижников", обыгрывается стереотип профессионального знания как высокого. Это в некотором смысле передача "для умных". Действительно, следовать за разговором непросто (и необязательно), например: "Но надо сказать, что реликтовое излучение на самом деле - непростая вещь. Скажем, до сих пор экспериментально не очень изучен и измерен спектральный состав этого излучения. Кроме того, хорошо известны трудности обнаружения нейтрино… Сложности природы реликтового излучения остаются, например та же анизотропия или изменение плотности излучения. Если переходить к эффекту, допустим, таких флуктуаций, о которых говорил Шноль, то это ведь связано с изменением плотности…"
Темы программ варьируются в широком диапазоне, от научно-закрытых сюжетов (про природу времени, происхождение жизни) до массово узнаваемых (например, о графе Дракуле и о вампирах). Здесь размывается граница между "всеобщим" и специализированным знанием. Слежение за профессионально знакомыми сюжетами заставляет думать, что популярного в передачах больше, чем кажется на первый взгляд.
Зритель, кажется, несколько лукаво мыслится как homo universalis, всесторонне развитый человек, способный поддерживать умную (со специальными терминами и теориями) беседу. Таковым выглядит ведущий (неизвестно, каких усилий ему это стоит, может, и правда перед нами homouniversalis), выступающий в роли медиатора. Его суждения могут выстраиваться по-разному: Гости программы балансируют между образами экспертов и гуру: популярная культура заставляет привносить в освещаемые сюжеты мотивы разоблачения, эзотеричности знания, снятия покровов с истины.
Слушатели, звонящие в программу, нередко сами профессионалы - коллеги приглашенных экспертов. Но что дает передача зрителю, который не владеет языком "флуктуаций Шноля"? В соответствии с иронической аннотацией книги, она "повышает самооценку постоянных зрителей программы, вынужденных вести напряженную интеллектуальную работу, поощряемую собственными эвристическими откровениями".
Знание в передаче представлено как путь его достижения. Конечно, слова, произносимые в студии, как правило, не дают приращения знания, и едва ли даже внимательные зрители смогли бы воспроизвести большую часть услышанного по окончании передачи. Возможно, высказывания ученых отвечают на потребность в устойчивой картине мира, где есть место для убедительных суждений о вселенной, Земле, человеке, истории и для самих научных занятий, которые не представляются как причуда или излишество. Но иногда на экране предстают странные люди, визуализирующие образ профессиональных знаний. Их социальные позиции и роли вполне узнаваемы, и в том случае, когда не удается уловить аргументы в беседе, за ними можно просто наблюдать.
Специфической особенностью программ типа "шоу-театр" является то, что основным выразительным средством, как и в театре, является актер или группа актеров, которые разыгрывают интермедии. Муратов утверждает: "Актер - носитель специфики театра. Актер неотделим от театра, и театр неотделим от актера. В театре и драматург, и режиссер, и директор, и музыкант говорят со зрителем через актера. Театральное бытие всему, что находится на сцене, сообщает актер. Полная самостоятельность произведения или расчет на его интерпретацию через актера - вот признак, по которому мы отличаем пьесу от поэмы или повести, декорацию - от картины, сценическую конструкцию - от архитектурного сооружения". [Муратов С. Апология ток-шоу. М.Н., 2006 №51]. Тематическую основу этого типа программ составляют различные события и жизненные ситуации, культурные и политические процессы, происходящие в обществе, социально значимые для большой телевизионной аудитории. Разыгрываемые в действии актерами события укрупняются, схематизируются, а иногда доводятся до абсурда. В последнем случае (а именно он наиболее часто встречается на отечественном телевидении) мы имеем дело с комедийным характером исполняемого действа. В теории театра такой тип драматургии относят к комедии положений, характеров и нравов, где во главу угла ставится "поведение человека в обществе, классовые различия, разница характеров". Считая основным принципом создания телевизионных программ типа "шоу-театр" обращение к комедии положений, остановимся подробно на понятии "комическое" как художественной категории.
Считая основным принципом создания телевизионных программ типа "шоу-театр" обращение к комедии положений, остановимся подробно на понятии "комическое" как художественной категории. Условия каждой эпохи рождают свои поводы для смеха и соответствующие им понятия о комизме. Шедевры комедии отличаются тем, что, будучи в полной мере порождениями своей эпохи, они касаются таких сторон жизни, которые всегда представляют интерес, изображают типы, дающие справедливый повод для смеха во все эпохи. Пороки, осмеиваемые в комедии, обычно связаны с особенностями данного социального строя и определенной общественной группы, класса. Истинно комическое определяется отступлением от подлинно человеческих идеалов. Смешны те характеры и поступки, которые представляют собой отклонение от моральных основ жизни, исторически определенного общественного, социально-политического и эстетического идеала.
Юмор состоит в изображении смешного вообще; его эмоциональное воздействие рождает веселье. Ирония представляет собой тонкую форму насмешки, заключающуюся в определенном отношении автора и публики к происходящему. Другая форма драматической иронии образуется в результате стечения обстоятельств, часто создаваемых самими персонажами.
Комедии подразделяются на две группы: 1 - произведения "низкого", грубого комизма, основанного на фарсовых положениях; 2 - так называемая "высокая" комедия, утверждающая важные общественные и нравственные идеи. Комедии различаются и по принципу преобладания в них одного из двух важнейших компонентов композиции: комедия положений и комедия характеров. В комедии положений сюжет строится на случайных и непрерывных стечениях обстоятельств. Частным случаем комедии положений является нередко используемая комедия интриги. В комедии характеров источником смешного является односторонность или гипертрофия какого-либо одного качества. Однако чаще всего встречается сочетание обоих компонентов.
В отличие от ток-шоу, где ситуация обсуждается, в телевизионных программах типа "шоу-театр" ситуация проигрывается. Актер выступает под "маской" собирательного и узнаваемого персонажа. Композиция телевизионной программы типа "шоу-театр" может конструироваться и как единая сюжетная линия, построенная по всем законам сценического действия, и по принципу дивертисмента, когда самостоятельные законченные произведения (в данном случае, миниатюры, интермедии, монологи и т.п.) соединяются между собой (либо через ведущего, выступающего как от своего лица, так и от лица персонифицированного образа, либо с помощью эпизодов-связок, например, телевизионных отбивок или заставок между интермедиями). Отмечая жанровое разнообразие программ типа шоу-театр, можно выделить сатирические, юмористические и пародийные.
Приоритетным для современного белорусского телевидения является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.
Люди живут телевидением - оно всесословно, всеобразовательно, всевозрастно, всеконфессионально. Нет никакого другого социального института, включая школу и семью, который мог бы соревноваться с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения. Нам навязывается представление о жизни, которое противоречит реальности. А ученые признают тот факт, что человек больше верит своим представлениям о чем-то, нежели реальным, то есть он верит не в жизнь, а в то, что он о ней думает.
Особое место в вещании первого белорусского телеканала занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества. особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию. Одной из важнейших для канала является просветительская функция, ее экранное воплощение реализуется в двух популярных жанрах - познавательном и культурологическом, в основу которых положены как современные материалы, так и исторические события. Шоу-программы, ток-шоу, как уже было доказано, также относятся к категории культурных телевизионных программ. Рассмотренные нами телепроекты являются тому подтверждением. Также нужно отметить жанровое и тематическое разнообразие телепроектов, предлагаемых Первым белоруским каналом. Темы, которые выносятся на суд зрителей и телезрителей, отличаются своей актуальностью.
Однако, для того чтобы разнообразить уже имеющиеся телепроекты в жанровом плане, нами были предложены такие проекты, как игра в интеллект на деньги, шоу-театр и интеллектуальное ток-шоу, при этом нужно заметить, что ток-шоу - одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение. Глобальной задачей культурных и интеллектуальных телевизионных программ выступает приобщение телеаудитории к общечеловеческим идеалам и ценностям, к культуре в самом широком смысле этого слова. Для осуществления данной функции культурные и интеллектуальные телевизионные программы должны обращаться не только к разуму человека, но и к его чувству, воздействовать на него не только рационально, но и эмоционально. Если эти цели достигнуты при помощи уже вышеозначенных специальных телепроектов, тогда можно считать, что свои функции они выполнили в полной мере.
1. Муратов С. Апология ток-шоу. М.Н., 2006 № 51
A
Страницы: 1, 2, 3