В известном смысле это казалось нетрудной задачей. Каждое здание имеет систему электропроводки, при которой одна перегоревшая лампочка не влияет на работу других. Но с компьютерами это было невозможно. В американской компьютерной индустрии 1970х-80х годов разные производства выпускали массу компьютеров с различными оперативными системами. Проблему вызвались решить ученые.
Некоторые историки Интернета ведут отсчет глобальной Сети с 1961 года, когда Леонард Кейнрок, нередко называемый отцом Интернета, опубликовал статью с изложением пакетной пересылки информации. Сам же профессор считает, что первый значительный шаг в создании Интернета был сделан 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете, он вместе со своей командой успешно соединил компьютер с маршрутизатором (сетевое устройство передачи данных). В интервью агентству Рейтер Леонард Клейнрок описал это следующим образом: 20 октября 1969 года группа компьютерщиков Калифорнийского университета решила соединить свой компьютер с компьютером в Стенфордском исследовательском институте. Поначалу сеть помогала лишь ученым пользоваться информацией, находящейся в компьютерах коллег в других центрах. Тогда еще никому не приходило в голову, каких масштабов достигнет Интернет. Однако профессор не считает, что он вместе с коллегами породил монстра.
С развитием Интернета эволюционировали и каналы связи. Информацию стали передавать по телефонной линии, оптоволоконным сетям, а позже стали пользоваться и беспроводной связью.
«Количество компьютеров в сети может значительно колебаться. На начальном уровне между собой могут быть соединены компьютеры какой-либо одной рабочей группы. Сеть этой рабочей группы может входить в сеть отдела, а затем в сеть всей компании. Сеть компаний может быть соединена с сетями других компаний».[15]
Internet – это термин, используемый для описания взаимосвязи между множеством компьютерных сетей, которая позволяет им общаться друг с другом. Хотя популярный термин «информационная сверхскоростная магистраль» и может ввести в заблуждение, Интернет действительно подобен сети дорог и магистралей, и в общем смысле функционирует сходным образом. Интернет – слово, используемое для обозначения взаимосвязи между последовательными уровнями компьютерных сетей. И в это смысле Интернет представляет собой последовательность физических связей, которые служат в качестве системы дорог для компьютерной информации. «Но физические связи – это только одна часть Интернета. Согласно одному из существующих определений, Интернет – это соглашение. Оно включает в себя набор правил или протоколов, которые позволяют информации путешествовать от компьютера к компьютеру по «системе магистралей». Если компьютер или сеть компьютеров не поддерживают такой набор правил, то они не являются частью Интернета»[16]. Другими словами, словами, чтобы отправлять и получать информацию через всемирную паутину, компьютеры должны упаковывать её одинаковым образом.
Web по своим возможностям почти полностью соответствует издательству. Во-первых, потому что каждый программы просмотра интернетовской странички теоретически может добраться до любого веб-узла (исключение составляют те случаи, когда вебмастер по собственному желанию закрывает доступ к своим узлам для широкой публики, или когда канал не достаточно хорошо соединен с далеко находящимся узлом). Таким образом, даже самый мелкий сетевой издатель в идеале может получить всю читательскую аудиторию. Кроме того, мелкие издатели могут зарегистрировать свои узлы в базах данных, либо опубликовать свои ссылки в поисковых машинах.
Во-вторых, стоимость создания и поддержания простого Веб-узла чрезвычайно низка. Многие организации, предоставляющие доступ в Интернет, в качестве стандартной услуги предлагают подписчикам место для создания персональных веб-страничек.
«Эффективность электронных версий состоит в способе их передачи и доставки, которыми пользуется часть читателей, как единственным источником информации, и в скорости её получения, не сравнимой с традиционными формами. Чаще всего текст электронной версии можно прочитать намного раньше, чем издание выйдет в свет. Особенно это относится к так называемым «толстым журналам»[17]. Но в тоже время электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Редакции иногда практикуют публикацию текстов, существующих только в электронном виде и отсутствующих в бумажном варианте. Электронная версия каждого издания имеет адрес, по которому её можно найти в Интернете. Адрес может быть либо общим для всего издания, либо каждый редактор и журналист могут иметь свои адреса. Это создает исключительное удобства для читателей и, особенно, для авторов, имеющих возможность из любого, даже далекого от своего города населенного пункта оперативно согласовать с редакцией все вопросы и вставить какие-то свежие факты, происходящие буквально на глазах, прямо накануне очередного выпуска издания. Крупнейшие информационно поисковые системы и серверы хранят электронные версии сотен газет, журналов, периодических сборников на русском и английском языках (smi.ru).
Однако электронные версии журналов и газет не стоит относить к электронным СМИ. Это только форма передачи издания. Иначе дело обстоит с оригинальными электронными изданиями, изначально созданными функционирующими в сетях.
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации
Основу сетевых средств массовой информации составляют новый вид периодических изданий – сетевые газеты и журналы. Среди множества заявленных в информационно-поисковых системах изданий, к сожалению, не являются периодическими. Однако есть несколько десятков серьезных сетевых газет и журналов, выпускающихся на высоком профессиональном уровне уже на протяжении более двадцати лет. И с каждым годом количество таких изданий увеличивается, не смотря на их еще короткую историю. Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета отличается от обычной?
· Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.
В первую очередь, это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации.
В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:
ü текст - единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);
ü фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;
ü звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
ü видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
ü анимация — эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.
«Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан: фотоизображения сегодня меняются не чаще, чем того требует ритм событий. В любом случае — даже по истечении большого периода времени — они могут быть найдены в архиве. Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора»[18].
Специфику отображения страницы гипертекста в броузере обуславливают определенные особенности дизайна веб-страницы и Веб-сайтов в целом. В борьбе за посетителя, за более удобную работу с их сайтом, создатели, точнее разработчики интернет – ресурсов выработали ряд специальных приемов, применяемых для ускорения и упрощения работы. Создатели часто и оперативно обновляемых сайтов давно заметили, что поручать дизайн отдельно взятой страницы с очередным новостным сообщением опытному и часто загруженному работой Веб-дизайнеру нецелесообразно. В крупных проектах самым оптимальным решением является создание и использование одного или целой системы шаблона страниц, похожей на стереотипные макеты газет. Таким образом создается электронная композиционно-графическая модель виртуальной газеты, по которой строятся все последующие выпуски. Создается макет для одного или нескольких разделов сайта, в который затем программным путем включаются уникальные блоки с текстом, графикой, гиперссылками и так далее. Еще одна тенденция в профессиональном беб-дизайне СМИ, получившая сейчас широкое распространение с легкой руки Артемия Лебедева, ведущего веб-дизайнера в Рунете, выражается в стремлении к текстовому дизайну. Таким образом, дизайн гипертекстовых страниц вернулся к своему исходному состоянию, в котором он появился на свет и получил широчайшее распространение: простой текст с гиперссылками. Он и является самым информативным элементов.
«Согласно результатам исследований, проводившихся в рамках совместного проекта Стенфордского университета и Институт Пойнтера в течении четырех лет … возможности мультимедиа, часто присутствующие на Веб – страницах для многих пользователей важны менее, чем ожидалось. Восприятие пользователя Интернета и печатной продукции существенно различается. Последний обращает внимание на иллюстрацию и рекламу. В сети же привлекают в первую очередь заголовки и короткие тексты (содержание статей и подписи к фотографиям), а уже потом – иллюстраций».[19]
· Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке, распространению и корректировке информационного потока, связанного с реакцией потенциальной целевой аудитории.
«Сайты, интернет - страницы, серверы, осуществляющие регулярное «интернет-вещание» с пользованием всех естественных возможностей Сети: интерактивности, различных форм представления информации (текстовой, табличной, любой визуальной – в том числе в видеоформате и аудиоформате), возможности работы в режиме реального времени…»[20]. Но из всего этого многообразия форматов представления информации потребителей интересует, в первую очередь текст. Стилистические особенности сетевого текста отчасти связаны с тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы знали авторов лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со словами и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для "нормальной" прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено.
· В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9