Рефераты. Структура себестоимости издательской продукции

−          амортизация основных средств общеиздательского назначения;

−          расходы на охрану, на подготовку кадров и пр.

К числу коммерческих расходов издательства относят расходы на рекламу, тару и упаковку, доставку продукции, хранение готовой продукции, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и иным посредническим предприятиям, представительские и другие расходы, связанные с реализацией готовой продукции. Сюда же относят стоимость обязательных бесплатных экземпляров изданий, которая определяется по расчетной себестоимости одного экземпляра.

В формуле, характеризующей прибыль предприятия, фигурирует и величина выплачиваемых им налогов. До 1 января 2005 г. налогообложение оборотов при реализации издательской продукции или услуг (НДС) производилось по льготной ставке 10%. Эта льгота распространялась на следующие виды продукции, работ и услуг:

−   школьные тетради и дневники;

−   тетради и альбомы для рисования и черчения;

−   периодические печатные издания, за исключением изданий рекламного или эротического характера;

−   книжная продукция, связанная с образованием, научной и культурой, за исключением продукции рекламного или эротического характера;

−   редакции и издательские работы (услуги), связанные с производством, экспедированием и доставкой изданий и книжной продукции;

−   услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в вышеозначенных периодических печатных изданиях;

−   услуги по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, указанные выше, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

Не облагались налогом с продаж реализация учебной и научной книжной продукции и периодические печатные издания (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера).

Льгот по ставке налога на прибыль издательства не имеют.

Начиная с 1 января 2005 г. при оказании услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции; редакционных и издательских услуг, связанных с их производством; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях; услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки, начисляется налог на добавленную стоимость в размере 18%. В то же время, при реализации периодических печатных изданий не рекламного и не эротического характера и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, по-прежнему применяется ставка НДС в размере 10%.

Если говорить о средней структуре себестоимости издательской продукции как примерном соотношении различных видов затрат в общей их сумме, то она может быть представлена:

−   авторский гонорар — 12% (с учетом относительно низкой цены на книгу, в денежном выражении гонорар авторов сегодня чрезвычайно низок в сравнении с мировым уровнем);

−   редакционные расходы — 10% (уменьшение расходов в этой части неизбежно ведет к снижению уровня качества книжной продукции);

−   расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы — 58% (часть расходов, которая постоянно растет и на которую издатель практически не может оказывать влияния);

−   общеиздательские расходы — 12% (так как растут затраты, связанные с энергетикой, транспортом, арендой, то эти расходы постоянно растут);

−   коммерческие расходы — 8% (из-за жесткой конкурентной борьбы на рынке вряд ли возможно сокращение этих затрат).

Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции


Существует ряд характеристик изданий и условий их выпуска, которые являются важнейшими факторами воздействия на себестоимость книги   . К ним относятся объем, оформление и тираж изданий.

Объем и оформление издания прежде всего влияют на размер авторского гонорара, который может исчисляться различным образом:

−   по проценту от продажной (отпускной) цены издательства. Такой вид платежей еще называют "роялти". Это может быть процент от фактически полученной выручки; процент от реализации, исчисленной по оптовой цене издательства; некая фиксированная цена за экземпляр;

−   по фиксированной ставке за авторский лист.

Роялти (англ. "королевские привилегии") — периодический платеж за право пользоваться лицензией на товары, изобретения, патенты, нововведения, выпуск книг, прокат фильмов; обычно исчисляется в процентах от стоимости продаж.

В первом случае автор фактически как бы кредитует издательство, получая деньги потом, после реализации книги. Это отложенные выплаты и автор определенным образом рискует, поэтому теоретически сумма гонорара при полистной оплате должна быть ниже, чем при оплате в процентах, хотя на практике при той и другой форме суммы выплат, как правило, мало отличаются.

При полистной системе оплаты очевидна зависимость авторского гонорара от объема издания. То же можно сказать в отношении графических работ, редакционных и типографских расходов, если в основе их формирования лежит принцип оплаты за единицу объема — в авторских, издательских, печатных листах и пр. Но и при исчислении гонорара в процентах от реализации объем оказывает опосредованное влияние на сумму расходов, поскольку он в значительной мере определяет трудоемкость и материалоемкость издания.

Количество и вид иллюстраций также существенно влияют на себестоимость издания, хотя это влияние сложнее измерить. Это сказывается на сумме вознаграждения художников и дизайнеров и на типографских расходах в той мере, в какой иллюстрации повышают сложность этих работ. Наличие иллюстраций, их красочность определяют зачастую повышенные требования к бумаге, поэтому и расходы на бумагу также зависят от оформления изданий.

На себестоимость существенно влияют уменьшение объемов книги, экономичное оформление изданий, повышение емкости печатного листа. Но само по себе снижение себестоимости не всегда обеспечивает повышение прибыльности издания. Всегда надо помнить об интересах того, кому адресована книга, и, конечно же — от требованиях, которые предъявляет книжный рынок.

Использование более дорогих сортов бумаги увеличит себестоимость издания, однако при этом его продажная цена также может быть увеличена, что позволит не только возместить увеличение расходов за счет приобретения дорогой бумаги, но и обеспечить дополнительную прибыль.

Тираж, как характеристика объема производства, является определяющим фактором в издательском бизнесе, поскольку отражает величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного продукта, спроса и предложения. Тираж позволяет понять деление общих расходов на расходы постоянные и расходы переменные.

Постоянные расходы остаются стабильными при изменении объема производства, соответственно их объем в себестоимости единицы издательской продукции изменяется. В настоящее время общеиздательские расходы сохраняют характер постоянных расходов.

Переменные расходы — расходы, прямо относящиеся к каждой единице продукции, изменяются пропорционально объему, и в себестоимости единицы продукции их значение не меняется. В издательской практике это прежде всего расходы на бумагу и материалы.

Сумма постоянных и переменных расходов равна общим расходам (у) на производство тиража издания:


чу = а + bx,


где а — сумма постоянных расходов;

b — сумма переменных расходов, приходящихся на 1 экз.;

x — объем производства (тираж издания).

Постоянные расходы относятся к обязательным и оплачиваются издательствами независимо от реальных объемов производства и даже при из отсутствии. А когда издательство производит и продает свою продукцию, они остаются неизменными. В то же время переменные расходы представляют собой только результат деятельности издательства. Если издательство ничего не производит , то эти расходы не возникают.

Если в начальный период роста тиража конкретного издания переменные расходы быстро растут, то в дальнейшем рост их замедляется за счет экономии по отдельным составляющим их статьям, что обусловлено массовостью производства. Но так продолжается не до бесконечности. При существенном росте объемов производства переменные расходы начинают расти быстрее, чем действуют факторы экономии.

Постоянные расходы можно разделить на две части. Первая в основном определяется масштабами издательства. К ней относятся амортизационные отчисления, налог с имущества, заработная плата персонала с начислениями, арендные платежи, затраты на эксплуатацию зданий, страховые взносы и др., то есть те позиции, изменить которые в короткий срок невозможно. Вторая часть расходов — расходы на рекламу, повышение квалификации сотрудников, исследования и иные подобные цели — при необходимости могут быть снижены.

Тираж издания различным образом влияет на постоянные и переменные расходы.

Часто издательские расходы, входящие в состав общеиздательской себестоимости, делят на прямые расходы и косвенные расходы.

Прямые расходы — расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ, услуг; производственные расходы, включаемые в себестоимость продукции, в прямые издержки производства.

Косвенные расходы — расходы, которые в отличие от прямых не могут быть непосредственно отнесены на изготовление продукции.

К прямым расходам относят расходы, которые учитываются в себестоимости конкретного издания: авторский гонорар, расходы на полиграфию, бумагу и материалы, часть редакционных и коммерческих расходов, связанных с этим изданием, а также потери от брака.

К косвенным расходам относят те, что не могут быть отнесены к себестоимости какого-либо издания: общеиздательские расходы, часть редакционных и коммерческих расходов, прямо не связанных с конкретным изданием. Ранее, когда существовала жесткая регламентация издательской деятельности, косвенные расходы распределяли пропорционально объему в учетно-издательских листах. В настоящее время метод распределения косвенных расходов законодательно не закреплен, помимо учетно-издательских листов могут использоваться и другие базы для распределения расходов (объем реализованных изданий либо прямые затраты, связанные с производством каждого печатного издания). Однако на практике и сегодня основной базой распределения косвенных расходов остаются учетно-издательские листы.

Безубыточный тираж издания


Учитывая постоянные и переменные расходы, можно рассчитать возможную прибыль от реализации издательского проекта и определить тот тираж, начиная с которого проект может быть безубыточным.

Маржинальный доход — превышение выручки с продаж над совокупными издержками, относящимися к определенному уровню продаж; разность между выручкой и переменными расходами.

Пусть:

а — сумма постоянных расходов;

b — сумма переменных расходов, приходящихся на 1 экз. издания

x — объем производства (тираж издания)

c — цена 1 экземпляра.

Тогда управление, определяющее полную себестоимость тиража издания (у), будет иметь следующий вид: y = a + bx.

Маржинальных доход, приходящийся на 1 экз. издания, как разница между выручкой (с) и переменными расходами (b), будет равен c – b.

Критический объем производства или точку безубыточности (в экземплярах) можно определить как a / (c - b).

Отношение суммы постоянных расходов к величине маржинального дохода определяет "критический тираж" издания. Это происходит потому что при этом тираже разница между ценой экземпляра книги и ее себестоимостью равна нулю, то есть издательство уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли, Учитывая, что отношение прибыли к выручке определяет рентабельность реализованной продукции, точку безубыточности называют еще порогом рентабельности тиража издания.

Величина маржинального дохода равна (c - b).

Критический объем производства равен a / (c - b).

Полная себестоимость издания: а + bx × тираж.


Практическая часть

Расчет себестоимости для конкретного издания


Рассмотрим расчет себестоимости на художественной книге, изданной в ЗАО "МК-Периодика", принадлежащая к серии "Современная библиотека для чтения".

УДК 821.161.1-311.2Санаев

ББК 84(2Рос=Рус)6-44

Санаев П.В.

С 18 Похороните меня за плинтусом / Павел Санаев. — М.: ЗАО МК-Периодика, 2007. —184 с. — (Современная библиотека для чтения. Проза).

ISBN 978-5-94669-040-9

Из выходных данных известно, что формат издания равен 84х100/32, бумага офсетная, печать офсетная, печ. л. 5,75, тираж 30 000. Цена за 1 экз. 329 руб.

Само издание представляет собой сплошной текст. Печать офсетная в одну краску, бумага офсетная, гарнитура PeterburgC. У издания есть переплетная крышка, выполненная в цвете.

Авторский гонорар. Общее кол-во полос в издании 190, из них 5 неполных. На одной полосе размещается 37 строк. Среднее количество знаков в строке — 53.

185 × 37 = 6845 строк в полных полосах.

6845 × 53 = 362785 знаков в полных полосах.

Кол-во неполных полос — 5. В среднем 22 строк на полосе.

5 × 22 = 110 строк в неполных полосах.

110 × 53 = 5830 знаков в неполных полосах.

Чтобы вычислить объем произведения в авторских листах надо суммировать все количество знаков авторского текста и разделить на один авторский лист:

362785 + 5830 = 368615 знаков.

368615 / 40000 = 9,21 авт. листов.

Ставка за один авторский лист составляет 1000 руб.

9,21 × 1000 = 9210 руб.

Работа художника-оформителя оцениваются 500 руб. за обложку.

Общие затраты на авторский гонорар составили:

9210 + 500 = 9710 руб.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э.Мильчин, Н.П. Маковеев и др. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.

2. Экономика и организация издательской деятельности: учебник для вузов / Б.А. Кузнецов. —  М.: АСТ, 2006.

3. Основные стандарты по издательскому делу: сборник / сост. А.А.Джиго, С.Ю. Калинин. — М.: Издательский дом "Университетская книга", 2009.

4. Настольная книга издателя / Под общ. Ред. Павлова А.А. — М.: АСТ; Олимп, 2005.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.