Рефераты. Средства массовой информации в сети Интернет

Средства массовой информации в сети Интернет

Введение


«Средства массовой информации в сети Интернет – тема по нынешним временам неисчерпаемая. Не только потому, что предмет обсуждения обширен, как Вавилонская библиотека, но еще и потому, что всякий, кто по этому поводу высказывается в нашем отечестве, предлагает, как правило, свою собственную, особую точку зрения на вопрос. Причем у многих, в общем-то, серьезных и последовательных людей эта точка зрения периодически меняется...»

Антон Носик, создатель интернет-проектов

Действительно, споры о том, можно ли приравнивать Интернет к традиционным СМИ не умолкают. В.В. Ворошилов отмечает, что «конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации – глобальной компьютерной сети “Интернет”»[1]. Ученый говорит о появление нового носителя информации, который стал доступен разным слоям населения и превратился в СМИ.

С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще каких-то десять лет назад всемирную паутину рассматривали только как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть. Миллионы людей давно получают информацию из сети. А с приходом мирового экономического кризиса многие жители Европы перестали покупать печатную продукцию и перешли на чтение интернет-изданий. Вместо традиционного чтения свежей утренней газеты за чашечкой кофе европейцы давно пересели за компьютер.

За время своего существования у электронных изданий появилось много новшеств, Интернет стал доступнее, а вместе с ним и новости их него, роль журналиста сильно изменилась. Это я и хочу рассмотреть в своем реферате.


Что такое интернет-СМИ? Юридический статус


Вопрос об определении и юридическом статусе интернет-СМИ поднимался не раз. Председатель Центризбиркома Вешняков во время декабрьских выборов 1999 года в Думу неоднократно заявлял, что средством массовой информации является вся глобальная компьютерная сеть. Однако спустя несколько месяцев 23 марта 2000 года избирком неожиданно изменил свою позицию: в официальном ответе ЦИК на запрос от Фонда эффективной политики признается существование «сайтов, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, которые не являются средствами массовой информации в смысле Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»».

На парламентских слушаниях «О правовом регулировании использования сети Интернет в Российской Федерации» в Москве заместитель министра печати Андрей Романченко поставил под сильное сомнение существование таких сайтов русского интернета, которые не являлись бы средствами массовой информации с точки зрения государственного лицензирования. Исключением стали «личные страницы». Замминистра печати особо подчеркнул, что регистрации в качестве СМИ подлежат не только все информационные страницы в сети Интернет, но и серверы электронной коммерции. Причем для интернет-магазинов заместитель министра обещал установить повышенный регистрационный сбор, приравняв их к рекламным изданиям. Выступление замминистра было воспринято слушателями как конспект постановления, которое в ближайшее время определит политику Минпечати в области интернета. С того выступления прошло больше года, и никто из официальных представителей МПТР не возвращался к теме поголовной регистрации всех российских страниц интернета в качестве СМИ. Не состоялась даже весьма логичная с виду попытка собрать регистрационный сбор с онлайновых магазинов. «Нельзя, разумеется, исключить, что такие попытки будут сделаны в будущем, однако на сегодняшний день официальные российские власти никак не сформулировали своей позиции по вопросу: что считать СМИ в интернете, и каковы тут могли бы быть возможные критерии оценки»[2], - резюмирует Антон Носик.

Начиная с 1996г., ряд онлайн-изданий получил регистрационное свидетельство СМИ в Минпечати. Стоит отметить интересную деталь: до 2000 года в свидетельствах, выдаваемых Минпечатью, в качестве типа издания указывалось «иное» (в смысле — не газета, не радиостанция, не информагентство и не телеканал). С развитием частой практики регистрации интернет-изданий в качестве СМИ, слово «иное» из свидетельств исчезло. Вместо него появился термин «электронная газета». Термин появился, а дальше процесс определения СМИ не продвинулся. «Единых рекомендаций по соблюдению интернет-изданиями ст. 29 Закона о СМИ «Обязательные экземпляры», по нашим сведениям, сегодня не существует — хотя с технической и финансовой точки зрения речь идет о вопросе крайне непростом и потенциально болезненном. Нигде внятно не сказано, в каком виде интернет-СМИ могут и должны депонировать свои «выпуски» в оговоренных законодателем хранилищах: идет ли речь о бумажной распечатке (тонны дорогостоящей принтерной бумаги), о ежедневной отсылке дискет по пяти адресам (дополнительный расход тысяч человеко-часов и долларов в год для каждого издания), или все же МПТР готово принимать тексты на хранение по имеющимся у этого ведомства интернет-каналам...», - отмечает Носик в книге «Интернет для журналиста». Необходимость выработать единые технические нормы размещения и распространении информации важна для самих онлайновых СМИ, нежели регулирующих чиновников. Неясности, связанные со ст. 29, являются более чем удобным поводом при случае уличить интернет-СМИ в несоблюдении действующего федерального законодательства.

«По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО», - говорится в статье «Российской газеты» от 25 августа 2008г.

Российское законодательство активно использует термин «сайт» в кодексах - Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Но единственным нормативным актом, дающим легальное - на уровне регионального законодательства - определение понятия «сайт», является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы». В ст. 2 значится: «Официальный сайт органа власти - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения». Не трудно сделать вывод, что для регионального законодателя сайт - это некая совокупность информационных ресурсов.

Стоит ли говорить, что и само понятие «информационный ресурс» также не имеет полноформатного легального определения на уровне федерального законодательства. Ранее оно закреплялось в ст. 2 федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", но в настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон об информации), в котором определение понятия "информационные ресурсы" дается лишь косвенно, и только применительно к государственным информационным ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: "Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами".

Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего "на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам" (ст. 2). Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко - как "совокупность определенным образом формализованных объектов".

Понятие средства массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2 закона Российской Федерации от 27.12.1991 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ). Здесь указано: "под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации". Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он быть признан иной формой периодического распространения массовой информации? Ответ на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ.

Правовая природа иных форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 "Информационные агентства" и ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ. Может ли Интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства "одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации". Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства массовой информации.

Если же рассмотреть Интернет-сайт в контексте положений ст. 24 "Иные средства массовой информации" Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.

Часть первая ст. 24 Закона о СМИ закрепляет: "Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений". Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой "в виде печатных сообщений, материалов, изображений". Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет -сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним "в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору".

Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: "Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное". С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия "распространение информации" как действий, направленных "на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц".

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.