Рефераты. Средства массовой информации и ребенок

Первые качественные телевизионные передачи были организованы радиокомпанией Би-Би-Си в 1936 году в Лондоне. Английские инженеры пять лет разрабатывали телевизионную аппаратуру на электронных элементах.

Вряд ли можно поспорить с тем, что роль телевидения в жизни общества сегодня очень высока. Телевидение – отличное средство популяризации старых искусств, что-то вроде иллюстрированного журнала. Многое говорит в пользу этого мнения, и, прежде всего практика современного телевидения. Ведь в его программах мы найдем и театральный спектакль, и кинофильм, и эстрадное представление, и многие другие виды искусства. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени. С помощью телекамеры мы попадаем в музейный зал, и на лекцию видного ученого, и на концерт виртуоза-исполнителя, и в театральный зал, и даже на сцену и за кулисы. Не говоря уже о возможности собственными глазами видеть и любоваться красотами далеких архитектурных сооружений, пейзажами дальних и ближних стран.

Но телевидение, как и любое явление культурной жизни, весьма противоречиво. Многие исследования телевидения указывают на опасность стандартизации личности, которую несет телеэкран, предлагая не самые лучшие образы для подражания.

Между окном в стене и телеэкраном есть то существенное различие, что окно, даже если оно выходит во двор, манит выйти и принять участие в развернувшихся событиях, а телевизионное окно в мир чаще всего приковывает к креслу.

В большинстве случаев телевизионные программы не поднимаются до уровня образного освоения действительности, и зритель чаще всего встречается с примитивной визуальной информацией. В связи с этим опасения исследователей телевидения, связанные с его негативным воздействием, понять нетрудно.

Есть и такие передачи, в которых кроме ужасного лексикона и развязного поведения там и посмотреть – то не на что. А что видят дети? Они видят эту грязь, слышат, как подставные зрители подсмеиваются и шутят по той или иной ситуации. Они впитывают всю эту информацию и думают, что это абсолютно нормально. В пример можно привести такую передачу, как «Дом 2» на канале ТНТ.

А как насчет распространенной рекламы пива, где в ярких красках описываются все его достоинства? Между прочим, сейчас существует такое явление, как «пивной алкоголизм», и статистика говорит о том, что примерно 50 % его жертв – это дети в возрасте от 12 до 15 лет. Конечно, видя рекламу о том, как весело проводить время с компанией друзей и непременно за бутылочкой пива, они считают, что это норма поведения. А ведь детский организм слаб и сильно подвержен вредному влиянию алкоголя. Таких примеров, связанных с распространением негативной информации, можно приводить сколько угодно.

Пиво начинают рекламировать после десяти часов вечера. Это значит, что дети в это время должны уже спать? А как же быть в такой ситуации? По телевизору долго рекламировали премьеру сериала «Преступление и наказание, который снят по роману великого русского писателя Ф.М.Достоевского. Это произведение входит в учебную программу по литературе за 10 класс. Я очень хотела посмотреть этот сериал, но вскоре объявили, что его будут показывать в 22 часа 30 минут. И как же быть детям: закрывать глаза в то время пока будут рекламировать пиво?

В одно время по Первому каналу показывали передачу «Как поймать вора?», в которой бывшие преступники, они же ведущие, шаг за шагом описывали процесс совершения кражи. Сразу же возникает вопрос: какие выводы может сделать ребенок, посмотрев такие передачи?

Отдельно хочу остановиться на проблеме чрезмерной жестокости, пропагандируемой на телевидении. В Статье 17, пункте «е» Конвенции о правах ребенка сказано: «Государства – участники…поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию…» Однако, я считаю, что проблема насилия, демонстрируемого на телевидении, стоит очень остро. В самое «смотримое время» показывают всякие боевики, триллеры, фильмы ужасов. Чего стоят одни только названия: «Умри, но не сейчас», «Секунда до смерти», «Маньяк из преисподней»! Разве это не прямое нарушение Конвенции?

Для того, чтобы выявить мнение населения по этому вопросу, я провела социологический опрос. Оказалось, что 74% опрошенных считают, что по телевизору показывают много насилия. Именно поэтому я считаю систему распределения фильмов по отдельным категориям с учетом возраста зрителя наиболее приемлемым вариантом. Суть этой системы заключается в следующем: все фильмы и передачи проходят жесткую систему отбора, в результате которой их относят к той или иной группе. Например, первая группа включает в себя фильмы семейного просмотра (для всей семьи); фильмы или передачи, отнесенные ко второй группе, детям рекомендуется смотреть с разрешения родителей; фильмы третьей группы дети могут смотреть только в кинотеатрах и только с родителями; и, наконец, фильмы и передачи четвертой группы разрешены для просмотра только лицам старше семнадцати лет. К тому же все, что относится ко второй и третьей группам, транслируется только по платному телевидению. Такая система, на мой взгляд, позволит повысить нравственный уровень современной молодежи, а значит, и понизить уровень детской преступности. Но вводить эту систему пока никто не собирается.

Для того, чтобы узнать какими телепередачами и фильмами интересуются дети, я провела социологический опрос среди учащихся своей школы. Опрос показал, что в зависимости от возраста дети интересуются разными передачами и фильмами, но в основном отдают предпочтение телесериалам.

Доктор Салли Ворд из США провела исследование о влиянии телевидения на маленьких детей в возрасте от 1 до 3 лет. Она пришла к выводу, что дети 2 лет могут смотреть телевизор не более 1 часа в день. А дети помладше не должны смотреть телевизор вообще. В течение 10 лет доктор изучала эту проблему и доказала, что телевизор сильно влияет на развитие детей. Он замедляет развитие речи. В 8 месяцев такие дети не узнают свои имена и основные слова. В 3 года они говорят, как дети в 2 года. Доктор утверждает, что таких детей труднее заинтересовать игрушками. Все исследования показали, что дети, чей словарный запас меньше нормального, к 3 годам могут значительно отстать в развитии от сверстников.

Для того, чтобы определить уровень влияния телевидения на школьников, я провела тестирование «Телевидение – ваш друг или враг», которое показало, что для большинства опрошенных телевидение является просто привычкой. И, к счастью, не оказалось таких зрителей, для которых телевидение - враг в лице одноглазого монстра.

Книги


Конечно, неоспоримым является тот факт, что телевидение играет большую роль в нашей жизни. Но есть существенная разница в характере публикации на страницах печати и экранах телевизоров.

В наше время детей редко можно застать за чтением книги. Но даже если это и случается, то, прочитав название книги, понимаешь, что детей интересуют только детективы и ужастики.

Думаю, многие слышали про книгу о Гарри Потере. Автор этой книги - английская писательница Дж.К. Ролинг. Она пишет о 13-летнем мальчике-волшебнике по имени Гарри Поттер. Эта книга пользуется большим успехом у читателей. Многие дети отдают предпочтение не добрым сказкам и мультфильмам, а именно этой книге. А каким добрым поступкам она учит детей? Наверное, не многие сразу смогут ответить на этот вопрос. Приведу небольшой отрывок из книги о Гарри Потере.

И что хорошего может взять ребенок из этой книги, какие поступки он будет совершать?

Для сравнения приведу отрывок из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Читать и смотреть такие сказки приятно и интересно как взрослым, так и детям; они повышают нравственный уровень, духовно обогащают. Какие прекрасные слова использованы в этой сказке: хрустальный дом, чистый изумруд. Только вот очень жаль, что такие сказки по телевизору показывают все реже и реже.

За последние лет двадцать отношение к новогодним праздникам в нашей стране значительно «повзрослело». Праздник, когда-то связанный с верой в сказку, сегодня задевает детей разве что в скользь. На каникулах, когда все школьники отдыхают, им абсолютно нечего смотреть. Непонятно почему, но сказки показывают в шесть-семь часов утра. Возьмем для сравнения фильм о «Гарри Поттере», который показывают в пять часов вечера. И неудивительно, что дети предпочтут посмотреть «Гарри Поттера». И даже в преддверии Нового года, 31 декабря, на канале НТВ с 16 до 23 часов 50 минут показывали фильмы о Гарри Поттере, в то время как сказки показали по основным каналам только два раза.

 

Интернет и СМИ


Интернет в России развивается очень динамично. В 2003 году было зарегистрировано около 11 млн. пользователей. Существующие в Интернете СМИ различаются по своему происхождению. Первая категория возникла в результате эволюции традиционных СМИ, которые пополнились веб-страницами или электронными версиями печатных, теле- , радиовыпусков (издания «Аргументы и факты», «Известия»; радиостанции «Эхо Москвы», «Европа плюс»; информационные агентства ИТАР-ТАСС, РосБизнесКонсалтинг и др.). Российское телевидение представлено в Интернете более чем 200 веб-сайтами. Вторая категория СМИ появилась на базе сетевых технологий и функционирует исключительно в среде Интернета. Это так называемые электронные СМИ – веб-издания. К ним, в частности, относятся «Русский журнал», «Газета. Ру» и другие. Серверы Всемирной паутины служат платформой для подавляющего большинства электронных изданий. Система сетевых изданий, а также электронных версий традиционных СМИ – динамично развивающийся сегмент информационного рынка России.

В ходе приоритетного национального проекта «Образование» во многих школах РФ появился Интернет. Это можно считать большим плюсом и в развитии СМИ, и в процессе обучения школьников.

Но у Интернета есть и свои минусы. Наряду с информационными сайтами есть и такие сайты, в которых пропагандируются насилие и жестокость, порнография, наркомания… Любой ребенок, сидя дома один, может воспользоваться этими сайтами. И поэтому, неудивительно, что уровень преступности среди несовершеннолетних продолжает расти.

Заключение

Меня возмущает абсолютная пассивность нашего общества, родителей. О чем думают взрослые, закрывающие глаза на сложившуюся ситуацию, о чем думает государство, «торжественно пообещавшее» защищать детей? Если ничего не предпринять, выросшее через 15-20 лет общество будет «желать лучшего». Сейчас и так в нашей стране культура и духовное воспитание стоят едва ли не на последнем месте. Какой же будет судьба нашей нации через некоторое время – даже страшно подумать. Не нужно забывать – маленькие дети – это будущие взрослые, люди, которые будут жить и работать в стране, заниматься определенного рода деятельностью, а может быть и законотворчеством. Ну и что же они «натворят»?

Совершенно очевидно, что необходимо принимать какие-то меры, и не просто на локальном уровне, когда родители пытаются заниматься перевоспитанием, что крайне трудно, а принимать глобальные меры на уровне массовых воспитательных работ в школах, детских садах. Я считаю, что необходимо намного больше времени уделять воспитанию духовной и нравственной культуры детей, а также культуре отношения полов, чему, я считаю, не уделяется внимания вовсе, а у ребенка формируется неправильное восприятие в этом отношении, когда он узнает об этом из экрана телевизора.

Большинство черт характеров людей формируется именно в детстве. Именно от того, каким, счастливым или нет, оно было, зависит будущее поведение, отношение к окружающим человека. Мы должны внимательней относиться к проблемам детства, ведь обеспечивая их настоящее, мы обеспечиваем будущее всего общества: и наше, и наших потомков.

Список использованной литературы

 

1.     Большая Российская энциклопедия: в 30 т./ Председатель Науч. – ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л.Кравец. Т. «Россия». – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. – 1007 с.

2.     Доклад «Международной Амнистии» 2005 права человека в современном мире. Издательство «Международной Амнистии», 2005 г.

3.      История русской журналистики. Хрестоматия. – М., Высшая школа, 1991 г.

4.     Российские СМИ: количественная характеристика// Отечественные записки. 2003. №4

5.     Саркисьянц Г. Телевидение – гигантский стадион.// Шаболовка 53. страницы истории телевидения. – М., Искусство, 1988.

6.     Система средств массовой информации России/ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2003 г.

7.     Ученова В.В. Беседы о журналистике. – М., Молодая гвардия, 1985 г.

8.     Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл./ Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Ф. Иванова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 281 с.

9.     Энтин В. Свобода печати. Советский вариант// Иностранная литература. – 1997, - №10

10.                                              Юровский А. Рождение репортажа// Шаболовка, 53, Страницы истории телевидения. – М., Искусство, 1988.

Приложение 1

 

Социологический опрос

Вопрос:

Какие газеты вы в основном читаете?

Результаты:

«Жизнь» - 38%

«Телесемь» - 29%

«Семейная газета» - 13%

«Московский комсомолец» - 10%

Другие газеты – 6%

А ведь есть замечательные детские газеты, например «Пионерская правда».

Результат социологического опроса показал, что «Пионерскую правду» читают лишь 4% опрошенных.

Приложение 2

 

Данные по поселку Шелангер


«Жизнь» - 212 семей.

«Звениговская неделя» - 178 семей.

«Марийская правда» - 173 семьи.

«Семейная газета» - 154 семьи.

«Пенсионер» - 134 семьи.

«Пионерская правда» - 14 семей.

Приложение 3

 

Социологический опрос


Вопрос:

Не думаете ли вы, что по телевизору показывают много насилия?

Результат:

74% - согласны с тем, что по телевизору показывают много насилия.

17% - не согласны с тем, что по телевизору показывают много насилия.

9% - не определились с ответом.

Приложение 4

 

Социологический опрос

Вопрос:

Какие фильмы и передачи вы чаще всего смотрите по телевизору?

Результаты:

От 7 до 10 лет: сериалы «Кадетство», «Папины дочки»; мультфильмы.

От 11 до 13 лет: сериалы «Мачеха», «Татьянин день», «Кадетство», «Возвращение Мухтара».

От 14 до 17 лет: сериалы «Татьянин день», «Мачеха», «Кадетство»; «Дом 2»; «Федеральный судья», новости.

Приложение 5

 

Тест

Телевидение – ваш друг или враг?

1.           Вы выбираете программу телевидения в газетах и выбираете передачи, которые вам интересны.

2.           Каждую неделю вы смотрите передачи, которые считаются образовательными или просветительными.

3.           В основном вы смотрите какую-либо определенную передачу (например, детективы, эстрадные шоу, сериалы).

4.           Вы часто забываете про уроки, когда хотите посмотреть телевизор.

5.           Вы совмещаете телевидение с другими видами умственной деятельности, такими, как учеба, чтение или написание письма.

6.           Вы предпочитаете ходить туда, где есть телевизор.

7.           В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую передачу выбрать и сколько времени проводить у телевизора.

8.           Когда к вам в гости приходят друзья, вы выключаете телевизор, если они не выразили интереса к какой-нибудь передаче.

9.           Телевизор во время еды – это замечательный способ заставить детей вести себя тихо и хорошо.

10.      Вы стремитесь купить последнюю модель телевизора, даже если это вам не по карману.

11.      Никого не должно касаться, как громко у вас включен телевизор.

12.      Телевидение заменило много других увлечений и способов отдыха, от которых люди получали удовольствие в детстве.

13.      Иногда вы сомневаетесь в некоторых фактах или утверждениях, услышанных по телевидению.

14.      Когда никто другой не смотрит телевизор, вы часто, включив его, уже не выключаете.

Результаты:

Для 78% опрошенных телевидение не друг, не враг, а просто привычка.

Для оставшихся 22% телевидение – друг. Они пользуются им для образования и отдыха, также много читают, у них есть любимое дело, немало друзей, и они любят свою семью.

Приложение 6


«Огонь на конце палочки высветил из темноты корявый ствол дерева – погоня за Коростой привела их прямо под сень Гремучей ивы, и ее ветви, скрипя, словно под сильным ветром, хлестали во все стороны.

И там, у основания бугристого ствола, Гарри увидел черного пса; тот затаскивал Рона в широкий подземный провал меж корней. Рон отчаянно сопротивлялся, но его голова и полтуловища уже сползли в дыру.

- Рон! – закричал Гарри, кидаясь на подмогу, но здоровенная ветвь беспощадно просвистела в воздухе, и его опять отшвырнуло назад.

Теперь на поверхности осталась только нога Рона, которой он зацепился за корень, сопротивляясь собаке, тащившей его подземелье, словно выстрел, прозвучал жуткий треск – нога сломалась и в ту же секунду пропала из виду.

- Гарри! – воскликнула Гермиона. Мантия ее была в крови – ива рассекла ей плечо. – Бежим за помощью!

- Нет! Эта огромная тварь может сожрать Рона, помощь не поспеет!»

Вот еще один отрывок из этой же книги:

«Он (Гарри) был поглощен этими мыслями всю дорогу по раскисшей от дождя тропинке, которая привела их к третьей оранжерее, но тут профессор Стебль отвлекла его, продемонстрировав классу самые уродливые растения, какие Гарри только приходилось видеть. На самом деле они выглядели даже не как растения, а как гигантские черные слизни, вертикально торчащие из почвы. Каждый слегка извивался и был усеян множеством блестящих припухлостей, наполненных какой – то жидкостью.

- Бубонтюберы, - жизнерадостно сказала профессор Стебль. – Их нужно выжимать – будете собирать гной.

- Собирать что? – с отвращением переспросил Симус Финниган.

- Гной, Финниган, гной, - повторила профессор Стебль. И учтите, он чрезвычайно ценен, так что постарайтесь не пролить ни капли. Собирать будете вот в эти бутылочки. И наденьте перчатки из драконьей шкуры – неразбавленный гной бубонтюбера способен причинить коже разные неприятности.

Выдавливание бубонтюберов оказалось делом неприятным, но, как ни странно, приносящим удовлетворение. Когда очередной пупырышек лопался, наружу выбрызгивалось немалое количество густоватой желтовато – зеленой жидкости с сильным запахом бензина. Они аккуратно собирали ее в указанные профессором Стебль склянки, так что к концу занятия набралось несколько пинт».

Приложение 7


«Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости – господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом.

А под ней хрустальный дом;

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы – то золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут».


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.