Рефераты. Слагаемые журналисткой деятельности

Особенности работы на телевидении

Революция в технологии массовых коммуникаций особенно большие горизонты открыла перед телевидением. Компьютеризация дала в руки телевизионщиков такие неожиданные и недоступные ранее возможности, как мультимедиа, компьютерную анимацию, стереотелевидение, и уже освободила подступы к голографическому телевидению.

Техника предоставила журналисту безграничные возможности. Но и требования она предъявляет жесткий: нужно поспевать за внедрением технических новинок и, в частности, умело использовать их для работы в прямом эфире. Конечно, необходимо тонко чувствовать и родовую, исходную специфику телевизионной журналистики.

В рабочий материал тележурналиста входят устное и письменное слово, изображения, шумы, музыка. Все это предопределяет и особенности телевизионных жанров. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками, прочитать текст, услышать живой голос героя и реальное звуковой сопровождение события. Это предопределяет наличие у журналиста способностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему комплекс функций.

Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем радио и печать.


Особенности работы для информационных СМИ

Любое информационное агентство будет дееспособным и уважаемым лишь в случае оперативной и бесперебойной работы всех его сотрудников, каким бы большим ни был коллектив.

Существует несколько важных особенностей работы журналиста в информационном агентстве:

1.                 постоянная готовность к срочному выполнению оперативного задания

2.                 вторая особенность – «чутье на новость». Нужно иметь самые тесные связи с источниками информации и заблаговременно знать планы объектов, деятельность которых поручено освещать репортеру.

3.                 Высокая ответственность за каждое передаваемое слово.

4.                 Особенности построения материалов для информационных агентств. Практически любое сообщение готовится по принципу «перевернутой пирамиды», обязателен лидер – абзац.

5.                 Высокие требования предъявляются к надежности информации.

6.                 Каждое сообщение должно быть интересно как газетам и журналам, так и радио и телевидению. Корреспонденту нужно учитывать особенности различных СМИ.

7.                 Поскольку информационные агентства продают свою продукцию, журналисту приходится ее рекламировать.

8.                 При подготовке материала к распространению в России журналист обязан проверить достоверность полученных данных.


Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных

Появление всемирной сети Интернет внесло качественно новый элемент во всю мировую экранную цивилизацию. Прежде всего, деловые новости из газет, радио и телевидения перекочевали в компьютерные сети. Затем Интернет стал использоваться и как почта, и как универсальная рекламная система.

Интернет стал одним из средств массовой информации.

Журналист, работающий в сети, должен знать и уметь значительно больше, чем сотрудник газеты, журнала, радио и телевидения. С одной стороны, необходимо мастерски владеть письменным словом – ведь при помощи сети можно даже выпустить книгу. С другой – хороший компьютер не только не уступает телевизору, но в некоторых своих качествах даже значительно превосходит его. Это значит, что нужно уметь все, что умеют на телевидении плюс специфические знания компьютера. Резко возрастает возможность получения в сети недостоверной информации или вообще откровенной дезинформации. Вот почему перепроверка фактов, цифр, имен и других данных здесь обязательна.

Но этим не ограничивается особенности работы журналиста в сети. Он может сам направить произведение в известный ему адрес или воспользоваться услугами «электронной конференции», а то и завести собственный сайт. То есть появляется избирательность адресата. Можно полученную из другого источника информацию переработать и распространить в измененном виде, каждый пользователь в той или иной степени становится «сам себе журналист». Все диктуется теми задачами, который он ставит.

Любая электронная версия имеет ряд особенностей в подготовке. Прежде всего, она, как правило, отличается от той, которая выпускается на бумаге. Кроме того, существует возможность каталогизировать информацию, снабдить ее научным аппаратом, перекрестными ссылками. И еще одна особенность: электронную версию любого издания можно обогатить цветом, звуком, движущимся изображением и т.п. Естественно, журналист должен не только теоретически знать все это, но и иметь квалификацию журналиста.


Универсальная подготовка к работе в системе СМИ

Существует настоятельная потребность в универсальной подготовке к работе в системе СМИ. Есть немало примеров, когда газетчик уходил работать на радио или телевидение, сотрудник телевидения – на радио или в газету и т.д. Более того, быстрое развитие технических средств ведет к тому, что навыки работы, допустим, телевизионного режиссера могут понадобиться в газете или журнале при подготовке электронной версии издания или его рекламы.

Появление новых средств массовых коммуникаций выдвигает пред практической журналистикой новые задачи, требующие универсальной подготовки. При работе с мультимедиа нужны знания и умения, приобретаемые как в печатных, так и в аудиовизуальных СМИ. Сотрудник газеты сейчас зачастую пользуется компьютерными сетями, ведет мониторинг радио- и телепередач. Довольно часто мы можем увидеть в газете иллюстрацию, которая взята с телеэкрана. Появились печатные приложения к телевизионным и радиопередачам и программам, которые на «твердом носителе» дополняют и разъясняют то, что было или будет передано в эфир. Факсимальные газеты по своему характеру напоминают традиционные издания, но передаются и принимаются с помощью радио. За всеми этими новшествами стоит человек, журналист, который и делает возможным любое нововведение.

Конечно, разные средства массовой информации по-прежнему требуют разной организации труда, разных качеств журналиста. Если вы работаете исключительно в Интернете, то личное общение с коллегами для вас необязательно. Телевидение наоборот требует слаженных действий многочисленного коллектива. Газета или журнал как целостный организм также немыслимы без коллективной работы редакции, но подготовка конкретного произведения может вестись индивидуально. Радиожурналист может в одиночку вести, скажем, эфирный репортаж, но он теснейшим образом зависит от людей, обслуживающих технику.

НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ – ВЕДУЩИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ


Один из основополагающих элементов имиджа ведущего информационно-аналитической программы - это артистизм. Анри Вартанов в статье «А вдруг временная любовь понравится власти?» обращается к проблеме артистизма телеведущих: «Зритель интуитивно, не ведая о теоретических спорах, четко выбирает для себя новостные программы еще и по принципу «театра одного актера». И каждый из нас, в меру своих представлений о драматургическом действии, вольно или невольно разводит телеведущих информационных программ по разным, именно актерским амплуа». Анри Вартанов сравнивает Н. Сванидзе с героем социальной драмы. Однако, несмотря на данную классификацию, главным остается неповторимость и индивидуальность каждого.

Существует мнение, что ведущим информационно-аналитической программы должен быть мужчина. Только мужчине зритель станет доверять. Только мужчина, занимаясь анализом политических и экономических проблем, будет выглядеть в кадре уверенно и солидно. Словно подтверждая эту точку зрения, все ведущие информационно-аналитических программ - мужчины (Николай Сванидзе, Евгений Киселев, Станислав Кучер)

Профессиональному ведущему необходимо знание жизни, социальная и гражданская зрелость. Аналитическая публицистика предполагает опытных журналистов, имеющих свое сформировавшееся отношение к реальным событиям. Отношение, как правило, взвешенное и мудрое. Истинная мудрость характеризуется не только способностью человека осмысливать происходящие события, но и умением переходить из сферы опыта в сферу теории и обратно, умением совмещать теорию с практикой, а также высоким уровнем «этической ответственности разума перед природой и обществом за продукты своей деятельности» На мой взгляд, данным критериям соответствует Николай Сванидзе. О его мудрости свидетельствует его взвешенное отношение к событиям, минимум оценочных суждений, высокая языковая культура, эрудированность, умение предсказать, предвидеть ситуацию. Сванидзе никогда не опускается до нервозного тона, угроз в адрес правительства. Сванидзе создал себе образ серьезного и рассудительного журналиста.

Образование. Уровень образования имеет огромное значение для продуктивной профессиональной деятельности. Для аналитика важна не просто фиксация факта, но и дар «видеть невидимое -связи, существующие между различными явлениями, определять их причины, оценивать их значимость, прогнозировать их развитие. Кроме «общемыслительных» способностей, журналист- аналитик должен обладать и специальными знаниями в той области, к которой относится предмет его журналистского выступления. Поэтому ему желательно иметь не только журналистское, но и специальное образование.

Николай Сванидзе имеет образование историка (отсюда его умение анализировать, стремление к более углубленному изучению той или иной проблемы).

Накопленные за долгие годы работы знания в сфере аналитической публицистики в совокупности со специальным образованием, которое во многом помогает журналисту в процессе его деятельности, дают возможность политическому обозревателю быть профессионалом.

Психологические качества журналиста. Для аналитика очень важна сосредоточенность внимания и логическая память. Николай Сванидзе обладает исследовательскими способностями, что позволяет ему рассмотреть факты в их взаимодействии, проанализировать их в соответствии со своей авторской позицией, а также вскрыть на первый взгляд невидимые, но существующие между фактами связи.

Гражданские качества. К гражданским качествам относятся ответственность перед обществом и зрительской аудиторией, чувство социальной справедливости, объективность. Для политического обозревателя особенно важны независимость и политическая культура. Что касается независимости, то сегодня в полной мере ею никто не обладает. Современный политический обозреватель зависим в первую очередь от идеологии телеканала, на котором выходит его программа. Существует зависимость от владельца телевизионного канала, от правящей политической элиты, от осознания себя представителем «четвертой Власти». Журналист свободен, пока он не власть, пока не осознает себя ею.

Однако, сами ведущие информационно-аналитических программ, несмотря на очевидную связь между работой политического обозревателя и политико-идеологической направленностью телеканала, свою зависимость прямо не признают.

Н. Сванидзе: «Государственное телевидение проявляет себя как наиболее независимое. Оно не участвует в политических интригах… У меня нет хозяина, который мог бы мне сказать: извольте сегодня дать такой – то материал, извольте раздолбать такого - то, или поддержать такого – то. Я таких указаний не получаю. Мы не дергаемся вместе с линией партии. Мы ни в кого не плевали, не кидались грязью. Никогда!»

Многие журналисты воспринимают ведущего «Зеркала» как политического обозревателя, слишком тесно общающегося с властью: «Это меня, кстати, абсолютно устраивает. Я сам себя так же воспринимаю. А «слишком» получается только тогда, когда теряешь независимость. А для меня это исключено».

Создается впечатление, что Николай Сванидзе чувствует себя с представителями власти на равных. Это видно из того, как он общается с государственными чиновниками и высокопоставленными лицами.

Нравственные качества. Безусловно, и такие нравственные качества, как человеколюбие, доброта, порядочность в значительной степени должны являться для журналиста профессиональными. Так как ложь, необъективность в изложении фактов способны привести к искаженным представлениям о социальных явлениях, и, самое главное, к падению доверия со стороны зрительской аудитории.

Профессиональные качества. Для политического обозревателя важны такие качества, как: глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, нестандартность мышления, независимость суждений, политическая культура, объективность, способность понять и представить точку зрения собеседника, культура ведения дискуссии, прогностические и исследовательские способности.

Обозреватель становится профессионалом, когда его индивидуальная манера ведения программы проявляется не только во внешних деталях, но и в более существенных чертах.

В первую очередь, стиль профессионального политического обозревателя проявляется в его социальной позиции, в коренных личных убеждениях ведущего, которые лейтмотивом проходят через его творчество. Эти черты выражаются в некой постоянно о себе заявляющей «сверхидее», которая озаряет каждое выступление автора информационно-аналитической программы. Такой творческий «лейтмотив» находит свое проявление в информационно-аналитических программах .

Для Николая Сванидзе характерна поступающая сквозь «оболочку» его выступлений уверенность в несовершенстве форм государственного правления России. Эта уверенность в известной мере объясняет его снисходительное отношение к просчетам в деятельности действующего правительства и ироничное отношение – к его политическим оппонентам.

Сванидзе открыто придерживается антикоммунистической позиции, о чем свидетельствуют его оценочные суждения в адрес представителей КПРФ (например, «коммунисты вновь готовы козырять друг перед другом крутизной по отношению к власти»). Высказывания Сванидзе отличает логика и точность мысли, выстроенность речи. Фразы четкие, понятные, все лишнее убрано.

О нестандартности мышления ведущего «Зеркала» можно судить, в первую очередь, по его манере подачи информации, изложения фактов: «На днях в Якутии был найден алмаз весом более 60-ти каратов, и назван именем Николая Озерова. Речь, однако, пойдет совсем не о том. Наша съемочная группа побывала в Якутии». Сванидзе заинтриговал зрителя сообщением о сенсационной находке алмаза, и таким образом подготовил аудиторию к сюжету о социальных проблемах в Якутии.

Практически к каждому материалу Н. Сванидзе дает свой, авторский комментарий. Однако не всегда эти комментарии бывают чисто оценочными. Случается, что Сванидзе не дает своей оценки, предлагая зрителю самому поразмыслить над поставленной проблемой. Свою точку зрения ведущий «Зеркала» никогда открыто не высказывает. Его позиция по отношению ко многим вопросам проявляется через его интонацию, тон, подбор слов.

Как любой профессионал своего дела, Н. Сванидзе имеет свою позицию: «Я не считаю нужным скрывать свое мнение, но никому его не навязываю…Есть журналисты честные, имеющие свою позицию, которые пишут острые материалы о власти потому, что они так думают. Таких журналистов я уважаю, потому, что вообще уважаю людей с убеждениями…»

ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные права и обязанности журналиста, регулируемые правом, зафиксированы в Законе РФ о средствах массовой информации и других актах. Они касаются всех сторон и этапов деятельности журналиста – и внутриредакционных отношений, и сбора, подготовки и публикации материала, и последствий публикации.

Как сотрудник редакции журналист обязан соблюдать нормы поведения должностного лица, в соответствии с которыми наказуемы нарушения установленного порядка деятельности и взаимоотношений, безответственное отношение к своим обязанностям, волокита, халатность, ущемление прав и интересов граждан, отказ выполнять законные просьбы и требования лиц, с которыми он вступает в деловые отношения, злоупотребление служебным положением или превышение своих полномочий. Использование служебного положения в личных целях, взяточничество, должностной подлог и другие деяния журналиста, нарушающие нормы поведения должностного лица, преследуются по закону.

-В своей профессиональной деятельности журналист обязан соблюдать «устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях».

- При сборе информации, прежде всего, действует право журналиста «искать, запрашивать, получать и распространять информацию».

- Особо в законе оговорено право «посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях».

- Важный запрет содержится на сбор информации «в пользу постороннего лица или организации», т.е. на выход за рамки служебных обязанностей перед уполномочившим журналиста СМИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Журналистика, будучи одной из специализированных областей социальной практики, порождает постоянные потребности в профессиональных кадрах. Причем по мере развития журналистики, в связи с повышением образовательного уровня аудитории, роста ее политической активности, расширением и углублением интересов и запросов в самых разных областях массовой информации неуклонно растут требования к уровню профессиональной подготовки. Об этом свидетельствует такое реальное противоречие: в условиях, когда штатные должности в редакциях изданий и программ, пользующихся популярностью, обычно вакантными не бывают, каждое СМИ остро нуждается в профессионалах высокого качества. В условиях же конкуренции и борьбы за выживание эта нужда особенно обостряется.

Талант в сочетании с необходимым «набором» профессиональных данных, образованностью и ответственностью вообще встречается нечасто, тем более в гармоническом единстве. А ведь надо еще иметь в виду, что кроме общепрофессиональных качеств журналист ценится за уникальные, присущие только ему особенности. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о профессиональном самоусовершенствовании журналиста, о самокритичном анализе его деятельности в условиях постоянного и возрастающего дефицита времени и изменяющихся требований к журналистике.

Развертывание потенциала журналиста осуществляется в ходе профессионального обучения. В настоящее время система журналистской подготовки предоставляет широкие возможности для формирования творческой индивидуальности. Она включает в себя университеты (факультеты и отделения журналистики), институты, школы, колледжи, а также многочисленные курсы, в том числе международные. Журналистское образование сегодня могут получить и те, кто уже окончил высшую школу по любой другой специальности. Широкий спектр образовательных возможностей помогает будущему работнику СМИ найти свой «интерес», отвечающий его склонностям, задаткам, характерологическим особенностям и позволяющий приобрести знания, без которых подлинного профессионализма достичь сложно. Но даже синтез знания и способностей еще не дает нам целостного представления о журналистской профессии: неповторимость человека раскрывается в его взаимодействии с внешним миром.

Современная практическая журналистика предоставляет широчайший простор для творческого самовыражения личности, но она выдвигает и высочайшие критерии профессионализма каждого, кто решил связать с ней свою жизнь и судьбу

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.                 Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб.,1995.

2.                 Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М.,1991.

3.                 Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста// Логос. Общество. Знак/ Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997.

4.                 Журналист: личность, должность и долг/Ред-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 1998.

5.                 http://tv zone.city.ru

6.                 Основы творческой деятельности журналиста.// Ред-сост. Корконосенко С.Г. СПб., 1997.

7.                 Закон РФ «О средствах массовой информации». М.,1992.

8.                 Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 1995.

9.                 Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.,1988.

10.            Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М.,1996.

11.            Корконосенко Н.Ф. О женском пере в мужской журналистике//Женщина в массовой коммуникации:/Ред-сост. С.М. Виноградова. СПб., 1998.

12.            Век информации: тезисы, научно-практические семинары/сост. С.М. Виноградова. СПб., 1995.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.