Данная таблица свидетельствует о том, что названия детских и молодежных страниц и рубрик соответствуют теме, подобраны вполне удачно. Материалы имеют больше шансов быть прочитанными, поскольку тематическая страница благодаря названию и логотипу становится более заметной. Однако к существенному недостатку мы отнесли нерегулярную периодичность обращения к детской и молодежной тематике. Данный тезис свидетельствует о том, что вопросы, интересующие современное подрастающее поколение, являются второстепенными; детские и молодежные страницы и рубрики публикуются по мере накопления соответствующего материала. Это значит, что молодежным проблемам в регионе не отводиться должное место.
Авторский состав
С точки зрения авторского состава все публикации можно разделить на журналистские и читательские (молодежный актив с участием редакции) (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Соотношение штатных и внештатных авторов
Диаграмма показывает, что наряду с журналистскими материалами на газетной полосе присутствуют и публикации внештатных авторов. Наличие значительного количества читательских материалов говорит о хорошо налаженной обратной связи редакции с потребителями информации.
В подготовке номеров принимают участие представителями различных профессий и сфер занятости: педагоги, секретари первичных организаций Белорусского республиканского союза молодежи и Белорусской республиканской пионерской организации, сотрудники милиции и отдела по чрезвычайным ситуациям, врачи, сотрудники районного исполнительного комитета, библиотекари, родители, сотрудники музея (см. диаграмму 2). Из этого следует, что достаточно широкий круг специалистов занят в процессе воспитания и образования подрастающего поколения. Редакции газет привлекают также и своих юных читателей к журналистскому творчеству, предоставляя возможность рассказать об интересующих молодое поколение событиях и фактах: «Газета или Интернет?» [64], «Кем быть?» [67] и др.
Диаграмма 2. Внештатные авторы
Тематика детских и молодежных страниц и рубрик
Публикации, встречающиеся на детских и молодежных страницах и в соответствующих рубриках, подразделяются на множество тематических блоков: событие, личность, конкурс, спорт, деятельность Белорусского республиканского союза молодежи и Белорусской республиканской пионерской организации, профессия, размышление, кумиры, развлекательная информация, здоровье, увлечение, образование, природа, социальная проблематика, познавательная информация, правовое воспитание, духовное воспитание, патриотизм и активная гражданская позиция подрастающего поколения (см. диаграмму 3). Преимущество имеют информационные материалы, посвященные определенному событию. В данной категории статей можно выделить следующие подтемы:
Конкурсы и фестивали:
«Проба ума» [68],
«Фестиваль юных исследователей “КоллегиУМ”» [70],
«Урок мужества и чести» [105],
«Жыву тваім шчасцем і клопатам, і ласкай тваёй, зямля!» [106] и др.
Концерты и творческие вечера:
«Сердца, открытые для любви» [21],
«Праздник, которого ждали» [57],
«”Валентинка” с сюрпризом» [60],
«У войны не детское лицо!» [149],
«Поездка в Дубно» [171],
«”Холодное пламя” разогрело публику» [228] и др.
Спектакли и театрализованные представления:
«Вера і дабрыня выратуюць свет» [18],
«Па матывах славянскай міфалогіі» [40],
«Рождественский утренник в храме» [77],
«Порадовали подарками» [176] и др.
Акции:
«Весна начинается с подарков» [3],
«Свята – для ўсіх дзяцей» [20],
«На чырвоным аўтамабілі і ў чырвоным футры» [38],
«Раз Мароз,… пяць Мароз – падарункі ўсім прынёс!» [44],
«Дабрачынная акцыя “Дзеці – дзецям”» [45],
«Сладости от милиции» [53],
«Падарункі, конкурсы, віктарыны» [122],
«Падарункі і добры настрой» [167],
«Праздник для малышей» [172] и др.
Встречи:
«Музей – месца сустрэчы пакаленняў» [19],
«Мечты сбываются» [78],
«Встретились друзья» [127],
«Урок мужества» [155],
«Пробудили чувства» [195] и др.
Награждение победителей и лауреатов конкурсов:
«Впереди – ответственный этап» [73],
«Таленавітая моладзь – багацце шчучынскай зямлі» [163] и др.
Экскурсии:
«Цікавая экскурсія» [169],
«Другое нараджэнне» [183] и др.
Выставки: «Мир фантазий» [26] и др.
Конференции: «Исследователи – это мы!» [156] и др.
Материалы, посвященные талантливым молодым людям, также довольно часто встречаются на детских и молодежных страницах: «Непобедимая Маргарита» [52], «Любіць Ганна польскую паэзію» [58], «Интеллектуалы “Реновацио” в тройке лучших» [66], «Юные романтики» [72], «Упрыгожвае не толькі знешнасць» [75], «Паруса ее мечты» [91], «Улыбайтесь почаще!» [92], «Остановись, мгновение…» [93], «Спасают дети» [95], «В “современнице” видит себя…» [118], «Боди-арт стал “фишкой”» [150], «Группа “НГЛ”» [152], «Прекрасная художница» [154], «Дебют, что надо» [160], «Девушка не промах» [161], «Спорыцца праца» [192], «Спартсмен з Левых Мастоў» [201], «В карточке воина – одни поощрения» [222] и др. Они рассказывают о достижениях молодежи в учебе, спорте, музыке, изобразительном искусстве.
Количество публикаций, информирующих о различных конкурсах, свидетельствует о том, что в Республике Беларусь созданы все условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности: «Мы трапілі ў “Бухту капітанаў”» [2], «Молодежь поет о родине» [17], «“Юныя таленты” – творчае спаборніцтва здольных і натхнёных» [43], «Нам запавет – мір берагчы, руплівай працаю праславіць» [59], «Возрождаем традиции» [63], «”Евровидение” в нашем городе» [83], «В рисунке – боль» [126], «…На безымянной высоте» [128], «Ледзяныя шэдэўры на плошчы» [133], «Фантазия и творчество рядом идут» [135], «Лед, цветы, фантазия» [139], «Замечательный вожатый» [174], «Веселыми тропинками» [187], «Спаборнічалі лідэры» [203], «Пою тебе, земля родная» [229] и др.
Весьма активно в районных газетах освещается тема спорта: «Призовое место – у юных ивьевчан» [22], «В борьбе за Кубок – вторые» [23], «Серебро и бронза в копилке каратистов» [24], «У 9-летней девочки 1-й взрослый спортивный разряд!» [33], «Міжраённая матчавая сустрэча па хакею» [39], «Першынство па вольнай барацьбе ў Абухава» [41], «“Снежны снайпер” вызначыў самых спрытных і меткіх» [42], «Мороз и солнце – день для спорта!» [90], «Остались в лидерах» [129], «Встретились легкоатлеты» [143], «Лучшая в республике» [144], «Новогодняя проба сил» [147], «2 в 1: спорт и искусство» [173], «Быць здаровым – гэта здорава!» [199], «Лепшыя вызначаны» [202], «Старт з рэкордам» [220] и др. Журналисты рассказывают о спортивных достижениях молодых людей.
С темой спорта тесно связана тема здоровья: «Если хочешь быть здоров…» [1], «Каб здаровым быць, не трэба піць і курыць» [28], «Как закаляется стать» [51], «Замест лекцый – “форум-тэатр”» [79], «Игры на воде» [153] и др. Основная задача подобных публикаций – пропаганда здорового образа жизни, приобщение широких слоев населения к занятиям физкультурой, сплочение семьи посредством спортивных упражнений, профилактика вредных привычек.
Деятельность БРСМ и БРПО освещается на страницах районных газет в трех аспектах:
– акции, мероприятия: «Лучший подарок – это внимание!» [5], «Праздник весны и внимания» [134], «Имя на знамени» [137], «Знамение времени» [197] и др.
– пополнение рядов: «Добро пожаловать в страну алых галстуков!» [25] и др.
– подведение итогов работы, совещания, пленумы, семинары: «Новые дороги и новые дела» [54], «Воспитание на традициях» [97], «Слетелись активные» [130], «Славная “Юность”» [132] и др.
Помимо деятельности БРСМ и БРПО журналисты обращают внимание подрастающего поколения на деятельность других молодежных организаций, клубов и инициативных групп: «Территория дружбы, добра и полезных дел» [98], «Зоркі Цімура» [120], «Сохрани любовь!» [140], «Сделаем наш город чище!» [190], «Валанцёры падарылі навагоднюю казку» [196] и др.
Тематический блок «Профессия» позволяет юным читателям изучить специфику различных профессий и сфер деятельности: «Профессия для смелых и решительных» [50], «Юные спасатели – наша уверенность в завтрашнем дне» [81], «Профессии настоящих мужчин» [86], «Выбор настоящих мужчин» [96], «Есть в человеке военном особая стать…», [102] «Будущие спасатели» [151] и др.
Чтобы удовлетворить интерес юных читателей к новостям шоу-мира, редакция газеты «Слонімскі веснік» публикует сведения о музыкантах, артистах театра и кино, а также иную развлекательную и познавательную информацию (рубрика «Звездная тусовка»).
Существенное место на детских и молодежных страницах занимают материалы, посвященные увлечениям молодежи. Данные публикации можно разбить на следующие подтемы:
а) дела и поступки: «Юныя журналісты» [204] и др.;
б) портрет: «Удивительный мир бисера» [69], «Наташина высота» [138] и др.;
в) кружок: «У хакей гуляюць сапраўдныя мужчыны? А ў нас і дзяўчаты гуляюць у хакей!» [76], «Сорок ростков дивного “Кокоса”» [182] и др. Реже встречаются публикации со следующей тематикой: образование, природа, социальная проблематика, правовое воспитание, духовное воспитание, патриотизм. Количество подобных материалов колеблется от одного до четырех за исследуемый нами период.
Диаграмма 3. Тематика
Жанры публикаций
Жанровая палитра не так разнообразна, как тематическое поле (см. диаграмму 4). Преобладают информационные заметки, построенные по строгой модели: «кто? что? когда? где? почему?». Встречаются на газетной полосе портретные очерки, интервью, репортажи, социологические опросы, дайджесты новостей.
Диаграмма 4. Жанры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы мы проанализировали научные материалы, посвященные детской и молодежной тематике, а также исследовали названия детских и молодежных страниц и рубрик, круг специалистов, занятых в воспитании и образовании подрастающего поколения, тематику и жанровое многообразие публикаций.
Мы пришли к выводу, что тематические страницы для детей и молодежи выходят во всех районных изданиях, кроме газеты «Новае жыццё» (Новогрудок). Отсутствуют детские и молодежные рубрики в газетах «Воранаўская газета» (Вороново), «Наш час» (Волковыск), «Новае жыццё» (Новогрудок), «Светлы шлях» (Сморгонь).
При анализе авторского состава мы выяснили, что в подготовке номеров принимают участие представителями различных профессий и сфер занятости: педагоги, секретари первичных организаций Белорусского республиканского союза молодежи и Белорусской республиканской пионерской организации, сотрудники милиции и отдела по чрезвычайным ситуациям, врачи, сотрудники районного исполнительного комитета, библиотекари, родители, сотрудники музея.
Основную тематику публикаций для детей и молодежи можно разбить на следующие тематические блоки: событие, личность, конкурс, спорт, деятельность Белорусского республиканского союза молодежи и Белорусской республиканской пионерской организации, профессия, размышление, кумиры, развлекательная информация, здоровье, увлечение, образование, природа, социальная проблематика, познавательная информация, правовое воспитание, духовное воспитание, патриотизм и активная гражданская позиция подрастающего поколения.
Нами также был сделан вывод о том, что жанровая палитра материалов не так разнообразна, как тематическое поле. Преобладают информационные заметки, построенные по строгой модели: «кто? что? когда? где? почему?». Встречаются на газетной полосе портретные очерки, интервью, репортажи, социологические опросы, дайджесты новостей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5