Этические вопросы возникают и в сфере отношений журналист – редакционный коллектив. Входя в редакционный коллектив, журналист становится его составной частью. Нормальные отношения журналиста с редакцией предполагают, что журналист хранит редакционную тайну, сохраняет верность своей редакции, не выступает без ее согласия в других органах (даже под псевдонимом), получает от нее согласие на перепечатку своих произведений в других органах и т.д.
Взаимодействие власти и журналистики – очень важный сегмент общественных отношений, и регулироваться оно должно не только законодательством, но и моралью, причем с обеих сторон – и со стороны власти, и со стороны журналистики. При этом речь идет не о подчинении прессы от власти, а о необходимости обеспечить оптимальную работу того и другого института в интересах своего общества.
В кодексах профессиональной этики зарубежных СМИ встречаются отдельные положения, фиксирующие в данной области профессионально-нравственные стандарты. Можно выразить эту группу представлений сознания журналистской общности в такой ряд норм:
- проявить уважение к власти как важному социальному институту, предназначенному для управления общественной жизнью;
- оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления и народом;
- отстаивать право журналистики на независимость от власти, рассматривая его в качестве важного условия для ответственного контроля общества за деятельностью властных структур, в том числе за поведением государственных органов всех уровней;
- отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур, способствуя их открытости и доступности для общественной критики;
- разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах общественного и частного сектора, добиваясь совершенствования системы общественного управления;
- опровергать фактами заявления представителе властных структур и утверждения политиков, не соответствующие действительности;
- заботиться о точности и доказательности критики властных структур в публикациях, не отождествляя власть как социальный институт и ее конкретных представителей, проявляя необходимую корректность.
Для того, чтобы данные нормы стали работать «работать», необходимо и ответное желание со стороны властных структур. Интонация непримиримости, с которой иногда выступают по отношению к ним СМИ, во многом объясняется неуважительным, подчас дискриминационным отношением власти к прессе, непониманием ее функций в обществе:
Сейчас, что бы ни писала печать, какие бы острые материалы ни появлялись на ее страницах, - власть не реагирует. И это – позиция, но позиция противовесная, ибо трудно найти какую-либо развитую страну, где такое было бы возможно[11].
5. Кодекс, как механизм саморегуляции в журналистских обществах.
Этика журналиста как своего рода свод норм и правил профессиональной морали находит свое отражение в журналистских кодексах. Формирование профессиональной морали – живой, не прекращающийся процесс. Нравы, как известно, складываются стихийно. В отличие гот нравов, профессионально-этические нормы нуждаются в рациональном обосновании нравственным сознанием и теоретическом осмыслении этической наукой. В кодексах прессы западных стран предусмотрены такие понятия как честность и справедливость, обязанность знать мнение объекта любого критического материала перед публикацией и предоставить ответить на ее, запрет на использование нечестных средств получения информации, на предрешение вины обвиняемого; необходимость публикации известий об оправдании того, о ком ранее сообщалось как о правонарушителе.
В нашей стране в 1988году в рамках Союза журналистов СССР был создан Совет по профессиональной этике и праву. В декабре 1989года Совет одобрил, а последний съезд СЖ СССР принял первый в отечественной истории свод деонтологических правил – Кодекс профессиональной этики советского журналиста. Приметой времени остались в этом документе слова о «социалистическом плюрализме мнений», «коренных интересах народа», «монополизации гласности» и т.п. однако кодекс содержал и четко вписанные профессиональные принципы: социальная ответственность, правдивость, честность, уважение чести и достоинства личности и т.д.
Предполагалось, что дела о нарушениях принципов и норм, зафиксированных в кодексе, будут рассматриваться в первичных журналистских организациях, которые смогу принять к нарушителям такие меры воздействия, как предупреждение, выговор, строгий выговор, исключение из СЖ СССР. Впоследствии данный кодекс был забыт. Однако тема профессиональной этики продолжала волновать тех, кто понимал необходимость формирования нравственной, а не только правовой, основы свободного функционирование СМИ. Так, 4 февраля 1994 года группа известных сотрудников столичных редакций подписала Московскую Хартию журналистов, которая наряду с общепринятыми в мире принципами профессиональной этики, установила несовместность статуса журналиста с занятием должности в органах власти и политических партиях, прекращение статуса журналиста с момента, когда он берет в руки оружие. Хартия побудила руководителей Союза журналистов России составить Кодекс профессиональной этики, который 23 июня 1994 года был одобрен Конгрессом журналистов России.
В этом Кодексе – десять статей. Во-первых, журналист распространяет только ту информацию, в достоверности которой убежден, в своих сообщениях четко проводит различие между фактами и мнениями, версиями. Во-вторых, он не должен использовать в личных интересах конфиденциальную информацию; этически недопустимо сочетание журналистской и рекламной деятельности; соблюдая законы честной конкуренции, журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб интересам своего коллектива, соглашаясь выполнить его обязанности на менее благоприятных условиях. В-третьих, при выполнении профессионального долга журналист признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было. В-четвертых, профессиональный статус журналиста несовместим с занятиями должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти и т.д.
Виталий Челышев – заместитель главного редактора – редактор отдела «СМИ и общество» в журнале «журналист» дает комментарии Кодекса профессиональной этики российского журналиста, принятый 23 июня 1992 года: «Начнем с того, что не покушаюсь ни на свободу слова, ни на свободу выбора гражданами тех информационных продуктов, которые им ближе и нужнее. За эту свободу мы дрались и, если понадобится, готовы драться и впредь. Я готов подписаться под каждой из его формулировок.
Теперь о том, соответствуем ли мы собственному кодексу? Пункт первый касается всего документа, а потому нарушается безусловно. Пункт второй, где мы признаем только юрисдикцию своих коллег по корпорации, в принципе соблюдается. Пункт третий нарушается вдоль и поперек, ибо распространение недостоверной информации, смешение фактов и собственных мнений стали общими местами в перечне наших профессиональных пороков. Пункт четвертый (о сохранении тайны в отношении источника информации) соблюдается. Впрочем, иногда этот пункт используется для всякого рода фальсификаций. Пункт пятый нарушается сплошь и радом. Пренебрежительные намеки, комментарии в отношении расы, национальности, физических недостатков или болезней, оскорбительные выражения – всего этого мы насмотрелись за последнее время вдоволь. И это отнюдь не только в так называемых центральных СМИ. Пункт шестой о несовместимости нашей профессии с государственными должностями и работой в руководящих органах политических партий и движений нарушается повсеместно. Журналисты-военнослужащие на фронте ходят с оружием. Они что, не журналисты? Пункт седьмой о рекламе и «заказухе» вообще забыт. А пункт восьмой о честной конкуренции вообще будет принят участниками «боевых конкурентных действий» как анахронизм. Пункт девятый (о гордом отказе от заданий) для многих вообще неосуществим…»
Для примера обратимся к коротким выжимкам из весьма объемной книги рекомендаций для продюсеров Би-би-си за 2000 год:
Стремясь быть наиболее творческой и правдивой вещательной компанией в мире, создатели программ Би-би-си ищут способы удовлетворения всех их слушателей и зрителей таким сервисом, который формирует, обучаем и развивает, обогащая их жизнь тем, чем не может обогатить ни один рынок. Они стремятся: соответствовать общественным целям; поддерживать наиболее талантливые новации о объединенном королевстве, действовать независимо от чьих-либо интересов и соответствовать самым высоким этическим стандартам. Эти стандарты важны в:
- беспристрастности;
- точности;
- справедливости;
- представлении полного и справедливого взгляда на людей и культуру в Великобритании и в мире;
- редакционной объективности и независимости;
- уважении закрытости частной жизни;
- уважение к стандартам вкусов и приличий;
- уходе от имитации антисоциального и преступного поведения;
- охране благополучия детей;
- справедливости по отношению к интервьюироемому;
- уважению к всему спектру их зрителей в Великобритании;
- независимости от коммерческих интересов.
Далее вновь комментарии Виталия Челышева:
«Скромные рекомендации продюсерам Би-би-си действуют, и их выполнение контролируется. Я бы оспорил только тезис о беспристрастности. Думаю, что правительственная точка зрения, через выступления комментаторов с помощью рирайтеров, присутствует на Би-би-си в виде скрытой пропаганды. Однако корпорация, безусловно, заботится о точности, о правах авторов, об уравновешенном взгляде на людей и культуру Великобритании».
То есть приведенный нами корпоративный кодекс в первую очередь стоит на страже общественных интересов. И даже защищая себя от политического и коммерческого влияния, журналисты делают это для того, чтобы общество не было ущемлено в информационных правах.
Американские профессиональные стандарты запрещают журналисту участие в политике, общественных компаниях и демонстрациях, подписании петиций и т.д. чтобы не возник «конфликт интересов», то есть конфликт доверия в СМИ какой-то части общества. Все дело в том, что на западе рекламщики, пиарщики, работники пресс-служб государственных учреждений и политических партий не являются журналистами! То есть у них - другая профессия. У нас же все, кто что-то пишет, снимает, записывает на диктофон – журналисты. Отсюда неразбериха, взаимные упреки и смешение профессиональных прилей и понятий ответственности.
Главное, для чего действительно нужны, на мой взгляд, корпоративные кодексы, - это чтобы никто извне не посмел прикоснуться к нашей свободе ибо наши усилия направлены не на самовыражение, не на получение барыша, а на реализацию высших общественных интересов.
Заключение.
Проанализировав литературу на тему «этические нормы профессии журналиста», я пришел к выводу, что она очень актуальна для российской журналистики, а в конечном итоге и для общества в целом. Старые этические нормы и принципы, действующие в тоталитарную эпоху, уже устарели и не действуют, на новые нравственные качества журналиста, которые соответствовали бы демократическим принципам формирования и становления. С началом перестройки и гласности многие журналисты восприняли свободу слова как свободу от всех нравственных норм. Но абсолютной свободы не существует. Реальная свобода должна иметь смысл или почву. И такой почвой для свободной прессы являются профессионально-этические нормы.
Об актуальности этой темы свидетельствует и острая полемика о моральных качествах журналиста, развернувшаяся на страницах журналов и газет. Кроме того, такие журналы как «Журналист», «Советник», «Сообщение» в качестве примера печатают и комментируют кодексы этики журналистов тех стран, которые имеют длительный опыт становления журналистской этики в условиях демократического общества. Деятельность таких компаний как CNN и BBC строго регулируется этическими нормами и нарушение отдельных принципов может стоить журналисту карьеры. Но и в нашей стране есть журналистские коллективы, которые в своей работе руководствуются этическими нормами, закрепленными Кодексе профессиональной этики, принятом в 1994 году. Например «АиФ», «Сегодня», «Известия» и др. Исполнение десяти заповедей второй древнейшей профессии должно стать неукоснительным для всех ее представителей – как начинающих, так и маститых журналистов.
Список использованной литературы:
1. Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 336с.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240с.
3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика Журналиста: Учебное пособие. – М.: «Аспект Пресс», 2002. – 208с.
4. Прохоров Е.П. Введение в Журналистику: Учебник для студ. Вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». – М.: Высш. Шк., 1988. – 279с.
5. Челышев В. Есть ли заповеди у второй древнейшей? // Журналист. – 2000. – №6. с. 35-37.
6. Симанчук И. «Рассуждения об обязанностях журналистов…» или 7 заповедей Ломоносова // Журналист. – 2001. - №6. – с.47-48.
7. Би-Би-Си: Свобода слова по-английски //Журналист. – 2002. - №1. – с.14-17.
8. Береги честь… какими принципами руководствуются американские журналисты // Со-Общение. 2002. - №11. – с.26-27.
[1] Гассер Г.П., Моду А. Защита журналистов в опасных командировках. Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. – М., 1994г.
[2] Авраамов Д.С., Указ соч. С. 41-42.
[3] Кумылганова И.А. нравственные критерии профессиональной журналистской деятельности. Автореферат канд. дисс. – М., 1992г., С.10.
[4] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2т. – М., 1994 т.2, С.451.
[5] Авраамов. Профессиональная этика журналиста: передоксы, развития, поиски, перспективы. – М., 1991г. С.20.
[6] Ломоносов М.В. Полн. Собр. Соч.: В 10т. М.-Л., 1952г. т.3. С.217-231.
[7] Цитю по: Диалог – США. 1991г. №47, С.20.
[8] Устав Союза журналистов СССР //Журналист. 1972г. №1
[9] Журналист: российско-американские социологические исследования. М., 1998г., С.29.
[10] Доклад Союза журналистов России о критическом состоянии российских СМИ 1997г. //Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2т., т.1, С.55-64
[11] Трошкин Ю.В. Указ. соч. С. 183 – 184.
Страницы: 1, 2, 3, 4