НОУ ВПО Университет Российской академии образования
Нижегородский филиал
Факультет журналистики
Выпускная квалификационная работа
Проблемы доступа журналиста к информации
Нижний Новгород 2008 г.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О СВОБОДЕ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Конституция РФ о свободе информации
1.2 Доступ журналиста к информации
1.2.1 Право на поиск и получение информации. Аккредитация.
1.2.2 Правовой режим информации. Общий порядок запроса информации
1.2.3 Запрос информации в государственных органах, учреждениях, организациях, органах общественных организаций и в органах местного самоуправления
1.2.4 Запрос информации у частных лиц
1.2.5 Поиск и получение информации в судах
1.2.6 Поиск и получение информации в избирательных комиссиях
1.2.7 Работа журналиста в чрезвычайных ситуациях
1.2.8 Государственная, врачебная (медицинская), коммерческая, служебная и банковская тайна. Тайна следствия и дознания. Персональная информация
1.2.9 Правовой режим информации в архивах
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА
2.1 Права журналиста
2.2 Ответственность журналиста. Защита чести, достоинства и деловой репутации
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТА
3.1 Мониторинг нарушений, связанных с ограничением доступа журналистов к информации
3.2 О судебном деле журналиста Григория Пасько
Заключение
Библиография
Информация приобретает для каждого человека жизненно важное значение, ибо именно она в наибольшей степени определяет жизненно важный выбор, влияет на стиль его поведения. Поэтому доступность информации перестает быть декларацией и превращается в важнейшую опору демократии. Отсюда то огромное значение, которое придают проблеме доступа к информации в странах, которые традиционно относят к западным демократиям.
Существуют разные подходы к этой проблеме. Один подход сформулирован в статье 19 Всеобщей декларации прав человека. [1] Другой - в параграфе 10 Европейской конвенции по правам человека. [2] И тот и другой документы провозглашают свободу выражения мнений и доступа к информации. Отличие заключается в ограничениях этих прав.
В статье 29 Всеобщей декларации прав человека ограничения сформулированы в самой общей форме: каждый гражданин, осуществляя свободы, должен быть ограничен законом только с той целью, чтобы уважать права и свободы других и признать требования морали, общественного порядка и всеобщего благоденствия.
Ограничения, сформулированные во второй части параграфа 10 Европейской конвенции по правам человека, носят значительно более суровый характер: каждый гражданин может быть субъектом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, которые обозначены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и его территориальной целостности, общественной безопасности, предотвращения беспорядков или преступности, защиты здоровья, морали, репутации, предотвращения распространения информации, полученной конфиденциально.
Законы, принятые в США, Канаде, Швеции и других странах, рассматривают доступ к официальной информации как естественное право человека. В других европейских странах таких законов нет. Но есть практика обеспечения информационной открытости, которая, может быть, не во всем устраивает европейцев, но вызывает жгучую зависть у тех россиян, которые ориентированы на идеи демократии, прав человека и рыночных отношений. В этих условиях понятен тот интерес к проблемам свободы доступа, который проявляют различные структуры гражданского общества в России. В том числе и Фонд защиты гласности. Но вот что интересно. Привилегированное положение работников российских средств массовой информации, имеющих законодательно оформленные особые права на доступ к информации, их высокая профессиональная заинтересованность в доступе к информации вкупе с традиционным нежеланием российского чиновника давать журналистам информацию (кроме той, которую надо опубликовать в интересах ведомства), казалось бы, должны делать журналистов наиболее естественными союзниками тех, кто стремится повысить уровень информационной открытости властных структур. Но это не так.
Один из горьких уроков последних лет заключается в том, что многие российские журналисты рассматривают свободу доступа к информации не как необходимое условие широкого и объективного информирования общественности, а как возможность получить в свои руки эффективный инструмент личного участия в политической или экономической борьбе, в лучшем случае как средство индивидуальной самореализации в глазах изумленной аудитории и завистливо вздыхающих коллег.
Журналисты прекрасно знают о том, какие широчайшие масштабы приобрел прием "вешания лапши на уши", то есть выдачи журналисту внешне правдоподобных, непротиворечивых с первого взгляда и подробных данных, на самом деле являющихся неполными, а то и ложными. На юридическом языке можно сказать: намеренное введение журналиста в заблуждение. Но получая эту "лапшу", журналисты очень редко проверяют предоставленную информацию и еще реже припирают лжеца к стене, предпочитая перевешивать эту "лапшу" на уши аудитории и оправдываясь потом тем, что это не мы, журналисты, а источник информации виноват в том, что общественное мнение введено в заблуждение.
Совершенно чудовищные размеры приобрела тенденция публикации заказных материалов в специализированной прессе. Если общественно-политические издания стараются иметь хотя бы видимость независимости и неангажированности или быть независимыми хотя бы в организационно-правовом аспекте, то есть формально, то специальные газеты и журналы обычно не скрывают своей полной и повсеместной, за редкими исключениями, зависимости от "заинтересованных лиц".
Есть все основания утверждать, что специализированная пресса сейчас играет роль кривых зеркал, установленных в комнатах смеха, настолько непохожа на действительность предъявляемая аудитории информационная картина. Правда, смеяться почему-то не хочется.
Помимо внешнего контроля за допуском журналистов к информации все активнее проявляет себя журналистская самоцензура. Под самоцензурой следует понимать сознательное и добровольно принимаемое журналистом решение не интересоваться какими-либо фактами, а если они вдруг станут ему известными, то не публиковать эти сведения.
В дипломном сочинении я поставила перед собой цель: изучить правовые основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав.
Для решения указанной цели мною были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации.
3. Дать характеристику правового состояния доступа к информации сотрудников СМИ в современной России.
4. Изучить пример из судебной практики известного журналиста Григория Пасько.
В данной работе используется метод анализа научно-методической литературы.
На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее распространенные проблемы доступа журналистов к информации.
Считаю, что разработанный материал может быть использован при дальнейшем изучении правовых проблем профессиональной деятельности журналиста.
Представленный в работе материал убедительно показывает на многих примерах, что Россия находится лишь в начале трудного пути к правовому государству. Права журналистов нередко нарушаются, а защитить их сегодня нелегко. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, без чего невозможна реальная, а не декларативная демократизация общества.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 46 законов, комментариев и наименований работ отечественных и зарубежных авторов.
В первой главе дипломного сочинения рассматриваются конституционные нормы о доступе к информации.
Свободный доступ к общей значимости информации - не корпоративно-цеховая потребность журналистов. В этом заинтересованы и каждый гражданин, и общество в целом, которые от журналистов получают общественно-значимую информацию. Для журналистов доступ к информации является первейшей необходимостью, поскольку факты для них - это "хлеб". На основе информации, которую журналист доносит до общества, граждане зачастую принимают жизненно важные решения.
Проблема прав и ответственности журналистов исследуется во второй главе квалификационного сочинения.
В третьей главе рассматриваются конкретные случаи защиты прав журналистов на основе материалов Фонда защиты гласности, в том числе нашумевшее дело журналиста Григория Пасько.
Анализ документов и публикаций, касающихся доступа к информации, говорит о том, что журналисты довольно часто встречаются с неправомерным отказом в предоставлении информации. Вместе с тем, не зафиксировано ни одного случая обжалования в суд редакцией или журналистом факта сокрытия запрашиваемой информации. Журналистов, как свидетельствуют опросы, останавливают организационно-процессуальные сложности, волокита и то, что информация быстро устаревает и утрачивает свою значимость.
Несовершенство действующего законодательства, неготовность журналистов отстаивать закрепленные законом права на поиск и получение информации, позволяют заинтересованным лицам скрывать информацию, манипулировать ею.
Однако есть надежда, что дальнейшая демократизация общества, становление институтов гражданского общества приведут к благоприятной среде, в которой доступ к общественно значимой информации станет нормой жизни.
Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Право на информацию гарантировано Конституцией РФ. В пункте 4 ст. 29 говорится: " Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом, независимо от государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.
Ст. 15 Основного Закона закрепляет верховенство Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> Российской Федерации в правовой системе и соотношение международного и национального права. Конституция <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> является нормативным правовым актом высшей юридической силы, законом законов.
Высшая юридическая сила Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> РФ проявляется в универсальности ее действия. Конституция <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm> не требует ратификации ее субъектами Федерации, она действует на их территории непосредственно.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить федеральной Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm>, т.е. отступать от заложенного в ней содержания. Все подзаконные акты - указы Президента, акты Правительства, министерств, ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, правоприменительные акты государственных учреждений, предприятий, общественных и религиозных объединений должны базироваться на Конституции <http://www.constitution.garant.ru/DOC_10003000.htm>.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11