– Если вдруг еще раз такое случится, чтобы знали, что нужно со мною делать.
– Вы уж не потеряйте ее! Какие уби-и-йцы…
– Кстати, умирать было не страшно… и даже приятно.
– Почему?
– Да потому, что, когда умираешь, первым делом нервы отключаются и… невыносимые физические страдания уходят. Вот это и приятно. Возвращаться же к жизни тяжело…
– Воды! Дайте мне воды. Мне что-то плохо становится… Но что было с вами дальше? Был ли свет?
– Никого и ничего там нет!
– А мне все-таки очень хочется верить, что там что-то есть. Жизнь настолько коротка, что я буквально чувствую, как она несется и… с активным ускорением. Это я чувствую. А сколько жизней уже прошло, промчалось через мою жизнь! Жизнь Фаины Георгиевны Раневской. Анатолия Васильевича Эфроса, Евгения Павловича Леонова, Володи Высоцкого, Гриши Горина. Жизнь Ларионова, совсем недавно ушедшего от нас Севочки… Наконец, жизнь бесконечно дорогой мне Софьи Абрамовны Швейцер. Я по ней очень тоскую. Мне ее очень не хватает. Она так сердечно, так искренне ко мне относилась, что мне теперь ее не хватает, как, может быть, человеку, лишившемуся зрения, не хватает глаз. Я чувствую себя перед нею в долгу, потому что не ответила ей тем же. Все я на бегу. Все переносила на потом. И вот… дооткладывалась. Этому нет и не будет уже прощения! Она болела. Я приходила к ней. Но надо было быть с нею чаще. Ведь жили-то мы в одном доме. Когда я заходила к ней, она радовалась мне, как, быть может, никто. Это было по-другому, чем мама, но она тоже была очень родная.
А Танюшка Пельтцер… Как хорошо она ко мне относилась. До слез хорошо! Вот масштабный человек…
Этот диалог между журналистом и интервьюируемым является личной беседой, поэтому неуместно и некорректно было его оставлять в тексте интервью на равных. Однако у него это получается, так как такого рода беседа может состояться в том случае, если собеседники общались друг с другом неоднократно.
– А вы себя масштабной чувствуете?
– Не-а, – расплылась в своей заразительной улыбке Инна. – Хи-хи-хи. Тут никто не даст тебе и подумать, что ты великая. Обязательно: оп-оп-оп. Какую-нибудь глупость сразу накатают… или чего-нибудь еще. Э-э-э…
– Не переживайте. Относитесь как Пушкин: «Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца.»
– Да-а-а. «Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной…» – перед последним словом Чурикова сделала паузу и произнесла его с особым выражением.
Журналист задает заключительный вопрос, ответ на который можно было перефразировать и сократить. Например: «Не – а, – расплылась в своей выразительной улыбке Инна. – Никто не дает тебе и подумать, что ты великая. Обязательно какую-нибудь глупость сразу накатают или чего-нибудь еще…»
В заключении автор удачно предлагает цитату из стихотворения Пушкина, которую подхватывает собеседник. Уместен здесь и авторский комментарий, заканчивающий интервью «на высокой ноте».
2.2 Газета «Знамя»
На особом доверии.
Перед нами экономическое интервью, конечно, интервьюируемый, это не «человек сцены», но тоже местная звезда: газета же региональная.
По статистике, у каждого пятого россиянина есть банковские карты. Причем большинство из них оформлено в рамках так называемых «зарплатных проектов». Другими словами, люди с их помощью получают свои заработанные деньги.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что данные услуги являются неотъемлемой частью корпоративной культуры большинства компаний, неким стандартом удобного и безопасного расчета предприятия с персоналом. Чем этот сервис может быть интересен владельцам карт, кроме удобства получения наличных? О преференциях и лояльности финансовых институтов по отношению к зарплатникам мы беседуем с вице-президентом Ханты-Мансийского банка Юрием Жигалкиным.
Лид маленький, но достаточно емкий. Сразу понятно с кем пойдет речь и по какому поводу. Читатель может сразу решить для себя, будет он читать это интервью или не будет, интересно ему данная тематика или нет.
– Юрий Алексеевич, сами банки не скрывают, что привлечение на обслуживание нового крупного предприятия является сейчас большой удачей. Насколько часто такие праздники случаются на вашей улице?
– Давайте вспомним, что еще совсем недавно зарплатные проекты шли скорее в «нагрузку», например, к банковскому кредиту. И в подавляющем большинстве они реализовывались на крупных предприятиях. Кстати, работники некоторых из них далеко не всегда приветствовали переход от наличных к карточкам. Это было вполне объяснимо – тогда они служили лишь промежуточным элементом при получении денег. Кстати, лет 10 назад надо было еще поискать банкомат, чтобы обналичить средства.
Понятно, что раньше такой сервис был выгоден скорее банкам и крупным компаниям. Их руководители осознавали, что гораздо проще отправить платеж в кредитную организацию и перевести деньги на счета сотрудников, чем развозить наличные по многочисленным офисам, которые зачастую находятся в разных городах. Поэтому исторически сложилось, что крупные клиенты первыми перешли на зарплатные проекты и уже давно обслуживаются в различных банках. С другой стороны, ситуация в последние годы кардинально изменилась – инициатива перевести зарплату на карты очень часто исходит от самих сотрудников предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса.
– Повысилось самосознание людей или их финансовая грамотность?
– Несомненно, и то, и другое. Люди просто поняли, что сотрудничество с банком в рамках зарплатных проектов напрямую выгодно не только руководству предприятий, но и непосредственно им самим. Ведь зарплатный проект сегодня – это не просто перечисление средств на карту. В его рамках человек автоматически приобретает целый пакет дополнительных услуг. Это касается практически всех направлений – кредитования, различных финансовых операций и всевозможных бонусных программ.
– Получается, как говорили в свое время, что у нас все равны, но некоторые – ровнее?
– Работники предприятия переводят свои денежные счета на обслуживание в банк. Другими словами, оказывают нам определенное доверие. А финансовая организация в свою очередь идет на значительные уступки по своим предложениям. К примеру, возьмем кредитные карты. То время, когда они выдавались всем без исключения, а некоторыми банками буквально навязывались клиентам, ушло вместе с мировой финансовой стабильностью. Теперь их могут получить, как правило, только работники предприятий, которые сотрудничают с банком в рамках зарплатных проектов. Аналогичное предложение действует и в нашей организации. Причем, если прежде клиенты могли получить кредитные карты после заключения зарплатного договора и наличия на своем счете в течение 6 месяцев стабильного дохода, то теперь кредитная карта выдается практически одновременно с зарплатной. Для этого заработок сотрудника должен быть не менее 10 тыс. рублей в месяц. Лимит средств по новому продукту составляет от 20 до 100 тыс. рублей.
Отмечу еще один немаловажный момент. Если клиент в течение полугода без нарушений пользуется нашей кредитной картой, то по истечении данного срока у него появляется право на снижение процентной ставки и увеличение лимита до 300 тыс. рублей. По карте Ханты-Мансийского банка предусмотрен льготный период кредитования до 2 (двух) календарных месяцев. То есть, получив ее и потратив даже всю сумму, но полностью вернув средства в течение данного периода, клиент не платит банку проценты за пользование кредитом. Таким образом, если четко рассчитать возможность погашения задолженности в льготный период, вы получаете «бесплатные» деньги. Кроме того, есть возможность открыть к зарплатной карте овердрафт в объеме 100% от размера среднемесячной оплаты труда. При этом не требуется длительного оформления залогового обеспечения либо поручительства.
Видно, что журналист задает достаточно простые и конкретные вопросы, на которые интервьюируемый дает достаточно полные ответы. Так же в тексте присутствует экономическая терминология, журналисту следовало бы сократить их количество или заменить разговорными словами, чтобы читателю было проще воспринимать текст. Но еще в лиде было известно, что далее пойдет речь с экономическим представителем, поэтому читатель мог предполагать, что он может столкнуться со словами из области экономики.
– Заметно, что при рекламе зарплатных проектов очень многое строится вокруг банковских карт. Понятно, что именно они являются неотъемлемой частью данного сервиса. В этом ключе что предлагает Ханты-Мансийский банк?
– Как я говорил вначале, это раньше банковская карта была переходным моментом между кошельком и банкоматом. Благо теперь даже самый неискушенный пользователь знает о ее возможностях гораздо больше. Сейчас, получив карту нашего банка, клиент пользуется и всем спектром других услуг, предоставляемых организацией. Это и перечисление через банкоматы всевозможных платежей – коммунальных, за пребывание детей в дошкольных образовательных учреждениях, оплата сотовой и городской телефонной связи. В общей сложности действует более 100 видов расчетов, в зависимости от территорий.
Я сейчас не буду перечислять всех преимуществ карт Ханты-Мансийского банка. О них можно узнать в любом нашем отделении или на официальном сайте.
Журналист при описании ответа интервьюируемого использует прием интриги: «Я сейчас не буду перечислять всех преимуществ карт Ханты-Мансийского банка. О них можно узнать в любом нашем отделении или на официальном сайте», естественно, читатель, которому интересна данная тематика, он начнет «копать вглубь» и прибегнет для получения информации к другим источникам.
– При выборе банка-партнера по зарплатным проектам руководство предприятий смотрит и на сеть обслуживания карт. Ханты-Мансийский банк сейчас лидирует по количеству банкоматов и РОS-терминалов в округе. А за его пределами он будет вести столь же активную политику?
– На сегодняшний день мы по данному показателю занимаем 1-е место в УрФО и 15-е в стране. Непосредственно в регионе, а также городах присутствия банка работает порядка 700 банкоматов и информационно-платежных киосков, функционирует почти 4000 единиц POS-терминалов. Вполне естественно, что такая политика дает свои результаты – наши клиенты могут воспользоваться услугами этих устройств в большинстве населенных пунктов ХМАО, ряде городов Тюменской, Курганской и Томской областей, ЯНАО, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. В планах увеличить сеть обслуживания банковских карт на 30–40% буквально в течение года. Попутно мы будем расширять сотрудничество с другими финансовыми институтами, чтобы наши клиенты могли снимать наличные средства в сторонних банкоматах без комиссий. Такие переговоры уже ведутся.
– Оценивая вышесказанное, можно предположить, что работникам зарплатные проекты однозначно выгодны. С другой стороны, далеко не все руководители предприятий спешат заключать такие договоры с банками. По вашему мнению, какие перспективы у данного направления?
– Я уверен, что оно будет развиваться. И, в первую очередь, на это повлияет государственная политика по прозрачности бизнеса. Убежден, что в скором времени «серые схемы» оплаты труда, деньги в конвертах навсегда уйдут из обихода. И сотрудничать с банками будут даже небольшие частные предприятия. А мы в свою очередь продолжим расширять спектр услуг и сервисов, предоставляемых участникам зарплатных проектов.
В интервью приводиться статистика, которая говорит о том, что интервьюируемый является профессионалом в своей деятельности. И может дать развернутые ответы на поставленные вопросы, которые вытекают по цепочке, один из другого. Это может говорить о том, что журналист расположил к себе опрашиваемого, и интервьюируемый охотно «сотрудничает» с ним.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6