Глава 3 Тенденции на современном телевидении
Если в минувшую эпоху передачи ТВ структурировались в соответствии с различными параметрами — возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его стратификации, то в постсоветский период эта четкая структурированность утрачивается и исчезает. [11]
Картина, которую представляют собой наши медиа сегодня аморфна, расплывчата и зачастую, вторична. Раньше существовал четкий образ-модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура масс-медиа. С потерей идентичности молодого человека исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры", совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. (К примеру, необходимо знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа передачи "Спокойной ночи, малыши").
За последние 15 лет выросло число доступных населению телеканалов: сегодня средняя городская семья в России имеет возможность принимать восемь телеканалов. На отечественном телеэкране появились новые жанры телепередач и типы телевизионных зрелищ — зарубежные фильмы в большом количестве, «мыльные оперы», ток-шоу, телеигры, музыкальные клипы, всевозможные интервью в прямом эфире с интерактивной связью.
В отличие от других видов повседневной деятельности (чтение книг, посещение магазинов, занятия спортом и т.д.), потребление СМИ и в частности ТВ в условиях бума массовой культуры носит тотальный характер. Мощностью его воздействия, какой не обладают другие СМИ. Ни одно другое информационное средство (массмедиа) в стране — ни радио, ни периодическая печать, не говоря уж о кино или Интернете — не создало и не репродуцирует сегодня контингент своих потребителей с таким постоянством, в таких масштабах и с таким позитивным (по мнению преобладающей части самих потребителей) эффектом. Из огромного количества видов досуга, которые сегодня можно выбрать самый распространенный — телевизор. Легкость и бесплатность доступа к телевизору, отсутствие необходимости предпринимать какие-то усилия и идти на дополнительные затраты (на покупку газет-журналов, видеокассет, выбор книг и т. д.), а также доступность и понятность телевизионного языка повышают привлекательность телевизора. А так же весомым фактором является наибольшая степень доверия телевидению из всех существующих средств массовой информации.Каждый день (в среднем 3,5 часа) смотрят телевизор 92 % горожан России, 55 процентов доверяют ему как каналу информации, 56 % считают его самым важным лично для них источником сведений о мире, 58 % смотрят его с интересом и удовольствием (еще 29 % — без особых чувств).[12]
Старшая по возрасту часть телеаудитории несколько чаще среднего ориентируется в просмотре на отечественные криминальные сериалы и криминальную хронику (хотя подобные ориентиры объединяют сегодня всю российскую телеаудиторию). Более молодая часть (во многом, скорее, подростковая по типу ориентации и самоопределения) с несколько большей заинтересованностью ищет на экране игровые ситуации, особенно связанные с физическим риском либо интеллектуальным испытанием, сенсации и скандалы (ищет, можно сказать, игры-достижения и игры-нарушения), а также передачи по «мужским» и по «женским» интересам, соответствующие образы половозрастной идентичности. Характерная черта нашей страны - аудитория в нашей стране носит биполярный характер. Одна часть живет ностальгией по старому советскому телевидению, другая мало что помнит о советском телевидении и живет реалиями сегодняшнего.
На сегодняшний день можно наслаждаться разнообразием, открытостью нашего телевидения. Что же касается содержания телевизионного эфира с точки зрения зрительских предпочтений, то именно в этих предпочтениях, уровне популярности и потребления отдельных тележанров наиболее рельефно проявляют себя особенности отечественного телесмотрения, специфика нашего телевидения и телеаудитории. Так, например, у российской телеаудитории отсутствует серьезный .интерес к спортивным программам, не пользуются успехом ситкомы. Хоть;это все довольно спорно, так как, конечно, в наше время улицы не пустеют во время трансляций фигурного катания или хоккея.
Мы не знаем наизусть имена всех спортсменов. Хотя международные успехи Алины Кабаевой повлияли на уровень интереса к художественной гимнастике. Это имя сейчас знакомо почти каждому. Имена первых фигуристов (Евгений Плющенко, Авербух и Лобачева), хоккеистов (Павел Буре - самый желанный холостяк страны) так же раскручиваются на современном телевидении, повышая зрительский интерес к конкретному виду спорту и к спорту вообще. А про футбол и говорить не стоит - на нем по-прежнему помешана почти вся мужская часть нашей страны, и старшее и молодое поколение. Исследование показало, что порядка 20% аудитории спортивные передачи смотрит регулярно. Спортивные передачи собирают вокруг себя преимущественно мужскую аудиторию (71% их регулярных зрителей - мужчины), достаточно молодую - от 25 до 40 лет, причем с высшим образованием. Эта аудитория наиболее привлекательна для рекламодателей. Вместе с тем, она наиболее трудно достижима, поскольку мало смотрит телевизор. Спорт на телевизионном экране позволят собрать эту аудитории в максимальном количестве. Структура предпочтений трансляции спортивных состязаний по телевидению следующая: футбол, хоккей, фигурное катание, гимнастика, бокс, плавание, легкая атлетика.
Хотя в настоящий момент спортпродукт для отечественного телевидения не рентабельный, весь мировой опыт показывает, что спортивное состязание со своей непредсказуемой драматургией может привлекать большое количество телезрителей. Спортивные трансляции в настоящее время — одни из самых технически сложных телетехнологий. Обычная съемка пятью камерами осталась разве что в теннисных состязаниях. Самыми сложными являются гонки чемпионата «Формула-один», предполагающие не только съемку со стороны или сверху, как это принято на гонках «Париж—Дакар». Например, картинка с камеры, вмонтированной в шлем знаменитого гонщика А.Сенны, позволила зрителям сопереживать в последние секунды жизни великого спортсмена. Подобный способ освещения выводит телепродукт на уровень, создающий полную иллюзию собственного участия, — перед глазами не только головокружительный темп гонки, но и все параметры движения автоболида, включая скорость и обороты двигателя. В настоящий момент отечественный спорт, в частности, наиболее любимые футбол и хоккей, все-таки лишен одной из важнейшей составляющей, которая и привлекает телезрителей - звезд. Притом звезд настоящих. Но звезды без активного участия телевидения не возникнут. Именно телевидение, активно показывая спорт, формируя позитивную мифологию российского спорта, "взращивая" отечественных звезд, может превратить спорт в перспективный формат отечественного телевещания. Само телевидение способно успешно повышать этот интерес. Спорт, тем более спорт на телевизионном экране, это больше чем просто спорт - это идеология, национальная идея, которой так не хватает современной России.
Статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам. В результате на сегодняшний день происходит перенасыщение этой продукцией, значительная часть которой адресована непосредственно молодежи. В последние годы эта медленно вызревающая тенденция проявилась особенно ясно.
Глава 4 Предпочтения телеаудитории
Проанализируем телевизионное меню с точки зрения представленности в нем передач различных типов и жанров. За основу анализа жанровой структуры телевизионного вещания специалисты из "EurodataTV" берут 10 ("топ-лист") лучших программ каждой страны с фиксацией жанра и страны производства. Полученный массив программ позволил не только выявить некоторые тенденции в жанровых предпочтениях современного мирового телевидения, но и особенности его проявления в отдельных странах.
Самая большая доля эфира отдана кинопоказу (45 % времени вещания), причем несколько большая часть приходится на кинофильмы. Телевидение как «кинобудка» — отличительная особенность именно нашего телевидения. Такого объема кино на общедоступных телеканалах нет в западных странах. К примеру, во Франции доля кинопоказа на бесплатных эфирных каналах составляет всего 26 % от общего времени вещания, а собственно кинофильмов — пять процентов. Кинофильмы показывают платные киноканалы. У нас же кинофильмы в большом количестве, напичканные рекламой, доступны зрителям на бесплатных каналах. Можно сказать, что телеменю современного российского телезрителя почти наполовину состоит из кинопродукции (кинофильмов и телесериалов). А если добавить еще анимацию и документальные фильмы (т. е. еще девять процентов эфира, которые в данном случае попали в категорию «Прочее»), то и более чем наполовину. Сериалы, телефильмы, мыльные, оперы, теленовеллы, комедии, кинофильмы составляют 44% всех программ в топ-листах рассматриваемых стран.
Из-за жестокой конкуренции со стороны других жанров кинопоказа, художественные фильмы (28% всего кинопоказа) стали менее популярны. Тем не менее, полнометражные фильмы занимают половину всех позиций в топ-листах в Бельгии, 40% в Испании, 40% в Швейцарии, 40% в Украине и 50% в Панаме.
В России самая большая аудитория, по своим параметрам практически совпадающая с характеристиками населения в целом, это зрители кинофильмов. При этом жанровые пристрастия телезрителей в области кино (именно постольку, поскольку они - зрители жанровых, а не "авторских" фильмов) в целом достаточно устойчивы. Решающие моменты при выборе фильма, поскольку речь идет именно о массовом зрителе, - его жанровая природа, наличие в нем известных актеров, а для более образованных респондентов - страна, в которой сделан фильм.
Главной стратегией привлечения телезрителей на любой канал, сегодня являются отечественные сериалы, программы и развлекательные шоу. Появление и стремительное «размножение» новой российской телепродукции стало самым заметным событием последних лет. Большинство программ в топ-листах - национального производства.
В нашей стране - примерно поровну представлены новости и традиционная тележурналистика (общественно-политической или гуманитарной направленности) - 9-11%. [13]
В целом соотношение «легких» развлекательных жанров(кинофильмы и телесериалы, развлекательные передачи, спорт) и «серьезных» (информационных, публицистических, просветительских) — примерно 75:25, что неудивительно, поскольку практически все наше телевидение, даже государственный канал «Россия», функционирует как коммерческое, существуя за счет рекламы («Культура» — единственное исключение, но один канал с аудиторией в полтора процента населения не может изменить общую ситуацию). Это значит, что все каналы ориентируются на массовую аудиторию и формируют свой эфир, опираясь на рейтинговые показатели, дающие ориентиры о степени востребованности у зрителей программ определенных жанров. А наиболее востребованными у зрителей, как известно, являются развлекательные программы. Если попытаться обозначить основные сдвиги на нашем ТВ, то они в основном связаны с развлечением, с телевидением без запретов, делающим ставку на отражение реальной жизни и юмор. Именно такое телевидение удерживает максимальное число телезрителей у своего экрана.
В большинстве европейских стран, которые раньше нас прошли этап коммерциализации ТВ, сложились смешанные модели телевещания. Разрешив развиваться коммерческому телевидению, эти страны сохраняют и общественное телевидение, которое выступает в качестве «противовеса» коммерческому и поддерживает сбалансированность телевизионного предложения. К примеру, во Франции наряду с коммерческим (телеканалы TF1, Мб) и платным ТВ (Canal+ и др.) существует мощное общественное телевидение (France 2, France 3, TVS) и культурно-просветительский канал АКТЕ. Эта смешанная модель создает иное телевизионное предложение. Жанровое наполнение эфира общедоступных бесплатных каналов во Франции очень отличается от телеменю наших телеканалов. Здесь мало кинофильмов, меньше развлекательных программ, но больше, например, объем детского вещания. А самую большую долю телеэфира (33 процента) занимает группа жанров, которую французы называют «MagazinesDoc». Это разнообразные телевизионные журналы и передачи социальной и гуманитарной направленности, традиционная тележурналистика, которые у нас набирают в совокупности не более 10 процентов. Обращает на себя внимание также высокий интерес французов к новостным программам, которые на основных каналах выходят всего два раза в день (в 13.00 и 20.00), а в потреблении занимают значительную долю, так как их регулярно смотрит большинство французов. Надо сказать, что эти программы отличаются от наших выпусков новостей, прежде всего, меньшей политизированностью, «катастрофичностью» и тревожностью, более человечной интонацией и позитивным настроем.
Заключение
Сегодня в постсоветской России складывается новое телевидение. Процесс этот еще далеко не закончен. Современная система массовой коммуникации вбирает в себя многочисленные элементы прежней, той прошлой, печати. Одновременно в нее внедрились элементы западных буржуазных средств массовой информации. Их взаимодействие, взаимовлияние приведет в будущем к тому, что система российских средств массовой информации приобретет свое оригинальное лицо, соединит в себе и характерные особенности русской традиционной журналистики, и лучшие достижения зарубежных средств массовой информации. Отдельные черты этого лица можно различить уже сегодня. Многосубъектность средств информации привела к существенным изменениям в типологии отечественного телевидения. Появились многочисленные каналы разнообразной направленности, отличающиеся друг от друга и программами, и содержанием, и формой. Теперь каждый учредитель имеет право создавать собственный канал в соответствии со своими устремлениями, целями и задачами, если они не противоречат закону о СМИ. Это право может быть полностью осуществимо на практике при стабилизации жизни общества, укреплении законности, жестком контроле за ее соблюдением. Отсутствие данных условий приводит в настоящее время к различным нарушениям закона как со стороны средств массовой информации, так и со стороны властных структур.
Вместе с тем новое лицо отечественной журналистики искажено сегодня конфронтацией СМИ друг с другом, с властными структурами, с аудиторией. Нередко их выпуски программ носят дестабилизирующий характер и вызывают напряженность в обществе, что не способствует улучшению в нем социально-психологической атмосферы и жизни народа в целом.
Список источников
1. Харрис Р. «Психология массовых коммуникаций» СПб-М, 2001г., С.232-236.
2.В. Л. Музыкант «Реклама в действии: история, аудитория, приемы» СПб, 2006г., С.94-115.
3. Л.В. Матвеева, Т.Я Аникеева, Ю.В Мочалова « Психология телевизионной коммуникации» М, 2004г., С.233-244.
4. Л.В. Матвеева, Т.Я Аникеева, Ю.В Мочалова « Психология телевизионной коммуникации» М, 2004г., С. 41-54.
5. Т.З. Адамьянц «Проектировании информационной среды» М., 1998г.
6. Elliot P. Intellectuals and the Information Society. // Collins R., Curran J. (eds.) Media, Culture and Society.A Critical Reader. L - Beverly Hills - Newbury Park. 1986. P. 107.
7.О. И. Маховская. Телемания: болезнь или страсть. М., 2007г.
8.Юцкова Е.М. Средства массовой информации М., 2000, с. 49.
9. http://www.whitedot.org
10. Назаретян А. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. — М.: Питер, 2003.
11.Шариков А. Отечественное телевидение в период обострения кризиса//Независимые медиаизмерения. -1998. - Ноябрь. - С. 7-12.
12.(Бажендва31.М., СобкинB.C., Психосемантический анализ функций телевизионного вещания для детей и юношества// Телевидение и школа. - М. - С. 38-52.)
13.Аналитический центр «Видео Интернешнл» / ВЦИОМ, социологическое исследование «Телевидение глазами телезрителей», ноябрь — декабрь 2003.
Страницы: 1, 2, 3