Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Факультет журналистики
Кафедра журналистики
Особенности функционирования муниципальной газеты «Маяк труда» в условиях экономического кризиса
Курсовая работа
Выполнила студентка 5 курса группы1541(з)
___________________
Руководитель
Барнаул 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Основные тенденции развития муниципальной прессы
1.1 Особенности функционирования муниципальной газеты в условиях экономического кризиса
1.2 Пути выхода муниципальной газеты из экономического кризиса
Глава 2. Проблемы развития муниципальной газеты «Маяк труда» в условиях экономического кризиса
2.1 Основные элементы содержательной модели муниципальной газеты: приоритетная тематика и жанровая палитра
2.2 Экспериментальная художественно-графическая модель газеты «Маяк труда» как необходимость повышения авторитета издания
Заключение
Литература
Актуальность темы исследования:
Сегодня, в дни мирового экономического кризиса, когда рынок средств массовой информации, в том числе и печатных, перенасыщен, актуальной проблемой является способность издания успешно функционировать наряду с другими. Проблема актуальна не первый год и не секрет, что многие популярные газеты были вынуждены полностью пересмотреть концепцию издания, композиционно-графическую модель газеты, подачу материалов и даже тематическую направленность. Так, некоторые не только «задержались» на рынке, но и упрочили собственное положение. Не стали для таких изданий помехой и экономические неурядицы в дни мирового кризиса.
Как показывает практика, выход из кризисной ситуации можно добиться несколькими способами: достижением экономической независимости, которая влечет за собой независимость политическую, а также финансовую и так далее. Однако первым шагом в этом направлении должна быть разработка современной модели газетного издания, что отвечает интересам и запросам сегодняшней аудитории. Только интересная газета с устойчивыми взглядами, обсуждающая насущные проблемы массового читателя будет востребована, а значит, успешна и в финансовом плане.
Сегодняшняя ситуация на рынке СМИ складывается таким образом, что местным средствам массовой информации приходится конкурировать и с телевидением, и с краевыми, и с федеральными печатными изданиями. В этой курсовой работе мы рассмотрим условия, в которых оказалась муниципальная газета во время экономического кризиса.
Степень разработанности темы:
Тема широко изучается разными исследователями. Соков А. И., Козлов Н. В., Мансурова В. Д., Артамонова Д. О., Тригубович Ю. Л., и другие в данном мнении едины: в сегодняшнее время местные печатные издания (и не только) – подлинно массовые и популярные. Они более близко стоят к читателям на местах, которые принимают активное участие в их работе в качестве авторов. Такие газеты сочетают в себе и официальный источник местных новостей, и оперативный информационный канал, что позволяет хорошо ориентироваться в делах местных.
Но приходится констатировать тот факт, что в российской журналистике до сих пор не разработан наиболее удачный вариант локального печатного издания, способного удовлетворить потребности и интересы абсолютно всех групп читателей. И все-таки, исследования по обозначенной проблеме носят недостаточно структурированный характер. Множество источников трактуют проблему по-разному, иногда противоречат друг другу.
Таким образом, цель данной курсовой работы: исследовать выпуски муниципальных СМИ в условиях экономического кризиса и показать выходы из него.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности функционирования СМИ в условиях экономического кризиса.
2. Разработать содержательную и композиционно-графическую модель муниципальной газеты «Маяк труда» с целью привлечения потенциальных читателей.
Объект исследования:
Местная печать в условиях экономического кризиса, способность функционирования и развития на современном этапе развития.
Предмет исследования:
Особенности функционирования муниципальной газеты «Маяк труда»
(г. Алейск и Алейский район) в современных рыночных условиях, способы выхода ее из экономического кризиса.
Эмпирическая база исследования:
Номера газеты «Маяк труда» за 2007-2009 года, так как в это время наблюдается отражение экономического кризиса на выход муниципальной газеты.
Методы исследования:
-контент-анализ газетных публикаций;
-описание;
-фокус-группа.
Кардинальные изменения печатных изданий в стране произошли в 90-е годы. Именно тогда и в центре, и на местах появлялись новые СМИ, владельцами которых становились частные предприниматели. Рынок прессы значительно видоизменился. Реалии зарождавшихся рыночных отношений существенно повлияли на содержание газет. Однако место воспитательных, образовательных, просветительских функций заняли места развлекательной функции.
Сначала постепенно, а после и стремительно интересы читательской аудитории были полностью порабощены незатейливым бульварным «чтивом», главное место в которых отводилось частным объявлениям, рекламе и подробностям из личной жизни артистов, перепечатанных из других газет. Поэтому редакции муниципальных газет были серьезно обеспокоены перспективой развития своих изданий. Пересматривались многие аспекты творческой деятельности редакционного коллектива. Менялись концепции газет, методы изучения аудитории, с целью ее увеличения, создание рекламных отделов.
По имеющимся научным разработкам, структура системы средств массовой информации условно подразделяется на пять ступеней. Верхнюю занимают общенациональные (федеральные) издания. В дополнение к ним складывается система республиканских, областных, районных и городских СМИ.
Полагаю, в данной курсовой работе надо изучать особенности функционирования прессы на местном рынке. Надо анализировать производственно-бытовую деятельность СМИ. Исследовать рынок ресурсов: от бумаги и полиграфических услуг до кадрового потенциала и источников информации. Необходимо проанализировать известные сведения о конкурентах, которые работают в рамках того же целевого рынка. Прежде всего факторы, которые могут побудить аудиторию обращаться к продукции конкурентов. И это факторы потребительского предпочтения – чем интереснее товар, что продают конкуренты (что у них сильнее, а что слабее?).
Из научных публикаций следует, что типологические черты местных газет проявляются прежде всего в том, что они наиболее близки для жителей своих регионов. Причина в том, что в них пишут о том, что в целом им хорошо знакомо, к тому же часто о людях, поддерживающих контакты между собой, а порой и находящихся в родственных отношениях. Не будет преувеличением сказать, что местные газеты должны быть подлинно массовыми и популярными, наиболее близко стоящими к читателям, которые принимают активное участие в качестве авторов в этих изданиях. Такие газеты сочетают в себе и официальный источник местных новостей, и оперативный информационный канал, позволяющий хорошо ориентироваться в местных делах.
Следует отметить, что типологическая специфика региональных газет определяется тем. Что свои задачи они выполняют применительно к аудитории, социально-политическим институтам региона и на материале жизни своего региона. И даже если в городе издается несколько газет, любая из них обращается в основном ко всем слоям жителей города, хотя при этом вовсе не исключаются разные политико-идеологические позиции.
Отсюда вытекают особенности региональных СМИ: совокупность рубрик «закрывает» все тематическое пространство при обращении к различным аудиторным группам (профессиональным, возрастным, национальным, образовательным и т.д.). При этом часто в городских изданиях и программах возможно и даже необходимо учредительское участие разных учредительских сил. Разные соучредители могут вести в одном издании свои рубрики, и даже страницы, организовывать и поддерживать конструктивный диалог между собой, дискуссии и острую полемику. Полная реализация таких свойств городских изданий особенно важна тем, где выходит только одна газета.
Нормы муниципального права утверждают принцип гласности в работе органов местного самоуправления: открытый характер деятельности, систематическое информирование населения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ст.3) вменяет в обязанность органам местного самоуправления предоставлять гражданам право на получение полной и достоверной информации об их работе. Публикации требуют наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения. Обязательно публичное информирование граждан о заседаниях представительных органов. Права на информацию для жителей муниципального образования подкреплены Конституцией, Гражданским кодексом РФ, федеральным законом «Об информации» и так далее.
Посредником информационного взаимодействия является инфраструктура СМИ. Равно как и государственная, муниципальная власть нуждается в координации деятельности со СМИ. Органы местной власти должны быть заинтересованы в подобном сотрудничестве, поскольку могут оперативно получать информацию о положении дел в муниципальном образовании, могут узнать реакцию на свои действия. Кроме того, власть по средствам газеты манипулирует массовым сознанием и формирует мнения, ей «выгодные».
В целях информационной открытости в последние годы работа корреспондентов осуществляется в основном посредством пресс-секретарей. С введением пресс-службы в структуру муниципалитета власть может лучше реализовывать свои коммуникативные возможности, обеспечивать устойчивую и планомерную информационную деятельность. В организации сотрудничества чиновников и журналистов пресс-служба выполняет функции модератора, предлагает компромиссные решения.
Многие нормативно-распорядительные документы муниципалитета без публикаций в СМИ не имеют силы. Подобные материалы (именуемые по журналистски «кирпичами»), с большим трудом получают эфирное время и газетную площадь для публикации. Возникает массовое неудовольствие, когда контролирующие службы уже налагают взыскания, а документ еще не опубликован.
Четкие правила, в обход которых не может существовать ни одна муниципальная газета, создают «тепличные» условия для существования и развития конкурирующих печатных изданий, которые являются частными. Преимущество в том, что для таких газет не существует необходимость публиковать «обязательные» материалы, что подчас занимают до 90 % газетной площади. Соответственно, они пользуются большим спросом у читателей.
Главное отличие муниципальных газет от государственных заключается в том, что издание целиком и полностью зависит от местной власти. Проблема в том, что газета может быть успешной, востребованной лишь в том случае, если будет отражать мнения своей аудитории, отвечать ее запросам. Соответственно сложно избегать трений и даже противоречий с местной властью. А ведь именно к местному управлению у жителей данного региона возникает много претензий. Издание оказывается в неудобном положении, вследствие того, что не может выполнять своих обязательств перед аудиторией из-за зависимости от этой самой власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5