Рефераты. Основные тенденции развития арабских средств массовой информации

Основные тенденции развития арабских средств массовой информации














Реферат: Основные тенденции развития арабских средств массовой информации

медийный рынок арабский


Арабские СМИ, являясь неотъемлемой частью современного общества, отражают и те проблемы, с которыми сталкиваются страны Ближнего Востока и Севера Африки. Отсутствие единства негативно сказывается не только на развитии стран Арабского Востока. То же можно сказать и о средствах массовой информации, которые раздираемы противоречиями и желанием во что бы то ни стало уязвить другую сторону в лице западных коллег, действуют подчас в ущерб себе. Это ныне практически обыденное явление в отношениях между арабскими и западными СМИ, когда обвинения в шпиономании следуют как с одной, так и с другой стороны. Многочисленные интервью с представителями американской администрации на арабском телевидении стали представлять собой нечто среднее между игрой в теннис и игрой в поддавки.

Демонстрация арабскими телеканалами кадров, на которых запечатлен ход военной кампании в Ираке, во многом способствовала росту антиамериканских настроений в странах арабского Востока. В свое время Дж.Буш в одном из выступлений назвал арабские СМИ «ненавистной пропагандой». В качестве шага, призванного организовать противодействие этой пропаганде, можно расценить решение предоставить все возможности для успешной работы нового телеканала под многозначительным названием «Аль-Хурра», что означает в переводе с арабского «свободный», который вышел в эфир 14 февраля 2004 г.

Главной целью создания телеканала является изменение негативного отношения к Соединенным Штатам со стороны стран арабо-мусульманского мира. В «войне за сердца и умы» арабских зрителей создатели «Аль-Хурра» в первую очередь стремятся одержать победу над такими давними конкурентами американских телекомпаний на ближневосточном рынке масс-медиа, как «Аль-Джазира» и «Аль-Арабийя».

«Очевидно, что администрация чувствует потребность донести американское послание мусульманскому миру с учетом тех изменений, которые произошли после начала войны против терроризма. Ближний Восток может и дальше относиться со скептицизмом ко всем инициативам, имея для этого все основания. Мы должны убедить его в том, что готовы представить нечто большее, чем лишь обычное послание», – заявил в интервью «Вашингтон Таймс» Чарльз Пена, ведущий исследователь оборонной политики Института Като (США)1.

Появление «Аль-Хурра» на медийном рынке отчасти негативно отразилось на вещании таких известных радиостанций, как «Голос Америки», «Радио Свобода», «Радио Свободной Азии», поскольку в сфере интересов новой телестанции те же темы и тот же охват аудитории, который имеют перечисленные радиостанции.

Все выпуски программ выходят в свет после одобрения Совета, в который входят представители редакционной коллегии и американской администрации. Однако представитель руководства телестанции Джо О’Коннел заявил, что в дальнейшем редакционная коллегия намерена дистанцироваться от требований американской администрации. Многие ожидают, что и радиостанция «Сава» в скором времени предпримет схожую попытку избавиться от опеки властей. Эта радиостанция была создана в 2002 г. Особенно высокий рейтинг (42%) эта радиостанция имеет среди молодежи (от 15 до 29 лет), проживающей в странах Ближнего Востока. Этот довольно высокий рейтинг радиостанция приобрела за счет того, что из одного часа эфирного времени 55 минут приходится на англо- и арабоязычную популярную музыку, а оставшиеся 5 минут идут на информационные блоки, которые сродни телеграфным сообщениям.

Выход в эфир телеканала «Аль-Хурра» сразу вызвал язвительные комментарии со стороны практически всех ведущих СМИ Ближнего Востока. Газета «Аль-Кудс аль-Араби» крайне негативно отреагировала на начало работы этого нового арабоязычного телеканала2. Корреспонденты газеты отметили прежде всего непрофессионализм своих американских коллег в представлении информации. Ими было отмечено, что этот спутниковый канал напоминает те, что действовали в период холодной войны как со стороны Советского Союза, так и стран Запада. Первым гостем телеканала «Аль-Хурра» стал президент Дж.Буш, которого принимали так, словно он является одним из арабских лидеров. В ходе беседы с американским президентом журналист телеканала предпочел избежать неприятных президенту вопросов о существовании иракского оружия массового уничтожения и т.п.

Большинство критических замечаний характеризует то недоверие, с которым относятся к информации данного телеканала арабские зрители. Корреспондент иорданской газеты «Джордан Таймс» отметил, что «сладкоголосые речи и приятные глазу заставки не могут затмить реальность, которая такова: практически 37 лет израильской оккупации, хаос в Ираке и т.п. При этом все эти явления следует отнести к результатам американской внешней политики. Это настолько очевидно, что зрителям остается только позаимствовать и произнести расхожее в американском жаргоне словечко – «Уау»3

Эмиратская газета «Аль-Халидж» утверждает, что деятельность «Аль-Хурры» «не отличается от военного, политического и экономического вторжения… Если бы американская политика в регионе была продуманной и убедительной, то они не обратились бы к косметическому ретушированию ее образа»4.

«Негативная реакция в арабской прессе на начало работы телеканала «Аль-Хурра» связана с тем, что его (канал) воспринимают как средство для «промывки мозгов» арабскому населению. Вместе с тем необходимо отметить, что это не говорит в пользу нации, которая испугалась какой-то спутниковой станции вне зависимости от того, на чьи деньги она финансируется и чьи взгляды отражает. Уверенная в собственных силах нация посчитала бы появление подобного канала как добавление нового цвета к спектру ее свободы», – утверждает авторитетная арабоязычная газета «Аш-Шарк аль-Аусат», которая издается в Великобритании5.

Характерные вопросы, которые задавались многими арабскими наблюдателями, были отражены в статье Рами Хури, опубликованной в ливанской газете «Дейли Стар»: «Аль-Хур-ра» станет очередным интересным и дорогим проектом, построенным на обмане. Откуда они будут получать свои материалы? До каких пор будет продолжаться подобное издевательство?»6 Сирийское издание «Тишрин» также не осталось в стороне от обсуждения данного вопроса: «Эта станция является частью проекта повторной колонизации арабской Родины, которую пытаются осуществить США, используя политику «кнута и пряника»7.

Между тем были и те, кто приветствовал появление новой телестанции не столько потому, что были рады продвижению улучшенного имиджа США в странах Ближнего Востока, столько потому, что просто одобрили создание нового средства массовой информации. Большинство наблюдателей единодушны в том, что проблема состоит не в том, что возникла новая телестанция, а в сути американской внешней политики в отношении стран арабского мира, которую эта станция пропагандирует.

Важно отметить, что деятельность телеканала «Аль-Хур-ра» и радио «Сава» является предметом пристального внимания со стороны комиссии по международным отношениям и терроризму Комитета по международным отношениям Сената США. В рамках работы данного комитета неоднократно были заслушаны доклады, посвященные не только деятельности вышеупомянутых СМИ, но и других печатных и цифровых источников информации ближневосточного региона8.

Появление на свет арабоязычного телеканала «Аль-Хурра», работающего на средства американских налогоплательщиков, явилось своеобразным признанием США в том, что на информационном поле они проигрывают в войне идей с мусульманским миром, будучи не в состоянии успешно продвинуть свою идеологию в мусульманской среде. Во многих положениях это было отражено в докладе, сделанном экспертами консультативной группы Пентагона.

24 ноября 2004 г. Управление по оборонной науке Пентагона выпустило в свет доклад, в котором ряд аналитиков призвал руководство страны к созданию в структуре Белого Дома нового подразделения, которое должно заниматься стратегическими связями9. История работы Управления по оборонной науке насчитывает уже 40 лет, на протяжении которых им было выработано множество рекомендаций по реформированию вооруженных сил Соединенных Штатов в соответствии с требованиями времени. Главными целями создания данного Управления были преобразование существующих методов обороны, целесообразное использование финансовых средств, отпущенных на нужды военно-технического комплекса; выработка новых революционных технологий в области обороны. В докладе, выпущенном в 2004 г., содержалась рекомендация по изменению характера деятельности подразделений по связям с общественностью и СМИ Пентагона и Госдепартамента США.

«Если мы действительно хотим иметь полное представление о мусульманском мире и арабском мире, в частности, мы должны убедить мусульман в том, что они не обязательно должны двигаться по американскому пути развития», – говорится в докладе10.

Авторы этого документа, используя тщательно подобранные выражения, пытались донести до своих читателей в основном из числа военного и политического руководства США, что до тех пор, пока попытки США объяснить свою внешнюю политику будут терпеть неудачу, будут проваливаться и все усилия по ее пропаганде, адресованной широким массам населения на Ближнем Востоке: «Мусульмане ненавидят не нашу свободу, а нашу политику»11.

В арабском мире «подавляющее большинство возражает против того, что они называют «однобокостью», т.е. против поддержки США Израиля, а значит против палестинцев, и долгосрочной и усиливающейся поддержки авторитарных режимов, в частности, Египта, Иордании, Пакистана, Саудовской Аравии и других государств Персидского залива. Таким образом, многочисленные заверения американских дипломатов о готовности способствовать развитию демократии в исламских государствах выглядят не иначе, как корыстное лицемерие»12. Таким образом, попытки администрации США представить войну в Ираке в качестве вынужденной необходимости ради достижения демократии в этом государстве, надеясь, что установившийся «демократический режим» будет скопирован другими государствами Ближнего Востока, на данный момент потерпели неудачу.

Как было отмечено в докладе, американское вмешательство в дела мусульманского мира, включая войны в Ираке и Афганистане, вызвало увеличение числа противников США: «По мнению мусульман, американская оккупация Афганистана и Ирака привела не к установлению там демократии, а лишь к воцарению хаоса. Американские действия представляются продиктованными скрытыми мотивами, нацеленными на реализацию национальных интересов США за счет самоопределения мусульманских государств»13.

В течение долгого времени в администрации США проходили дебаты относительно того, какие действия могут быть допустимы в сфере обеспечения информацией союзников и противников государства.

В 2002 г. Министерство обороны США закрыло свой офис по стратегическому влиянию. Это произошло после того, как в адрес министерства стали звучать многочисленные обвинения в том, что оно создало эту структуру с целью распространения преднамеренной дезинформации. Представители Пентагона неоднократно заявляли, что «информационная кампания или, как это еще некоторые называют, «война идей» или «борьба за сердца и умы» является важной частью любых военных действий, а для объявленной США глобальной войны с терроризмом просто решающей. В этой войне ее (кампании) правильная реализация является важной задачей. При этом она во многом зависит от того, насколько успешно США смогут отделить большую часть миролюбивых мусульман от радикальных групп исламистов. На данный момент все американские усилия по решению поставленных задач в этой сфере не только потерпели неудачу, но и привели к прямо противоположному результату»14.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.