Первая газета в Гане появилась за сто лет до её освобождения, в 1857 году. Многие считают это совпадением, не связывая независимость Золотого берега с появлением первой национальной печати. Возможно, это так, и в долгом, трудном пути, который проделала Гана от состояния угнетаемого колонизаторами государства, до независимой страны, пресса не сыграла существенной роли. Однако можно взглянуть на этот вопрос и по-другому. От рабской зависимости Гану освободила не случайность, не чудо, не внезапно замучившая колонизаторов совесть. У истоков независимости стоит не один факт, и не человек, а совокупность фактов и множество людей. У истоков независимости страны в первую очередь – её народ, пожелавший быть свободным. Только проснувшееся самосознание, веками подавляемая национальная гордость и патриотизм, пробудившиеся в людях, могут разбить оковы порабощения. Так было с Ганой, так было и с другими странами. И в этом аспекте вопроса пресса предстаёт в совершенно другом свете: вместо незначительного осколка скалы в общем камнепаде она становится метеоритом, пробудившим цунами. Газеты, печать стали фактором, сыгравшим исключительно важную роль в национально- освободительном движении Ганы. «Поскольку все остальные формы сопротивления колонизаторам подавлялись ими, на первый план борьбы вышла её литературная, газетно-публицистическая форма. «Слово сильнее меча», - заявляли деятели национально-освободительного движения в Африке. Следя этой формуле, они умело использовали оружие печатного и устного слова, чтобы подготовить крушение колониализма»[1].
Однако в любом общественном процессе необходим катализатор, который сдвинет с мёртвой точки давно назревшую проблему, для каждой волны реформы нужен свой «метеорит», который эту волну поднимет. И для национальной прессы бывшего Золотого берега таким метеоритом стал выдающийся политический деятель и первый президент независимой республики Гана Кваме Нкруме.
Имя Кваме Нкруме вышло далеко за пределы летописей истории Африканского континента и стало достоянием летописей истории мировой. Он не только стал одним из активных поборников идеи всеобщего объединения Африканского континента, не только добился высокого авторитета своей страны среди других государств, но и запомнился, как сподвижник идеи всеобщего мира и дружбы. Не случайно его деятельность была отмечена в 1962 году международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».
Пресса Ганы начального периода, который занимает 1857-1957 года, представляется слабо изученной, так как периодические издания редко переводились на другие языки и практически не поступали в мировые библиотеки. Однако то, что касается журналистской деятельности Нкруме, широко представлено в исследовательских трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. В особенности это касается трудов Нкруме в «Ивнинг ньюс», о которой речь пойдёт ниже. Данное обстоятельство лишний раз доказывает важнейшую роль, которую сыграл первый Президент республики Гана в становлении национальной печати.
В декабре 1947 года Нкруме возвращается на Золотой Берег. Он создаёт Комитет молодёжных организаций при объединённом конвенте Золотого Берега, котрый стал практически ядром обновлённой партии. Печатным органом ОКЗБ стала газета «Аккра ивнингньюс», первый номер которой вышел 3 сентября 1948 года. Концепция и идея газеты поддерживала те мысли, с которыми пришёл Нкруме в ОКЗБ: силы протеста в стране созрели для активных выступлений, но им не хватает организации. В дополнение к вечерней «Аккра ивнингньюс» появляются утренние газеты в других городах: «Морнинг телеграф» в Секонди и «Дейли мейл» в Кейп Косте.
Однако решительные действия по организации первых шагов на пути к свободе возымели обратное, неожиданно для всех значение. Нквама всё больше расходится с консервативными деятелями ОКЗБ. «Консервативная печать критиковала «Ивнингньюс» за то, что она настраивает народ против вождей и образованных людей, учит из неподчинению закону. «Ивнингньюс», как правило, не оставалась в долгу перед своими критиками называла их реакционерами и прислужниками империалистов»[2].
Раскол между двумя взглядами внутри одной партии ширится и достигает предела. Кваме принимает решение о выходе из ОКЗБ и создании нового института власти – Народной партии конвента (НПК).
Различия между НПК и ОКЗБ было существенным. ОКЗБ провозглашала: «Самоуправление в кратчайшие сроки», затягивая и отодвигая эти сроки до незримых границ. В активе ОКЗБ состояла привилегированная прослойка страны, интиллигенция и местная аристократия. Народная партия конвента опиралась совсем на других людей: на учащуюся молодёжь, рабочих, фермеров, батраков, иными словами – на тех, кто на собственных плечах тащит бремя зависимости и рабского труда на колонизаторов; на тех, кто устал ждать, когда же кончатся «кратчайшие сроки».
Печатными органами партии Нкруме Кваме стали всё та же «Ивнинг ньюс» в Аккре, «Ашанти сентинел» в Кумаси, также ежемесячный журнал «Фридом».
Средства, которыми добивалась поставленной цели НКП, напрямую находили отражение в освещавших жизнь партии газетах. «Выдвинув лозунг «Самоуправление немедленно», НКП и её печать указали и те методы борьбы, при помощи которых поставленная цель может быть достигнута. Главным из них был метод «позитивного действия. Сюда входили политическая агитация, разрешённая законом, пропагандистская и просветительская кампания в прессе и – как крайнее средство – забастовки, бойкот и несотрудничество с властями.
Впервые этот метод был применён в январе 1950 года, когда английские власти отвергли требование НПК и её сторонников о предоставлении Золотому Берегу статуса доминиона в рамках Британского содружества наций Вместо этого народу Золотого Брега был навязан ещё один, несколько улучшенный вариант колониальной конституции. Участники кампании «позитивного действия» строго следовали советам и предупреждениям «Ивнинг нюс»: «Помните, что забастовка проводится на основе полного ненасилия. Не должно быть никаких грабежей, поджогов, восстаний и беспорядков. Но уже 11 января губернатор объявил в стране чрезвычайное положение. Начался полицейский террор. Газеты НПК были закрыты, а их редакторы арестованы. Вскоре власти арестовали и посадили в тюрьму руководителей и активистов НПК Кваме Нкруму, Коджо Ботсио и др.Движение на время было обезглавлено и лишилось своих печатных органов».[3]
Вот что пишет сам Нкрума о январских событиях 1950-года и о своей работе в печатных органах НПК:
«<…>Вскоре я получил письмо c требованием предстать перед государственным советом наpоднoсти га - традиционным местным органом власти, для тoгo чтобы обсудить вопрос o «нарушающих закон элемeнтaх, к сожалению имеющихся в стране, и возможных мерах их устранения.
<…> - Что, собственно, вы подразумеваете под позитивным действием? - спросили меня.
Heспеша, я возможно подробнее oбъяснил им этoт термин, но, как я и ожидал, мое объяснение не удовлетворило некоторых присутствовавших там моих давнишних политических противников.
<…>Мне казалось, что по этому вопросу следовало выступить с печатным заявлением. Я взял карандаш и бyмагу и за несколько часов написал брошюрy, озаглавленную: «Что я подразумеваю под позитивным действием». B ней я объяснил, что, поскольку термин позитивное действие неправильно истолковывается и объявляется yгрoзой применения насилия, это беспокоит империалистов и их агентов. Меня вызвали в государственный сoвет народности га, где я объяcнил присутствующим истинное значение слов «позитивное действие». Собрание закончилось рекомендацией, гласящей, что я должен созвать народный митинг и дать те же самые объяснения.
<…>K девяти часам утра, проработав всю ночь на печатном станке «Кроппер» в помещении «Аккра ивнинг ньюс», мне удалoсь напечатать пять тысяч экземпляров брошюры. B тот же день я созвал массовый митинг на «Арене», где прочел свое заявление собравшимся. Затем я доложил государственному совету народности га o том, что выполнил их пожелaние.
<…>На первой странице «Аккра ивнинг ньюс» я опубликовал привлекшую всеобщее внимание статью, озаглавленную: «Эра позитивного действия приближается». Позднее на большом митинге на «Арене» я предупредил присут¬ствyющих o необходимости подготовиться к позитивному действию. Если в течение двyх недель английское правительство не удовлетворит наше требование o созыве учpедительной ассамблеи, заявил я, то в любой момент после этого может быть предпринятo позитивное действие. Я внyшал им, что нe должно быть гpабежей или поджогов, волнений, разрушений и вообще беспорядков; что успех нашегo дeлa зависит от ненасильственного и мирного характера нашей борьбы.
Приняв этот вызов, правительство перешло в наступление и возбудило ряд судебных дел против редакторов тех газет, которые я основал и которые, совершенно естественно, поддерживали нашу агитацию. Некоторые из редакторов были посажены в тюрьму, и я сам скорo был вызван в суд по обвинению в неуважении к власти. Этo дело было возбуждено против меня послe одной статьи, появившейся в «Морнинг телегрaф» в Секонди. Помещение суда было переполнено, и сотни людей, которые не могли проникнуть в здание, шумели на улице. Их непрерывные и энeргичные выступления в мою поддержку заглушали прения в суде. B конечном счете я был приговорен к штрафу в триста фунтов или четырехмeсячному тюремному заключению. K счастью, населениe Аккры и многие члены партии объединились, и им удалось собрать достаточно денег для уплаты штрафа и таким образом дать мне возможность продолжать мoю агитацию и борьбу против империализма.
<…>Я получил письмо от Сэлоуэя. B нем говорилось, что правительство рассмотрит этот вопрос сегодня и чтo в связи c этим позитивное действие должно быть приостановлено. Прошло утро и часть дня. Наши нервы были напряжены, и атмосфера была крайне накалена. Конгресс профсоюзов yже объявил забастовку, которая фактически началась за два дня до этого - в полночь шестого ноября. B пять часов я решил, что ждал достаточно долго, и cозвал митинг на «Арене». Там я объявил народу, что в полночь должна начаться всеобщая забастовка, в которой не примут участия работники водопровода и других коммунальных учреждений, a также полиции. Ответная pеакция народа была немедленной. Политическая социальная революция в Гане началась.
Сейчас же после этого я поспешил в Кейп-Кост, Секонди Таркву - в районы шахт - и повсюду официально oбъявил о введении позитивнoгo действия. Когда я возвратился 10 января в Аккру, я, к своему огорчению, обнаружил, что энтузиазм людей в отношении позитивного действия угасал. B моей голове упoрно звучали насмешливые слова Сэлоуэя: «Вот если бы это была Индия...» Причина ослабления энтузиазма заключалась в том, что правительство колонии использовало радио в качествe средства пропaганды и повсюду призывало людей приступить к работе, подобно их братьям в других районах. По словам «Дейли мейл», выходившей в Кейп-Косте; и к сожалению ее редактора, это была «кампания лжи».
Когда я увидел, что в Аккре открылись некоторые магазины и что предпринимается попытка восстановить нормальную деловую жизнь, я понял, что необходима дальнейшая агитация. Поэтому рано утром 11 января, надев халат, какие носят в Северных территориях, я вышел из штаб-квартиры партии, где жил, и направился в редакцию «Аккра ивнинг ньюс», чтоы начать новую кампанию. Я не успел пройти и трехсoт ярдов, как меня oкружила возбyжденная толпа моих сторонников из всех слоев общества. Ha пути к нам присоединялось все больше и больше людей, и к тому времени, когда мы дошли до середины Хорс-роуд, неподалеку от редакции «Аккра ивнинг ньюс», толпа стала столь большой, что все уличное движение приостановилось…»
<…>Все магазины закрылись, все поезда остановились, все правительственные учреждения прекратили работу и служащие оставались дома. Замерла все экономическая жизнь страны. Все общественные собрания были запрещены, вся партийная корреспонденция вскрывалась и подвергалась цензуре. «Аккра ивнинг ньюс», «Дейли мейл» в Кейп-Косте и «Морнинг телеграф» в Секонди рaздували пламя, убеждая pабочих быть твердыми и продолжать позитивное действиe. Полиция ворвалась в редакцию «Аккра ивнинг ньюс» и закрыла ее, запретив издавать газету. Такая же участь постигла и две другие наши газеты.
После этого начались аресты лидеров партии, сперва в Кумаси, a затем в Cеконди. Все наши редакторы попaли в беду. Редактор «Аккра ивнинг ньюс» был арестован по обвинению в подстрекательстве к мятежу за опубликование статьи, озаглавленной «Греби к берегу», редактору «Дейли мейл» были предъявлены подобные же обвинения за статьи, появившиеся в этой газете под заголовками «Kампания лжи» и «Мы выступаем за свободу», а редактор «Морнинг телеграф» был посажен в тюрьму за неуважение к сyду…»[4]
Как уже было сказано выше, забастовка окончилась для партии НКП плачевно: её лидеры были схвачены и посажены в тюрьму. Однако заключение Кваме длилось недолго: в стране прошли выборы в Законодательную ассамблею, на которых победила НПК. 12 фквраля 1951 года Нкрума вышел из тюрьмы , чтобы занять пост премьер-министра в новом правительстве.
Правительство всеми силами пытается сформировать партии Кваме достойную оппозицию. В мае 1952 года ОКЗБ и Национальная демократическая партия объединились в Партию конгресса Ганы (ПКГ). Вслед за ней появляются новые оппозиционные партии: Королевская социалистическая партия, Партия действия Ганы, Националистическая партия и другие. Активная перестановка сил в политике не могла не отразиться на прессе: каждая группировка имела свой более или менее сформированный печатный орган. Так, например, Партию конгресса поддерживали ежедневные газеты «Спектейтор дейли», «Дейли эко» и еженедельник «Голд Кост обсервер».
«В той же мере, в какой печать НПК возвеличивала Нкруму, газеты оппозиции стремились уронить его в глазах читателей, подорвать его авторитет и влияние. Но они не могли опровергнуть очевидные достижения кабинета Нкрумы в области образования, здравоохранения, водоснабжения и др. Массы видели, что лозунги НПК подтверждаются делом, и это в большей мере, чем когда-либо решило исход выборов»[5].
В 1956 году проводятся досрочные выборы по вопросу о федерации. Английское правительство рассчитывало на победу оппозиционных НКП партий, которая бы гарантировало снятие вопроса о присвоении Золотому берегу статуса независимости. Однако их ожидания не оправдались. Кандидаты НПК одержали внушительную победу: народ подавляющим большинством проголосовал за партию Нкрумы и за свободное национальное государство. Золотой берег стал независимым.
«Кваме Нкрума становится премьер-министром страны, которая, по его предложению, стала называться Ганой. 1 июля, после провозглашения Ганы республикой, Нкрума был избран президентом страны».[6]
Вместе со страной, празднующей свою независимость, в новую жизнь вступила и пресса свободной Ганы. Неизменными остались ежедневные «Ивнинг ньюс» и «Ашанти пайонир». В 1957 году появляются семь новых газет и журналов, в числе которых – ежедневная газета «Ганиэн таймс». В правительственной «Ганиэн таймс» преобладали материалы на внутренние темы, а в освещении международной жизни предпочтение отдавалось событиям на Африканском континенте. В том же 1957 г. на правах государственной корпорации создается телеграфное агенство «Гана ньюс эйдженси».
В годы пребывания Нкруме на посту президента в стране начинается активное формирование нового облика национальной прессы. Это период становления печати в Гане, формирования концепции и облика газет, которое происходило уже без активного участия Нкруме как журналиста, но при его постоянном содействии в качестве политика и главы государства. Причины, по которым именно этот период в истории страны наиболее показателен с точки зрения развития СМИ, вполне ясны: молодому развивающемуся государству, которое только-только обрело независимость и всеми силами стремится признания мировым сообществом в этом статусе, необходима качественно новая печать. Её функции должны отличаться от тех, что главенствовали в прессе в период освободительной войны. В первую очередь должна выйти на передний план просветительская и даже, в какой-то мере, рекреационная функция, в то время как влияние на общественное сознание, коим плотно занималась журналистика Гании в период борьбы за независимость, может отойти в тень.
Так и происходило в молодой, развивающейся стране. Постепенный рост грамотности среди населения оказывал своё влияние на формат и содержание газет. «В процессе противоборства антиимпериалистического правительства Нкруме и буржуазной прессы Запада, печать Ганы выработала свои правил и нормы: она, в отличие от большей части капиталистической прессы, не основывается на формуле «секс плюс сенсация равно циркуляция». Главное место в ней отводится таким темам как образование, социальное благополучие и общий прогресс населения»[7].
Одним из событий, которое окончательно сформировало и укрепило тенденции развития в новой прессе – выступление Нкрумы Кваме на открытии II Всеафриканской конференции журналистов в ноябре 1963 года. В своей речи он заявил, что «для африканского журналиста-патриота газета – это коллективный организатор, коллективный инструмент обучения и мобилизации масс, орудие низвержения колониализма и империализма, достижения полной независимости и единства Африки»[8]. Нкруме отметил, что необходимо чётко проводить разграничение между капиталистической прессой и прессой революционной Африки. Капиталистическая пресса с её формулой «секс плюс сенсация» не должна являться примером для подражания молодого государства. Журналист в первую очередь должен думать о важнейшей функции просвещения, которая возложена на него и его издание. Также Нкруме выступил против приватизации изданий, говоря, что СМИ не должны оставаться в частных руках, а быть государственным институтом с главной своей функцией – служить народу Ганы.
Ещё одним м важным направлением в печати Ганы при правлении Нкруме являлась идея объединения Африканского континента. Вопрос панафриканизма неоднократно поднимался им в публицистических работах («Я говорю о свободе. Изложение африканской идеологии» (1961 г.), «Африка должна объединиться»(1963 г.) и др.). Африка для Нкруме – это один континент, один народ, одна нация, утопия «Соединённых штатов Африки». «Ганиэн таймс» без преувеличения писала, что Нкруме засыпает и просыпается с идеей объединения Африканского континента. Каждый выпуск газеты непременно сопровождался заметками, статьями и корреспонденцией, подчёркивающими важность идеи объединения африканского народа для дальнейшего развития и обретения независимости Африки.
Список использованной литературы
1. Киселев А.П. Печать Ганы. Исторический очерк. - М.: Наука. 1980.
2. Нкрума Кваме. Автобиография. - М., 1961.
3. Ульяновский Р.А. Политические портреты борцов за независимость. - М.: Политиздат, 1980.
4. Ульяновский Р.А. Победы и трудности национально-освободительной борьбы. - М., 1985.
[1] - Киселев А.П. Печать Ганы. Исторический очерк. - М.: Наука. 1980. Стр. 3
[2] - Киселев А.П. Печать Ганы. Исторический очерк. - М.: Наука. 1980. Стр. 15
[3] - Киселев А.П. Печать Ганы. Исторический очерк. - М.: Наука. 1980.Стр.15-16
[4] - Нкрума Кваме. Автобиография. М., 1961. Стр. 106-116.
[5] - Киселев А.П. Печать Ганы. Исторический очерк. - М.: Наука. 1980. Стр.18
[6] - Ульяновский Р.А. Политические портреты борцов за независимость. - М.: Политиздат, 1980. Стр.111
[7] - Киселев А.П. Печать Ганы. Исторический очерк. - М.: Наука. 1980., Стр. 27
[8] - Киселев А.П. Печать Ганы. Исторический очерк. - М.: Наука. 1980. Стр.29