Рефераты. Насилие на телевидении: угроза обществу или правда жизни?

Насилие на телевидении: угроза обществу или правда жизни?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Башкирский Государственный Университет

Факультет Философии и социологии

Кафедра Связи с общественностью







ПРОЕКТ

«НАСИЛИЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ: УГРОЗА ОБЩЕСТВУ ИЛИ ПРАВДА ЖИЗНИ?»






Выполнила: Ильинская М.И.

студентка гр. 3.5 СО

Проверила: Абдуллина М.А.

доц. каф. общей психологии,

факультета психологии






Уфа

2010

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования

Актуальность данного исследования определяется необходимостью введения дополнительных ограничений на пропаганду секса и насилия.

В настоящее время на телевидении транслируется великое множество различных телепередач, рекламных роликов, фильмов и все они не обходят стороной (и даже не стараются!) насилие и секс. Сейчас это главная пища телезрителей. Наш телеэфир захлестнули «волны низкосортной продукции, жестокость, насилие похабщина». Многие политологи, исследователи в области печать и массовых коммуникаций, депутаты государственной думы, уже «забили тревогу» по поводу того что террор без телевидения не имеет смысла, и насилие на экране пора бы уже ограничить законом.

Эта работа посвящена исследованию телевизионного эфира с целью выяснения общей оценки положения нравственности на телевидении. А также побуждению к действиям, регламентирующим трансляцию телевизионных передач и кинофильмов, содержащих сцены насилия, секса, а также нецензурные выражения.

Телевидение оказывает гораздо большее влияние на человеческую психику, чем нам кажется. Дети в наше время воспитываются на боевиках и детективах, в также реалити-шоу, которые цензура «обходит стороной». Что же мы можем получить от нашего будущего поколения?

Было предпринято уже немало попыток сократить количество насилия на российском телевидении. И всегда они были восприняты либо как попытка ущемления свободы слова, либо же просто отложены в рассмотрении на неопределенный срок. Кто-то просто посчитал что «под запрет попадают многие детские фильмы, а также фильмы о подвигах и мужестве наших соотечественников» если ввести ограничение о показе трупов людей в период с 7 до 22 часов. Это, считается, должно быть саморегулируемо. (Как фильм может называться детским, если в нем показаны кровопролитные убийства и трупы людей. Мы все говорим, что хотим воспитывать здоровое поколение. Но, ни о каком психическом здоровье не может идти и речи! Дети должны воспитываться в атмосфере доброты и любви, насмотреться на тяготы жизни они успеют.)

Пропаганда насилия в фильмах и на телевидении, в компьютерных играх и современной музыке - главная причина всеобщего ожесточения нынешней молодежи. Однако, ввиду поголовного приобщения массового сознания к продукции именно такого характера, перспективы её запрета обречены на провал.

Сегодня психологи и социологи всего мира бьют тревогу по поводу насилия в масс-медиа, изощренных убийствах на экране, кровавых компьютерных играх, цинизм которых превосходит все мыслимые и немыслимые нравственные барьеры. Не отстает и современная поп-музыка с её безумными текстами и соответствующей музыкой. Специалисты до сих пор не могут дать точного ответа, как в действительности действует на психику человека изображение насилия: провоцирует ли оно подражание или же, напротив, вызывает неприятие агрессии. И есть ли в современном обществе тенденции, которые в будущем позволят снизить массовое тиражирование насилия и заставят человечество вернуться к пропаганде гуманистических ценностей.

Многие специалисты сегодня сходятся во мнениях в том, что насилие виртуальное способно вызвать насилие реальное. Как быть в этой ситуации? Очевидно, что с помощью простого запрета этой проблемы не разрешить, поскольку она давно уже имеет глобальный характер и вышла на межгосударственный уровень. Кроме того, именно запрет, как правило, и провоцирует повышенный интерес людей к теме.

Главный «подозреваемый» сегодня, повинный в массовом крушении морально-нравственных общественных устоев - «индустрия развлечений». Кинофильмы, телесериалы, компьютерные игры, музыка и литература - культивирую в различных формах насилие, что быстро доходит до потребителя.

В этой работе исследуются работы таких социологов как Дж. Кэнтор, Элиаса Канетти, Густава Лебона, мнения выдающихся исследователей в области телерадиовещания, таких как А. Чикирис и В. Бабурин, а также политологов, депутатов Государственной думы и исследование экспертной группы при Общественном комитете.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования в данной работе стало непосредственно телевизионное вещание, которое является предметом зрительского восприятия, и поток информации в котором не фильтруется, что формирует у зрителей нездоровые фантазии и приводит к необдуманным действиям.

Предметом исследования являются телевизионные каналы, при ближайшем рассмотрении которых станет ясно кто? что? и в какой степени? преподносит нашему зрителю сцены насилия, секса и нецензурной брани.

Цели и задачи исследования

Агитационные возможности экранных искусств трудно переоценить.

«Главная задача кинематографа, - писал А.Луначарский еще в 1919 году, - в его научной и в его художественной отрасли заключается в пропаганде. <…> Кинематограф <…> является, с одной стороны, наглядным вызовом при распространении идей, с другой стороны - путем внесения в него черт изящного, поэтического, патетического и т.д., способен затрагивать чувства и является, таким образом, аппаратом агитации».

Цель настоящего исследования состоит в выявлении общей оценки положения нравственности на телевидении. Анализу подвергаются телевизионное вещание отдельно выбранных телеканалов.

В задачи исследования входит рассмотрение преподношения аудитории сцен насилия, секса и всего прилагающегося к этому аспекту (драки, нецензурные выражения, кровопролитие и т.п.). Также в задачи входит выяснение, существуют ли временные рамки для трансляции передач содержащих сцены насилия, секса и т.п.

Телевизионная зависимость базируется на постоянной потребности публики в новизне, сенсационности информации, поданной средствами экранных искусств, и в основе своей опирается на принцип повторения. Это и позволяет манипулировать сознанием телезрителя.

Теоретико-методологическая основа работы

В основе работы - аспектный, научный, комплексный и прагматический подходы. В рассуждения о влиянии телевидения на психику человека, на его действия, на отношение к жизни, в исследовании проблем художественного восприятия автор опирался на труды отечественных и зарубежных ученых: З. Фрейда, Д.Н. Узнадзе, А.В. Федорова, В.А Ситарова, Дж. Кэнтора, Э. Канетти, Г. Лебона, И.А. Климова.

В осмыслении актуальных проблем современного телевидения используется исследование экспертной группы при Общественном комитете, а также учитываются мнения выдающихся политологов и депутатов Государственной думы.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты исследования могут использоваться как в практике разработки запретов и ограничений действий, регламентирующих трансляцию телевизионных передач и кинофильмов, так и в теоретических исследованиях проблем функционирования экранной культуры, а также в курсах лекций учебных заведений по психологии влияния телевизионного эфира на человеческую психику.

Структура проекта определяется задачами исследования. Проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и сайтов интернета.

Гипотеза

На основе наблюдений и предположений выдвигается гипотеза о том, что при уменьшении или полной ликвидации из телевизионного эфира сцен насилия, секса, нецензурной брани и образцов дурного поведения количество преступлений и хулиганств значительно уменьшится. Не будет скрытого влияния на психику человека через телеэкран, вызывающего необоснованные действия со страшными последствиями.


Глава 1 «Что такое насилие, и его уровень в исторической ретроспективе»


Насилие - это применение силовых методов, или психологического давления с помощью угроз применения силовых методов, заведомо направленных на слабых или тех, кто не может оказать сопротивление. То есть любое применение силы по отношению к беззащитным.

По данным академика РАЕН А. П. Назаретяна (2007), а также подсчетам профессора Н. С. Мироненко, средний уровень насилия на протяжении веков постепенно снижается. Во всех международных и гражданских войнах XX века погибло от 100 до 120 млн чел., включая косвенные жертвы. Это составило около 1 % живших на Земле людей (10,5 млрд в трёх поколениях). Приблизительно такое соотношение имело место в XIX веке (35 млн жертв на 3 млрд населения), но в предшествующие столетия процент жертв был заметно выше - порядка 4 %. Например, в Тридцатилетней войне погибло, по разным подсчетам, от трети до трех четвертей населения Германии; по данным Ключевского во время реформ Петра I погиб каждый пятый житель России. Из-за скудости источников невозможно оценить процент жертв в более ранние эпохи, но анализ современных обществ, находящийся на племенном уровне развития, показывает чрезвычайно высокий уровень насилия. Согласно данным авторитетного этнографа Дж. Даймонда, «в обществах с племенным укладом… большинство людей умирают в результате убийств». Исследователь австралийских аборигенов Д. Блэйни оценивал насильственную смертность в племенах в 2 % населения в год.

Согласно данным доклада «Война и мир в XXI столетии» (автор - Эндрю Мак, бывший директор департамента стратегического планирования ООН, а ныне профессор университета в Британской Колумбии), начиная с 1950-х годов уровень «военной смертности» постоянно, хотя и неравномерно снижался. Только в период с 1992 по 2005 уровень насилия снизился на 40 %.

Уровень бытового насилия также снижается с течением времени. Так, еще 150 лет назад избиение детей и жен считалось нормальным явлением (например, телесные наказания были обычной практикой при обучении детей, а в Англии был принят закон, запрещающий бить жен после 8 часов вечера, чтобы их крики не мешали людям отдыхать).

 

Глава 2 «Злободневная проблема»

«В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток...»

Дж. Гербнер, американский ученый.

Отсутствие у людей полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувство страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионными передачам увиденное на экране становится не только реальным, но и естественным.

Телевидение с момента своего появления как технологии и как социального явления является не только инструментом оповещения и массовой информации. Сегодня это элемент повседневной жизни значительной части людей - наряду с другими их делами и обязанностями требующими определенных затрат времени: учеба, работа, сон, отдых и т. д. Влияние ТВ-потока на индивида в немалой степени зависит как от когнитивных и психологических характеристик индивида, так и от его образа жизни, социальных условий, определяющих повседневную жизнь человека.

Телевидение потенциально имеет большие возможности для восстановления социальной ткани, действуя через повседневную жизнь человека, поскольку является значимым её элементом. Его роль может оказаться как положительной, так и негативной, например, если в отношении телевизионного просмотра станут преобладать эскапистские устремления.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.