Рефераты. Методика журналистского творчества

Часто журналисты используют сюжетные приёмы построения произведений. Слово «сюжет» происходит от франц. sujet - предмет; в толковом словаре «система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям… Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершённостью. Отсюда элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка».

В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет даёт публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский более «собран», не развёрнут, в нём, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. «Сюжет не механический слепок события или явления, не зеркально отражённая конструкция предмета. Он вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист», - считает Е.П. Прохоров.

Цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвёртых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приёмы и средства сюжетного построения, которые способны наиболее выгодно для идеи произведения высветить объект или предмет описания.

Фабула

Наряду с сюжетным построением произведения журналисты охотно используют фабульные приёмы в подаче событий. «Фабула от лат. fabula – сказание, рассказ, предание». В силу его многозначности данный термин часто путают с сюжетом. Если под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, то под фабулой – тот порядок, в котором о них повествуется. По мнению М.Н. Кима «сюжет – схема события, а фабула – их конкретное и многостороннее изображение». В словаре Ожегова: «Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нём события».

Таким образом, фабульное построение материала от сюжетного отличается тем, что основной заботой журналиста здесь является выделение наиболее примечательных событий, которые раскрывали бы то или иное социальное явление или проблему. «Для реализации замыслов такого рода, - отмечает Е. Прохоров, - требуется пространственное композиционное мышление. Фабульное повествование и даёт сцепление событий, как их увидел, понял и оценил публицист, - сцепление позволяющее создать панораму жизни на том, или ином участке, в том, или ином срезе». В одних случаях «сцепление» может быть создано автором преднамеренно, в других – сама жизнь сталкивает некие события, которые могут лечь в основу фабульного повествования.

Архитектоника

Архитектоника – соразмерность частей, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии. Вот, что пишет Б. Я. Мисонжников об этой композиционной форме: «Архитектоника – не только структуроопределяющая, но также и важнейшая эстетическая категория. Она подразумевает и определяет уровень искусства построения, соотношения элементов в системе с позиции эстетического значения, обращает внимание на общий эстетический план единого целого…Архитектоника журналистского текста – соразмеренность его частей, эстетический уровень построения произведения как законченного целого, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии, это общий эстетический план материала».


1.8 Жанры (художественные формы произведения)


Если вспомнить правило о единстве формы и содержания, то согласно ему, любому содержанию должна соответствовать определённая форма. Данное правило действует не только в литературе, но и в журналистике. В массовом сознании термин «форма» ассоциируется с внешними очертаниями, контурами предмета. В художественном произведении и публицистике – это совокупность приёмов и изобразительных средств, внутренняя организация содержания. Журналистика исстари существует в определённых формах, обладающих устойчивыми признаками. Такие устойчивые, с повторяющимися признаками, формы отражения действительности и называют жанрами.

Быстротечная жизнь диктует публицисту разные задачи. В одном случае он просто сообщает о факте без детализации события, в другом – анализирует уже группу фактов, «кусочки жизни», далее рисует портрет человека, раскрывает его характер. Со временем возникают целые группы материалов с различными художественными формами, т. е. жанрами. Традиционно систему жанров подразделяют на три группы.

1. Информационные жанры. В настоящее время являются самыми популярными среди журналистов. Объяснение этому, я думаю, можно найти в словах Алексея Суворина (издателя Петербургской газеты «Новое время»): «Любая оперативная информация даёт тираж гораздо больший, чем самый модный роман». К этой группе относят: заметку, интервью, репортаж, отчёт. Исходя из названия, главная задача материалов данной группы – информировать о новостях. Таких, которые имеют общественное значение, будут интересны большинству читателей.

Чтобы превратить потенциальную информацию в реальную, необходимо соблюсти ряд условий. Сведения, сообщаемые в таком жанре должны быть:

·                   оперативными

·                   оригинальными

·                   доступными для понимания

·                   ценными, значимыми

·                   соответствующими вкусам и интересам читателей.

Материалы информационной группы имеют, как правило, небольшой объём. В качестве объекта их отражения выступает событие, ограниченное во времени и пространстве. Другие характерные признаки – наличие информационного повода или потребности в обнародовании, достаточно узкий масштаб охвата описываемых событий, слабо выраженная позиция автора, отсутствие серьёзного анализа.

2. Аналитические жанры. Журналист в данном случае призван не только сообщить о каком-либо событии или явлении, но и вскрыть его причины, исследовать возникшие общественно-значимые проблемы и постараться найти их решение. С этой целью автор использует все методы познания действительности.

Анализируемое событие может быть достаточно протяжённым во времени и пространстве. При этом журналист выступает как публицист, чётко заявляя о своей гражданской позиции. Сложность решаемых задач отражается на размере материала. Зачастую он значительно больше, у информационных публикаций. В аналитическую группу входят: корреспонденция, статья, обозрение, обзор печати.

3. Художественно-публицистические. Сюда относятся: очерк, зарисовка, фельетон и рецензия. Особенность в том, что входящие в неё жанры взяли всё лучшее как из художественной литературы, так и из журналистики, являясь как бы пограничными. В них активно используются все стилистические средства, присущие групп литературе, но при этом они построены на документальной основе, рассказывают о реально происходивших событиях или, как ещё говорят, «имеют адрес». «Стоит отметить, что почти все жанры данной группы незаслуженно забыты во многих областных и центральных газетах», - сожалеет Соков, говоря об художественно-публицистических произведениях.

Несмотря на то, что каждый из перечисленных жанров имеет свои особенности, характерные для него признаки, он должен иметь индивидуальный авторский стиль. Иначе материал будет безлик. Журналист может активно экспериментировать с жанром, излагать собственным стилем, искать оригинальные формы подачи материала и т. д. В практике журналистской деятельности подобного рода творческие находки в рамках определённого жанра могут сделать произведение более разнообразным и интересным по многим параметрам.

И в заключение, хочется отметить, что не всегда форма вытекает из содержания, бывает и наоборот, журналист выбирает форму, а уже потом наполняет её соответствующим содержанием. Не так важно, в какой последовательности это происходит, важно то, что журналистские жанры и их содержание тесно взаимосвязаны и поэтому, образуют «нерасторжимое единство».


2. Практическая часть


2.1 Создание универсальной методики журналистского творчества


Итак, теперь проанализировав литературу по данной теме, мы можем подвести итоги всему ранее сказанному и вывести оптимальную модель создания журналистского произведения.

Во-первых, прежде чем приступить к написанию материала журналист выбирает тему. Конечно, она должна быть актуальной, соответствовать общественным потребностям. Напомним, тема – это то, что положено в основу произведения.

Следующий этап – это формирование замысла. Это процесс, во время которого появляется примерный образ будущего произведения. Автор в голове представляет мини-модель будущего произведения, намечает некий план, по которому будет двигаться, создавая произведение.

Третий шаг – определение, конкретизация идеи, т. е. осознание журналистом того, для чего и зачем пишется данный материал. Идея – это авторское раскрытие темы, его личный взгляд, собственное мнение о данной проблеме (теме).

На четвёртой стадии создания произведения публицист выбирает, каким источником информации он будет пользоваться, откуда будет получать информацию для своего творчества: из документов, от человека или предметно-вещественной среды.

Следующий этап – это выбор методов получения информации, с помощью которых можно глубже проникнуть в суть, изучаемой темы. Так, например, если журналист берёт как основной способ получения информации наблюдение, то он становится сопричастным к какому-либо событию, а это делает информацию более достоверной, живой и динамичной. Он может лучше последить и оценить ситуацию, происходящую на его глазах. А если журналист берётся работать с документами, то его материал становится более точным, доказательным, официальным. Самым распространённым из существующих методов считается интервью, т. к. беседа с человеком даёт не только информацию, но и различные мнения, комментарии, объяснения того или иного события, возможность узнать лучше собеседника.

На шестом этапе, когда подготовительная работа уже прошла и необходимо приступать к объекту исследования, автор будущего произведения определяет для себя какими методами познания действительности он будет пользоваться. Это могут быть: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, эксперимент, сравнение, аналогия. Возможно, что журналист воспользуется всеми методами, плавно переходя от одного к другому, или же выберет наиболее подходящие для его исследования.

Известно, что одним из самых важных критериев в оценке произведения является – содержательный. Поэтому на следующей стадии, когда вся информация уже собрана, проанализирована и вы готовы выложить весь водоворот мыслей на листок бумаги, необходимо задуматься над элементами содержания. Основу любой публикации составляет факт, который тщательно осмыслен писателем. Использование фактов делает произведение точнее, правдивее. Оценка – следующий элемент содержания, который отражает отношение автора к данному факту или группе фактов. Далее следует аргумент – один из наиболее сложных, но активных элементов, который делает произведение доказательным, объективным.

А проблема в содержании текста способствует глубокому анализу действительности, т. к. это вопрос, требующий разрешения. Она необходима для выполнения социального заказа читателей. Следующий элемент определяет динамичность развития мысли, является проявлением социального противоречия и средством его разрешения. Это конфликт. И главенствующей в ряду данных элементов является идея, т. е. ведущая мысль произведения.

Разобравшись с содержанием, журналист приступает к структуре произведения. Он придумывает заголовок, воздействующий на аудиторию. Потом составляет лид, который вводит читателя в обозначенную тему, а затем все подробности продолжает в основной части.

На следующем этапе автор выбирает композиционную форму для своего будущего материала. Это может быть: композиция, сюжет, фабула, архитектоника. Такие формы упорядочивают элементы содержания.

И в завершении, журналист должен подумать о том, в какую художественную форму «одеть» своё произведение, т. е. какой жанр выбрать для него. Руководствуясь правилом о единстве формы и содержания, журналист выберет один из трёх традиционных жанров: информационный, аналитический, либо художественно-публицистический.

Таким образом, определив поэтапно методику журналистского творчества, можно вывести следующую универсальную схему.


Универсальная модель журналистского творчества

 


2.2 Анализ газетного материала на основе универсальной методики журналистского творчества


Универсальная схема журналистского творчества составлена, теперь пора испробовать её в деле, на практике. Для этого я взяла материал Галины Черезовой «Я вернусь, в этом нет сомнений…», опубликованный в газете «Советская Сибирь».

Тему для публикации автор выбрала общественно значимую, актуальную, соответствующую потребностям и интересам аудитории – рассказ о воине-герое Великой Отечественной Войны. Такая тема интересна не только накануне праздника Победы, но и вообще, поскольку люди-герои, истинные патриоты страны с необыкновенной историей всегда притягивают внимание читателей.

Автор данного материала определилась с темой, и у неё созрел замысел: не просто написать биографию Героя Советского Союза, а сделать это в оригинальной форме. В начале – краткая биография и заслуги Ефима Дмитриевича Гриценко, затем – описание последнего дня жизни с воспоминанием его современника, и в заключении – фрагменты писем героя. Идею Галина Черезова определяет такую – приобщить читателей не только к мировой истории, к истории Новосибирской области, но и дать возможность читателям узнать о Герое Советского Союза Е.Д. Гриценко, выходце из сибирского посёлка Маслянино, и гордиться им.

При исследовании своей темы автор в качестве источников информации использует предметно-вещественную среду: она посещает памятник Гриценко, историко-краеведческий музей в Маслянино. Также информацию получает от директора музея, Юрия Фабрики (писателя), из документов – книга В. И. Чуйкова «Конец третьего рейха», писем Ефима Гриценко, материалов музея. Журналистка применяет такие способы получения информации как интервью («Он очень любил семью, - говорит Юрий Аркадьевич»; беседовала с директором музея). Автором была проведена и большая работа с документами (изучение писем, книг, воспоминаний боевых товарищей, сведений музея о Ефиме Дмитриевиче).

Далее изучая тему, Г. Черезова использует следующие методы познания действительности: это наблюдение – лично посетила памятник герою, музей, в котором хранятся письма и официальные сведения о Е. Д. Гриценко, улицу, названную его именем (о чём свидетельствуют фотографии). Дедукцию – автор начинает с общего («Типичная биография, как у многих представителей той эпохи…») и приходит к конкретному человеку («Ефим Гриценко родился 1 мая 1908 года…»).

Это и анализ – журналистка делит жизнь героя на этапы, каждый из которых приближал его к последнему дню жизни. Используя синтез, автор делает выводы-предположения о том, что могло бы произойти, если бы Е. Гриценко не погиб в тот день («Возможно, он стал бы известным писателем… А может, выбрал бы военную стезю»). И делает обобщение, подводя его подвиги к заслуженной награде («За мужество и героизм, проявленные в боях за город Берлин…удостоен звания Героя Советского Союза»). А в самом начале произведения журналистка использует сравнение («Жизнь яркая и прекрасная. Короткая, как полёт звезды»), которое непременно заинтересует читателей.

Идея, или главная мысль произведения, очень чётко звучит в конце – это мысль о том, что память о великом воине будет вечной («За две недели до победного мая он бесстрашно шагнул в бессмертие»). Для её подтверждения Галина Черезова использует немало фактов: названная в честь Е. Гриценко улица, памятник в центре Маслянино, экспозиция, посвящённая Герою Великой Отечественной Войны. А также выдаёт такие аргументы – дети свято хранят память об отце (дочь Раиса Ефимовна «рассказывает маслянинским школьникам о своём отце, читает его письма с фронта»); «о таком человеке нужно писать книгу. Над ней Юрий Фабрика сейчас и работает». Весь журналистский материал пронизан оценкой («Письма героя, пламенные, страстные»; «личность незаурядная»; «Достойными гражданами выросли дети Героя Советского Союза»).

Далее, переходя к структуре содержания, отметим, что заголовок-цитата выбран неспроста. Потому, что он привлекает внимание, создаёт чувство близости к герою произведения (ощущение, как будто мы сами читаем его письмо) и даёт некую надежду на благополучное завершение повествования. В лид автор вынесла основные сведения о своём герое, тем самым плавно подводя читателей к основной части и заставляя их прочитать до конца. А уже в основной части Г. Черезова добавляет подробности, развивает тему, идею.

Композиционная форма выбрана здесь очень удачно, используя такой приём, как разделение на главки (один из приёмов композиции), позволяет читателю лучше сконцентрировать внимание на тексте, выделить подтемы и облегчить его прочтение.

Наконец, завершающий этап – выбор художественной формы для будущего материала. Произведение является в большей части описанием жизни человека, связанных с ним событий, и вместе с умелым использованием художественных приёмов оно превращается в художественно-публицистический жанр – очерк.

И в заключение хочется отметить, что данный материал читается и воспринимается легко не только благодаря грамотно составленному материалу (согласно выведенной модели журналистского творчества), но и потому, что наличие фотографий создаёт яркие впечатления от прочитанного, погружают нас в прошлое и вновь возвращают в настоящее, делают материал более доказательным и привлекательным.


Заключение


Совершенство в журналистике приходит с опытом. Чем больше пишешь, стараешься, учишься новому, тем лучше получается твоё произведение. Но, как правило, любая практика основывается на теории, без неё никуда. Поэтому, чтобы будущему журналисту легче было пробовать свои творческие способности на практике, мы вывели наиболее оптимальную модель создания журналистского произведения. Она может пригодиться не только начинающему журналисту, но и уже опытному (если он испытывает некоторые трудности во время своего творчества или хочет улучшить мастерство). Проверив эту модель-схему на практике, мы убедились, что качественный журналистский материал соответствует ей. А значит ей смело можно пользоваться.

Но это не значит, что журналист просто должен следовать этой схеме и тогда у него получится успешное произведение, ещё я бы посоветовала прислушаться к Л. Графовой: «Писатель сначала должен интересно жить, а потом уже сможет интересно писать». Согласитесь, у писателя с интересной, необычной жизнью будет больше возможностей также оригинально, привлекательно преподнести материал.

Но главное, при этом не забывать, что без постоянного труда, работы над ошибками, новыми произведениями, познанием окружающего мира, ничего не получится; т. к. вся журналистская работа, в том числе и создание произведения – это опыт накопленный историей, т. е. труд предшествующих поколений. А от вашего приложенного труда, и будет зависеть успех в творческой журналистской деятельности.


Список использованных источников


1.                 Аграновский В.А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике. М.: Вагриус, 1999. – 415 с.

2.                 Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. – М., 1975. – 245с.

3.                 Ким М.Н. журналистика: методология профессионального творчества. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 496 с.

4.                 Краткий словарь литературоведческих терминов/ Под ред. С.В. Тураева. – М., 1988. – С. 52, С.189.

5.                 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – М.: «Аспект Пресс» 2000. – 240 с.

6.                 Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

7.                 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. – М., 1984. – С. 345

8.                 Современный толковый словарь русского языка/ Под ред. С.А. Кузнецова. – М.: РАН ИЛИ, 2004.

9.                 Соков А.И. Формула мастерства: учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. – 62 с.

10.            Толстой Л.Н. Дневники 1895-1899/ Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 53. М., 1953. – С. 99-100

11.            Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. – 287 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.