Рефераты. Материалы, инструменты и приспособления для шрифтовых работ

Холст, предварительно натянутый на подрамник и взбрызнутый теплой водой, проклеивается два или три раза. После каждого раза холст тщательно просушивают при комнатной температуре, с его поверхности удаляют лишний клей, затем шлифуют пемзой или стеклянной бумагой. Недопустимо сушить холст на солнце или на горячей печи, так как это испортит его. Если ткань очень редкая (мешковина, редкий холст), то проклеивать лучше киселеобразным раствором клея, он быстрее закрывает поры. На проклеенный холст наносится в два приема жидкий клей, предварительно смешанный с сухими цинковыми белилами или мелом. По густоте смесь эта должна быть похожа на сметану.

Картон проклеивают теплым раствором клея не более двух раз. В раствор добавляются белила, мел и несколько капель масла. После грунтовки поверхность картона не шлифуется.

Бумагу проклеивают один или несколько раз слабым раствором клея.

Увеличение количества клея в грунте неизбежно ведет к трещинам и осыпанию грунта с основания.

Для приготовления грунта можно применять желатиновый, декстриновый и другие сорта клея. Желатин продается в плитках или таблетках. Он растворяется в горячей воде (воду нельзя
доводить до кипения). Раствор желатина прозрачный, и поверхность, проклеенная этим клеем, мало изменяет цвет. Декстрин представляет собой порошок кремового цвета. Его можно растворить в теплой воде.

Масляный грунт. Фанера, доски, металлы грунтуются иначе, чем холст, картон и бумага. Фанеру несколько раз покрывают с обеих сторон горячей олифой, хорошо просушивая ее после каждого покрытия. Доски покрывают олифой только с одной стороны. Затем и фанера и доски окрашиваются масляными красками. Металл очищают от ржавчины наждачной бумагой, промывают керосином, а потом мыльной водой. Затем его покрывают два раза олифой, давая ей каждый раз просохнуть, после чего окрашивают свинцовым суриком. Подготовленный металл окрашивается масляной краской нужного тона.

Инструменты

Кисти. Кисти бывают круглые и плоские по форме и мягкие или жесткие по качеству волоса. Размеры кистей обозначаются на их черенках. Мягкие кисти делаются из волоса белки, куницы или колонка, по форме они обычно круглые. У хорошей мягкой кисти окончания волос должны быть естественными, а не подрезанными. Кисть с подрезанным волосом для работы не годится.

Наиболее широко применяются для шрифтовых работ колонковые, беличьи, хорьковые и щетинные кисти. Из них лучшие кисти колонковые. Колонковыми кистями удобно работать как различными красками, так и тушью.

Для тонировки бумаги применяются круглые колонковые кисти с длиной волоса приблизительно в 4 раза больше, чем толщина кисти у основания.

Для написания шрифта гуашью, темперой, тушью употребляются круглые кисти с длиной волоса, в 5-7 раз превышающей толщину кисти у основания. Такой кистью легко провести длинную ровную линию.

Для шрифтовых работ масляными красками, особенно на стекле, применяются шлипперы - круглые колонковые кисти с длиной волоса в 8-10 раз большей, чем толщина кисти. Только такой кистью можно проложить длинную ровную линию масляной краской на стекле и металле.

Беличьи и хорьковые кисти употребляются для акварели и применяются также в работе гуашью и темперой, но не для корпусных покрытий. Для масляной живописи эти кисти непригодны ввиду «их слабой упругости.

Щетинными кистями пользуются в масляной, темперной и гуашевой живописи. В шрифтовых работах их применяют для тонировки гуашью или темперой небольших поверхностей.

Для тонирования больших поверхностей различными красками обычно применяется флейц - широкая плоская кисть. Флейцы преимущественно вяжутся из щетины, беличьего, хорькового, барсукового, реже колонкового волоса. Волос флейца длиннее, чем у обычных кистей, а волосяной слой плотнее. Щетинные флейцы применяются главным образом для нанесения первого слоя краски. Благодаря жесткому волосу щетинный флейц как бы втирает краску в поверхность основания, способствуя более прочному соединению краски с тонируемой поверхностью. Разравнивают положенный слой краски беличьими, хорьковыми, барсуковыми или колонковыми флейцами.

В шрифтовой работе выбор кисти имеет большое значение. При выборе мягкой круглой кисти надо обратить внимание на то, чтобы конец ее не раздваивался и волос был собран компактно. Определяется качество кисти так: двумя пальцами сжимают волосяную часть, если она примет веерообразную форму, то кисть пригодна для шрифтовой работы. Качество кисти можно проверить, помочив ее водой и затем встряхнув. У хорошей кисти после легкого встряхивания образуется острый конец.

Жесткие кисти делаются из свиной или конской щетины. Эти кисти плоские и имеют форму лопаточки. Щетина подбирается с естественным окончанием или же ее концы тщательно шлифуются.

Чтобы сохранить кисти в хорошем состоянии и продлить срок их службы, за ними необходимо тщательно следить: после работы кистями их следует вымыть. После работы акварелью, гуашью или клеевыми красками кисти моются в обычной воде, а после работы масляными красками кисти сначала моются в керосине, а затем в теплой мыльной воде. Не следует мыть кисти в горячей воде, так как клей, скрепляющий кисть, может раствориться и кисть распадется. Промывая кисть, нужно следить за тем, чтобы краска не оставалась в месте соединения щетины с металлической гильзой, так как это может испортить кисть.

Если кисти долгое время не используются, то их можно смочить слабым раствором растительного клея - вишневого или сливового,- причем кистям следует придать нужную форму. Плоские кисти можно смочить водой и завернуть в бумагу, в таком виде кисть сохранит свою форму.

Хранить кисти лучше всего в вертикальном положении черенками вниз, опустив их в какой-либо сосуд. Мягкие кисти не следует оставлять в воде, так как волос от этого сгибается, и такой кистью трудно работать.

Линейки. Для шрифтовой работы надо иметь несколько чертежных линеек различной длины - 15, 25, 50, 100 см и одну более длинную самодельную линейку с пяти- и десятисантиметровыми делениями. Для резки бумаги необходимо иметь специальную металлическую линейку.

Хороши в работе масштабные линейки с белыми целлулоидными пластинками, на которых нанесены деления. Их надо иметь две: длиной в 25 и 50 см. Благодаря тому, что на белых полосках хорошо видны деления, эти линейки очень облегчают работу.

Угольники. Для проведения наклонных линий и вычерчивания прямых углов применяются угольники. Время от времени их надо проверять, потому что под действием тепла или сырости они могут рассохнуться или перекоситься. Прямые углы угольников проверяются так: к точной линейке, положенной горизонтально, под прямым углом прикладывается угольник и по его грани проводится вертикальная линия, затем угольник переворачивается на другую сторону и проводится еще одна вертикальная линия. Если эти линии совпадают, значит угольник правильный и им можно работать.

Рейсшина. Для проведения длинных параллельных линий используют рейсшину. Это - большая линейка длиной в 100 - 150 см с направляющей планкой с одной стороны. Направляющая планка находится под углом 90° к линейке и во время работы скользит по краю стола или чертежной доски.

Лекала. Лекало служит для проведения различных кривых линий. Лекала бывают деревянные (из тонкой фанеры) или пластмассовые, различных размеров и рисунков. Все эти инструменты надо содержать в чистоте. Если линейка, угольник, лекало загрязнились, их надо вымыть теплой водой с мылом и насухо вытереть. Деревянные линейки, угольники и лекала нельзя хранить на солнце, так как они покоробятся и придут в негодность.

Нельзя деревянные линейки использовать при резке бумаги, картона перочинным ножом или бритвой: могут получиться зазубрины, и линейка будет непригодна для работы. Для резки бумаги и картона надо иметь металлическую линейку.

В шрифтовых работах часто используются и некоторые чертежные инструменты: циркуль, рейсфедер и измеритель. Универсальным циркулем из готовальни можно проводить окружности различных радиусов. Для проведения больших окружностей к циркулю добавляется специальный удлинитель.

Рейсфедером проводят прямые и ломаные линии различной толщины - до полутора миллиметров,- вычерчивают контуры букв с последующей заливкой их тушью, пишут шрифт. При проведении линии оба кончика рейсфедера должны одинаково соприкасаться с бумагой. Чтобы тушь не затекала под линейку, рейсфедер надо наклонять слегка вправо. От длительной работы перья рейсфедера стираются. Для удлинения срока службы рейсфедера следует менять его положение при работе, поворачивая инструмент гайкой регулятора к себе и от себя.

Плакатные перья. Для написания шрифтов применяются плакатные перья, которые обычно продаются набором в 7-8 перьев, шириной от 3 до 30 см. Для работы надо иметь весь набор. Перо вставляется в обычную ученическую ручку. Писать можно тушью и гуашью. Линейка для работы плакатными перьями должна иметь специальную подкладку, чтобы тушь или краска не подтекала под нее. Плакатными перьями выполняются шрифтовые работы в заголовках стенных газет, в различных надписях. Для небольших работ применяются перья «редис» с округлым утолщением на конце и «рондо». Ширина пишущей части этих перьев колеблется от 0,5 до 3 мм. Они снабжены специальной металлической пластинкой, удерживающей тушь.

Для написания шрифтов можно использовать и обыкновенные деревянные палочки разной ширины. Для изготовления таких палочек надо иметь кусочки древесины длиной 20 см из бука, березы или самшита. Один конец палочки округляется, а другому придается форма лопаточки. Чтобы краска хорошо удерживалась на палочке, на ее пишущей части делается вырез. При письме палочками используются различные водяные краски и тушь.

Стеклянные трубочки. Для начертания шрифта от руки применяются стеклянные трубочки, имеющие кончики диаметром от 1 до 2,5 мм. Для удобства работы стеклянной трубочкой тонкий конец ее следует загнуть под углом примерно 45. Это делается так: тонкий конец трубочки помещается на пламя спиртовки или свечки и нагревается до покраснения, затем осторожно загибается пинцетом; самые тонкие трубки загибаются сами, как только достаточно нагреются. Стеклянными трубочками можно писать тушью, гуашью и темперой.

Трубку не следует наполнять большим количеством краска или туши, потому что при этом линия получается неравномерной. Закончив линию, трубку надо быстро отнять от бумаги, чтобы не сделать кляксы.

Карандаши. В шрифтовых работах применяются твердые и мягкие карандаши. Они имеют соответствующие обозначения.

Твердые - 2Т, 3Т, 4Т, 5Т, 6Т или Н, 2Н, ЗН и т. д. - цифры обозначают степень твердости: чем больше цифра, тем тверже карандаш.

Мягкие -М,-2М, ЗМ, 4М, 6М или В, 2В, ЗВ и т. д.- цифры обозначают степень мягкости: чем больше цифра, тем мягче карандаш.

Промежуточные между ними - ТМ или НВ. Твердые карандаши применяются для окончательной отработки букв и для перевода рисунка с одного листа на другой, а мягкие - для разметки текста. В некоторых шрифтовых оформительских работах можно использовать также цветные карандаши.

Резинки. Мягкой резинкой стирается карандаш, а твердой, так называемой чернильной, резинкой стирается краска или тушь. Вспомогательные линии при шрифтовой работе лучше стирать после того, как буквы будут сделаны тушью, чтобы не нарушить волокон бумаги.

Приспособления

Приспособлениями в шрифтовой работе являются: планшет, муштабель, письменная доска, сетка для забрызга, трафареты и шаблоны. Они обычно изготавливаются самим художником.

Планшет. Для удобства в работе и главным образом для того, чтобы бумага при работе не покоробилась, ее натягивают на планшет. Планшет - это деревянная рамка с наклеенной на нее фанерой. Большие планшеты для прочности крепятся с обратной стороны крестообразными планками.

Бумага натягивается на планшет так: берется лист немного больше планшета - не менее 3 см со всех сторон, - кладется на ровную чистую поверхность и с лицевой стороны смачивается водой. Смачивать можно плоской кистью или ватным тампоном. Лишнюю воду удаляют и бумагу натягивают: обеими руками ее разравнивают от центра к краям, затем края листа загибают и приклеивают к планшету, смазанному с торцовой или обратной стороны столярным клеем средней густоты. Смазывать планшет надо два раза: сперва для того, чтобы клей впитался в дерево, а потом для приклеивания бумаги. Места приклейки приглаживаются и лист закрепляется кнопками.

После конца работы бумага снимается с планшета. Вместо планшета можно использовать чертежную доску или толстый плотный картон.

Муштабель. Муштабель - это круглая палка длиной 50- 60 см, на конце которой сделана мягкая обмотка, мешающая муштабелю скользить по поверхности материала. Используется муштабель как опора для правой руки при написании текста на больших вертикально расположенных поверхностях, в работе по стеклу и т. п.

Письменная доска. Это несложное, но удобное приспособление, облегчающее работу художника над мелким шрифтом. Применяется как подставка при написании ста на тонированной гуашью или темперой основе и предохраняет основу от случайного загрязнения.

Сетка для забрызга. Для тонирования больших плоскостей забрызгом применяется сетка, которую можно изготовить самому. Для этого надо иметь металлическую сетку с размером ячейки 2-3 мм и толстую проволоку (5 мм). Из проволоки делается рамка размером рабочего поля 12X18 см с рукояткой; к рамке припаивается сетка. Можно сделать деревянную рамку: две фанерные рамки с проложенной между ними сеткой накладываются одна на другую и скрепляются гвоздиками.

При забрызгивании окрашиваемой поверхности по сетке проводят твердой кистью или зубной щеткой, смоченной в жидкой краске. Чтобы брызги получались более мелкими и равномерно распределялись, краска набирается на кисть в небольшом количестве.

Трафареты и шаблоны применяются в декоративном оформлении надписей. Они облегчают и ускоряют работу по изготовлению орнаментов и отдельных декоративных деталей, которые многократно повторяются в оформлении. Трафаретом можно писать и шрифтовые надписи.


 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.