1 января 1830 года российской читающей публике был представлен первый номер "Литературной газеты", созданной усилиями лучших тогдашних литераторов - Пушкина, Вяземского, Дельвига и мн. др. По мнению специалистов, в связи с отъездом Дельвига первые двенадцать номеров редактировал именно Пушкин, определивший дух издания, которое сразу же включилось в сложнейшую литературно-политическую борьбу того времени. Главными среди этих принципов были: широта взглядов на литературно-художественный процесс, стремление в "просвещении стать с веком наравне", приверженность гражданским свободам и осмысленный высококультурный патриотизм. Этим заветам великих предшественников стараются следовать и нынешние литгазетовцы.
Современная "Литературная газета" официально ведет свое происхождение от литературных газет с тем же названием, издававшихся в XIX веке (они были не первыми и не единственными периодическими литературными изданиями в России, но лишь они назывались "ЛГ"). Здесь А.С. Пушкин опубликовал главу из "Путешествия в Арзрум" и "Арапа Петра Великого", отрывок из восьмой главы "Евгения Онегина", "Стансы", "Арион" и др. Также публиковались произведения Н.В. Гоголя, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, стихи сосланных декабристов. Газета вела полемику с "Северной пчелой" и "Московским телеграфом" и снискала репутацию оппозиционного издания.
Несмотря на то, что разрешение на издание газеты было получено при условии отказа от публикации политических известий, газета затрагивала вопросы политики в критических статьях, рецензиях и полемических заметках. Дельвиг получил два выговора за публикацию материалов, связанных с французской революцией, ему было запрещено редактировать газету. Новым редактором стал О.М. Сомов. С 30 июня 1831 года газета не выпускалась.
В 1840-1849 годах из "Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”" (1831-1839) была образована новая "Литературная газета", не имеющая, однако, с пушкинским изданием ничего общего. Новая "Литературная газета" представляла собой серенькие тетрадки, состоящие главным образом из переводных материалов; её мнения не отличались самостоятельностью, и она не играла крупной роли. Газета имела подзаголовок "Вестник науки, искусств, литературы, новостей, театров и мод", выходила сначала 2-3 раза в неделю, а затем еженедельно. Один из ее редакторов характеризовал назначение газеты следующим образом: "Литературная газета - журнал специальный, чисто литературный, доступный только образованнейшему кругу читающих, для которого дороги интересы литературы, искусств и художеств". В действительности газета, довольно бесцветная по содержанию, составлялась различными псевдонимами и анонимами, в большинстве - мелкими и начинающими журналистами; вместе с тем с ней сотрудничали В.Г. Белинский, молодой Некрасов (под псевдонимом Перепельский), и известный позже революционно-разночинский поэт М.Л. Михайлов.
22 апреля 1929 года впервые вышла, при поддержке М. Горького и активном участии И.И. Катаева, новая "Литературная газета" - орган Федерации объединений советских писателей. В 1932-1934 годах газета стала органом Оргкомитетов Союза советских писателей СССР и РСФСР, после 1934 - органом Союза писателей СССР. С января 1942 в результате объединения с газетой "Советское искусство" издавалась под названием "Литература и искусство", с ноября 1944 название возвращено.
С 1947 года преобразована в литературную и общественно-политическую газету. Периодичность и объем ее менялись.
С января 1967 года газета приобрела новый облик и стала выходить один раз в неделю (по средам) на 16 страницах, став первой в стране "толстой" газетой. В ее логотипе появились профили Пушкина и Горького.
В 1990 "Литературная газета" в числе первых стала независимым изданием, учрежденным коллективом газеты в соответствии с новым "Законом о печати". С логотипа газеты исчез профиль Горького, и редакция стала считать годом основания газеты 1830. В 1997 году редакция "ЛГ" была преобразована в ЗАО "Издательский дом “Литературная газета”"
19 апреля 2001 года главным редактором назначен Ю.М. Поляков, ранее неоднократно публиковавший в газете статьи социологической и политической тематики. Сразу же меняется направленность издания по сравнению с концом 1980-х годов: "ЛГ" становится выразителем идей консервативно-патриотической направленности.
Сегодня "Литературная газета" относится к общественно-политическим еженедельникам, характерными чертами которых являются ориентированность на широкую аудиторию, реализация всех базовых функций СМИ, внимание к различным сферам общественной жизни. "ЛГ" наглядно отражает социальную жизнь общества, его мировоззренческие установки, организацию общественной жизни страны и широкий спектр общественных процессов вообще.
Общий тираж "ЛГ" - 136 000 экз. Несмотря на то, что выходит она не только в России, но и в Европе, США (6000 экз), Израиле (22000 экз), Великобритании (9000 экз) и Греции (3000 экз), газету принято относить к общенациональным изданиям, т.к её тираж по России гораздо больше - 96000 экз. .
Учредителем и издателем является ОАО "Издательский дом “Литературная газета”".
Аудитория "ЛГ" - в основном женская (62%), причём довольно зрелого возраста: 56% составляют люди старше 50 лет. Большинство читателей имеют высшее образование. Каждый пятый занимает руководящий пост. "ЛГ" принято относить к качественной прессе: факты и мнения здесь надёжны, а оценки - взвешены.
Наибольший интерес аудитории газеты вызывают материалы об искусстве, культуре, интервью известных людей и сообщения об их жизни, политические новости, информация, комментарии.
Обязательные темы каждого выпуска - Политика, Общество, Литература, Искусство, ТелевЕдение, Клуб 12 стульев. Телевизионная критика на страницах "Литературной газеты" осуществляется в большом разделе - "ТелевЕдение", редактором которого является Александр Иванович Кондрашов. Здесь существуют постоянные рубрики: "Следы на теле", "Телеанализ", "Телесвидетель", "Телеозавр", "Телеэксперт", "Телетело", "Телесобытие", "Телеспор" и "Теледневник". В этом разделе своими мыслями и ощущениями относительно современного телевизионного процесса делятся журналисты "ЛГ": А. Кондрашов, К. Ковалев, И. Садовская, Н. Романов, Г. Гемоклидзе и др.
"ЛГ" - полноформатное издание (т.е. форматом А2), фактически состоит из четырёх тетрадей в 16 полос. Выходит она еженедельно по средам. Верстается тематическими полосами.
Кроме того, "ЛГ" полностью представлена в Интернете на официальном сайте, где есть форум для обсуждения понравившихся тем.
Первая полоса газеты совмещает в себе плакат и афишу: большой снимок и краткий анонс основных статей. На шапке газеты - логотип "ЛГ", который делает её узнаваемой, - портреты Пушкина и Горького.
Колонок, в основном, 6, но их количество внутри номера иногда варьируется от 6 до 8. Ширина колонок также различна: меняется от 5 до 8 см (чаще - 7 см).
Основной шрифт издания - Times New Roman, используется при наборе большинства материалов. Для выделения отдельных фрагментов текст делают жирным или курсивным. Воздух на страницах расставлен грамотно, используется для отделения материалов друг от друга и разделения элементов внутри статей. Кроме того, для выделения отдельных материалов используются рамки, а для отделения их друг от друга - вертикальные и горизонтальные линейки.
В оформлении заголовков используют 3 шрифта с изменяющимися объёмами. Для выделения заголовков основных статей используют цвет - шрифт делают синим. Иллюстрируют материалы чёрно-белыми фотографиями и рисунками.
В "Литературной газете" телекритика занимает довольно большое пространство. Чаще всего критики пытаются донести до читателей всю неспособность нынешнего телевидения к просветительской деятельности, стараются объяснить людям, что телевидение определяет способ видения мира, а сейчас, когда оно несет в себе лишь отрицательное влияние, стоит задуматься о будущем детей и подростков. Пока по телевизору показывают фильмы ужасов с впечатляющими спецэффектами, сцены насилия и жестокости, оружие и техники совершения преступлений, употребление алкоголя и наркотиков в оправдательном или сочувственном к данному явлению отношении, мы не можем говорить о правильном нравственном развитии нашего общества.
Так, Борис Замятин в своей статье "“Семечки” эфира" (см. приложение 1) говорит о том, что в 1980-х годах телевидение стояло на пороге чего-то нового, но вместо этого "…разговоры, что “телевидение - это искусство”, исчезли…", а "…телеэкран превратился в этикетку от кетчупа". Действительно, в последние годы наметилась четкая тенденция к деградации телевидения, а вместе с ним и зрителя. Если ничего не изменить, то последствия будут очень печальными. Это подтверждает и И.В. Бестужев-Лада в дискуссии со своей дочерью: "ТВ превратилось в инструмент массового растления людей, сделалось таким же социальным источником преступности, каким являются неблагополучная семья, наша выжившая из ума школа или повальное пьянство" (см. приложение 2).
Одной из самых освещаемых проблем "ТелевЕдения" является забота телеканалов о рейтинге и обилии рекламы на этих самых каналах. Г. Старостенко в статье "Тихо и без грязи" говорит о том, что страсти вокруг "завоевания" эфира улеглись и теперь телевидение "…помимо коммерческой задачи, может решать…еще и “просвещенческую”" (см. приложение 3). Многие авторы утверждают, что борьба за рейтинги и прайм-тайм стоит столь же остро: "Борьба…на самом деле становиться отказом от любой борьбы за выживание, в результате подрастает поколение низколобых потребителей" (см. приложение 4). Соревнование каналов за звание "Самого рейтингового" обоснованно: чем больше людей это смотрят, тем выше стоимость рекламы. Тем выше будет прибыль телеканала: "попытаться поднять уровень культуры людей с помощью ТВ - просто не может прийти в голову…, озабоченным лишь тем, чтобы содрать за рекламу в передаче много больше, чем за рекламу между передачами" (см. приложение 2), к тому же "…одни и те же, причем на слишком уж скорую руку смастеренные образчики искусства якобы “двигания торговли", будучи показаны на протяжении часового репортажа раз по пять, не способны вызвать ничего, кроме холодной ярости" (см. приложение 5).А. Кондрашов охарактеризовал обилие рекламы на нынешних телеканалах так: "Нажимая на кнопку пульта, мы, сами того не ведая, становимся клиентами колоссального виртуального супермаркета, в котором чего только нет" (см. приложение 6). Действительно, возникает ощущение вечного "магазина на диване", когда реклама лишь изредка прерывается коротенькими вставками телепередач или фильмов. Александр говорит, что "конкуренция между каналами не приводит к улучшению их качества" (см. приложение 7) и это печально. Если бы телеканалы в борьбе за большую часть внимания аудитории повышало качество программ - эта проблема не стояла бы так остро, но пока они продолжают бороться при помощи низкопробных программ, решения для нее найдено не будет.
Проблема нравственности на телевидении также широко представлена на страницах рубрики. Так, К. Ковалев в статье "Нравственность без стыда" говорит, что "…оказывается, в той части нашего общества, которая нынче владеет доступом к телеэфиру, вообще еще не разобрались в том, что же такое нравственность" (см. приложение 7). Так может быть то, что они крутят на своих каналах, является для них верхом морали? Ведь рамок сейчас никто не создает… А надо бы. Как можно говорить о нравственности в царящем "…пиршестве разнузданного цинизма и пошлости на грани порнографии" (см. приложение 8), среди грубости и импульсивных поступков в эфире (см. приложение 9), в небольшом мире, где "…традиционные человеческие ценности и табу ежеминутно подвергаются неслыханному доселе осмеянию и насилию" (см. приложение 10)? А. Бриль в своей статье "Жизнь и смерть в “телемагазине”" отвечает сразу на все эти вопросы: "на нашем “телепразднике”" трудно ожидать глубоких суждений о жизни" (см. приложение 11). Чего путного можно ждать, если "…скоро о…ценностях будут вещать Ксюша Собчак, Жанна Фриске или, чего доброго, Борис Моисеев…" (см. приложение 12).
Страницы: 1, 2, 3