Рефераты. Коммуникативные стратегии детского издания (на примере республиканской прессы 2008 /09 гг.)

Приобщение ребенка к чтению детского издания означает для него начало самостоятельной интеллектуальной жизни.


Глава 2. Периодические издания для дошкольников


Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных прав и обязанностей людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно участвовать в ней, стремится к самостоятельности.

Дошкольное детство - период творчества. Целенаправленное развитие речи, мышления, внимания, памяти, воображения, познавательной активности - главное в работе родителей и воспитателей.


§ 1. «МЫ ДЕЛАЕМ»

В дошкольном возрасте для восприятия информации большую роль играет иллюстрация, и журналы «Бабушкин сундучок», «Вырежи и наклей», «Дюймовочка», «Любимые сказки», «Ой-ля-ля!», «Раскраска для малышей», «Раскраска с наклейками», «Раскраска с подсказкой», «Солнышко» создаются как набор картинок. Основная задача ребенка - с помощью карандашей или красок превратить бесцветный рисунок в яркую и привлекательную иллюстрацию. Схожесть детского издания и ученического альбома для рисования позволяет маленькому художнику принимать журнал как часть хорошо знакомого предметного мира, соотносить со своими рисунками и получать дополнительный стимул к творчеству. Периодичность выхода (один раз в месяц) дает постоянную возможность ребенку совершенствовать воображение, внимание, память, мелкую моторику рук.

Некоторые журналы («Вырежи и наклей», «Дюймовочка», «Ой-ля-ля!», «Солнышко») не ограничиваются рамками изобразительного искусства и, помимо этого, предлагают читателю развивающие задания: сообрази, дорисуй, найди отличия, посчитай и др.

Журнал для детей «Вырежи и наклей» издается с июня 2006 г. Главный редактор - Н.Воробей. Основное направление издания - развить внимание и смекалку дошкольника: удельный вес в журнале занимают задания на соответствие. На страницах издания необходимо найти фрагменты шести разных иллюстраций, вырезать их и, таким образом, воссоздать целостную картину. Кроме этого, в журнале можно найти такие задания, как «раскрась», «соедини цифры линиями», «пройди лабиринт» и др.

Развивающий журнал для детей «Дюймовочка» увидел свет в июле   2008 г. Главный редактор - Н.Воробей. Основной упор издатели журнала делают на развитие логики и воображения. Благодатной почвой для воображения стала Дюймовочка - героиня одноименной сказки датского писателя Г.-Х.Андерсена. И хоть в содержательном плане журнал никак не связан со сказкой, но именно от лица Дюймовочки редакция налаживает взаимоотношения с аудиторией: «пишите мне, ваша Дюймовочка». Дюймовочка предлагает принять участие в выполнении таких заданий, как «раскрась», «нарисуй», «дорисуй», «запомни английские слова», «найди правильную тень» и др.

С июля 2007 г. выходит журнал для детей «Любимые сказки». Главный редактор - Н.Воробей. Каждый номер издания посвящен одной из русских или зарубежных сказок. На восьми страницах журнала размещены главные персонажи произведения, которых необходимо раскрасить в соответствии с заданным образцом.

В мае 2007 г. читатели впервые познакомились с журналом для веселых малышей «Ой-ля-ля!». Главный редактор - О.Бунцевич. Свою задачу издатели журнала видят в формировании первичных учебных навыков (чтение, счет, письмо): «составь слова», «посчитай», «исправь ошибки в словах», «реши и запиши» и др. Кроме этого, в журнале предлагается дорисовать и раскрасить картинку, отгадать загадки, найти недостающие фрагменты рисунка.

Журнал для детей «Солнышко» издается с июля 2007 г. Главный  редактор - Н.Воробей. Издание направлено на развитие мелкой моторики рук: в журнале основным является задание «соедини от точки к точке». Его дополняют упражнения «найди», «соедини цифры линиями», «пройди лабиринт» и др.


§ 2. «Нам читают»


Со временем иллюстрация перестает выполнять функцию единственного источника информации. Ребенок стремится усваивать мир не только посредством готовых образов, но и создавать собственные.

В журналах данной группы («Бим-бом», «Детская площадка», «Умняша») преимущество принадлежит слову. Цветные картинки поясняют написанное частично, и без сопроводительного текста суть изображенного будет искажена. Например, в журнале «Умняша» (№ 2 за 2009 г.) рядом с двустишием «На завтрак съесть полпуда рыбки - вот это счастье для моржа» помещена иллюстрация: морж и прячущаяся в водорослях рыба. Если игнорировать текст, то складывается впечатление, что обитатели глубин решили поиграть в прятки.

Отличительной особенностью журналов является способ налаживания коммуникативных отношений с аудиторией: издания предназначены «для чтения взрослыми детям». Редакции обращаются к юным читателям через посредство родителей. Только взрослый объяснит ребенку, что такое ягель, поможет смастерить летающую тарелку, прочитает сказку перед сном и т.д. Таким образом издания дают ребенку возможность познакомиться с опытом старших, приобрести существенно новые знания и умения.

Сказочный журнал для малышей «Бим-бом» издается с сентября 2008 г. Главный редактор - О.Перегуд. Основное направление издания - заинтересовать дошкольника, порадовать его доброй и мудрой сказкой. По страницам журнала читателя ведет целая команда рисованных персонажей - Кошка Яшка, Зайка Бим, Воробей Бом. Они приглашают принять участие в играх, смастерить открытку, пройти лабиринт, отгадать загадки.

С 2005 г. выходит образовательно-игровой журнал для детей и родителей «Детская площадка». Главный редактор - С.Плыткевич. Издание стремится побудить к изобретательности и творчеству (рубрики «Сделай сам», «Мир увлечений»), развить природную любознательность (рубрики «Веселая азбука», «Умная страничка»). На страницах журнала можно найти развивающие игры, конкурсы, викторины, загадки, сказки, комиксы. Особенность журнала - это наличие рубрик, информация которых рассчитана на взрослых («В мамин блокнот», «Книжный путеводитель для родителей»).

Первый номер развивающего журнала для детей «Умняша» пришел к читателям в ноябре 2003 г. Главный редактор - А.Ярошевич. Большое место в журнале занимают игры, различные задания и упражнения, направленные на развитие смекалки и внимания: «соедини точки с цифрами», «соедини точки с буквами», «закрась все части с точкой», «дорисуй картинку», «отгадай загадку», «найди отличия» и т.д. Читателям помогает пчелка Умняша - эталон сообразительности, эрудированности и сноровки. 


§ 3. «Мы открываем мир»

Спектр детской периодики широк, однако особого внимания заслуживает журнал для маленьких белорусов «Вясёлка». Он издается с   1957 г., имеет богатейшую историю. Главный редактор - В.Липский.

Данное издание уникально, что проявляется через культурно-национальную специфику, продуманность работы авторского коллектива. Основная задача журнала - воспитать всесторонне развитую личность, образованного гражданина и патриота своей страны. Издание помогает в учебе и творчестве, приобщает к общекультурным ценностям, открывает удивительный мир природы.

Сущность окружающего мира раскрывается через разъяснение простых и в то же время глубинных истин: Родина, природа, семья, язык, красота, доброта, любовь. Ориентироваться в действительности читателям помогает герой издания - Вася Веселкин.

Особенность журнала заключается в том, что он дает возможность детям в письмах, стихотворениях и рисунках выразить свой взгляд на происходящее, который может отличаться от мнения взрослых.

Глава 3. Периодические издания для младших школьников


Младший школьный возраст называют «вершиной детства». Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. В то же время он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Во время обучения в школе ребенок приобретает новые знания и умения, тем самым создавая необходимую базу для своего будущего. Меняются интересы и ценности школьника, весь уклад его жизни. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять разные задания приводят к становлению чувства компетентности, которое можно считать одним из центральных новообразований младшего школьного возраста.


§ 1. «Мы делаем»

В младшем школьном возрасте происходит смена приоритетов: игра уступает место учебной деятельности. Этот процесс не происходит спонтанно, поэтому в системе изданий для младших школьников выделяют журналы, в которых элемент игры сохраняется («Детский журнал», «Пропеллер», «Тигра»).

Издание для веселых малышей «Детский журнал» выходит с декабря 2007 г. Главный редактор - Л.Лесковская. Журнал выполняет функцию надежного помощника учителя на занятиях по математике, языку, чтению, изобразительному искусству: «считалочка», «училочка», «тренируем пальчики», «соединялочка», «собери игрушку» и др.

Журнал для девчонок и мальчишек «Пропеллер» издается с мая 2006 г. Главный редактор - Л.Лесковская. В журнале преобладают игры и развивающие задания («сообрази», «лучшее задание», «раскрась», «викторина» и др.). Однако редакция уделяет внимание новым и более значимым проблемам и вопросам. Так, герои издания Лучик, Шустрик и Юни знакомят ребят с основами этикета, помогают обрести друзей, призывают к охране окружающей среды.

В ноябре 2005 г. читатели впервые познакомились с детским журналом «Тигра». Главный редактор - Г.Бастун. Задания, предлагаемые в журнале для выполнения, направлены на тренировку внимания и усидчивости: «пройди лабиринт», «найди фрагменты мозаики», «какой план мастерской соответствует картинке?», «прочитай шифровку», «сделай по образцу» и др.


§ 2. «Нам объясняют»

Ребенок становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю мотивацию. В ее основе лежит познавательная потребность. Ответы на все вопросы «почемучек» готовы дать журналы «Качели», «Кважды-ква», «Лесавік», «Познайка», «Рюкзачок».

Республиканский ежемесячный журнал для детей и подростков «Качели» издается с 1998 г. Главный редактор - Е.Дубинская. Свою задачу издатели журнала видят в расширении кругозора читателей. Благодаря материалам рубрик «Знайка», «Хотите - верьте», «И знатокам интересно», «Интересно», «Ау, детство!», «Дорожный чемоданчик» и др. ребенок приобретает новые знания по географии, этнографии, ботанике, эстетике, медицине и др.   

Познавательный журнал для младших школьников и родителей «Кважды-ква» увидел свет в 2007 г. Главный редактор - Е.Мартиросьян. Журнал отдает предпочтение информации, нежели развлечению: комиксы, сканворды, викторины встречаются на страницах печатного органа, однако занимают незначительное место. Круг предлагаемых тем довольно широк - природа, звезды шоу-бизнеса, мультфильмы, красота, футбол, автомобили, компьютерные игры, космонавтика, праздники и др. Однако информация не адаптирована к детскому возрасту: в материалах встречаются сложные термины и иностранные слова, значение которых зачастую не расшифровываются («хавбек» вместо «полузащитник», «эквалайзер» вместо «устройство для обработки звука» и т.д.). Частотными являются и пропуски букв в словах: «орбта» вместо «орбита», «орбтальные станции» вместо «орбитальные станции» и т.д. В журнале существует четкое разделение рубрик: только для девочек («Аннушка: рубрика для юных модниц») и только для мальчиков («Автосалон», «Братство кожаного мяча»). Рубрика «Детский правовой сайт» делится советами с родителями: «посещайте сеть вместе с детьми», «научите детей доверять интуиции» и т.д.

Журнал для друзей природы «Лесавік» выходит с февраля 1995 г. Главный редактор - Н.Яговдик. Основная задача издания - обратить внимание подрастающего поколения на красоту природы, приобщить к делу охраны окружающей среды. Материалы журнала рассказывают, в основном, о флоре и фауне Беларуси и лишь в малой степени затрагивают животный и растительный мир других стран. Кроме этого, в журнале можно прочитать об экологических организациях и о проводимых ими акциях, об экспедициях юных путешественников, о книгах, посвященных флоре и фауне.

Ежемесячный детский журнал «Познайка» издается с 1996 г. Главный редактор - А.Сакова. Основное направление издания - воспитать эрудированного человека, который всегда и везде сможет «удивлять друзей всяческими интересностями». Особенность журнала состоит в том, что каждый его номер посвящен одной конкретной теме (человек, древние цивилизации, живопись и др.), все аспекты которой в доступной форме разъясняются на страницах издания. В качестве наглядного материала используются красочные иллюстрации. Игровой компонент («раскрась секторы разрисовки в соответствующие цвета и с помощью шпаргалки узнай, от чего Умелкину не по себе», «придумай коротенькую историю к иллюстрации», «пройди по лабиринту вместе со мной к его выходу. По пути собери буквы и поочередно впиши в текст» и др.) формирует у юного читателя чувство, что он также является источником информации, делает из него не пассивного потребителя сведений, а инициативного первооткрывателя.

В апреле 2005 г. читатели впервые познакомились с детским познавательно-игровым журналом «Рюкзачок». Главный редактор - Н.Ванина. Издание предназначено для воспитания всестороннее развитой личности. Материалы рубрик «Моя Беларусь», «Старонкі гісторыі», «Свет прыроды», «Путешествие», «Галерея» содержат информацию по истории Беларуси, раскрывают мир книг и искусства. Цель данных публикаций - формирование патриотизма и активной гражданской позиции молодого поколения. Рекомендации рубрик «Мастерская в рюкзачке», «Эксперимент», «Изостудия» и собственная фантазия позволяют ребенку освоить творческие методы (коллаж, вышивка крестиком, ниткография, штриховой рисунок и др.). В приложении для родителей «Рюкзачок для пап и мам» публикуются материалы о правах и обязанностях родителей, даются практические советы. Журнал ориентирует родителей на то, что они - самые близкие люди для ребенка. В зависимости от того, какие отношения складываются в семье, будет зависеть, каким образом школьник воспримет окружающий мир, общество и себя в нем.


§ 3. «Мы отдыхаем»

Ребенок, становясь младшим школьником, попадает в принципиально новые условия. Учебная деятельность требует от школьника организованности, ответственности, дисциплинированности, отличной успеваемости. Регламентация жизни сказывается на психическом состоянии ребенка, предваряет глубокие изменения в плане переживаний. В данной ситуации требуется снятие усталости и напряжения, восстановление и укрепление душевного спокойствия и равновесия. Подобную функцию выполняют журналы «Мишутка», «Незнайка».

Игровой журнал для детей «Мишутка» издается с апреля 1998 г. Главный редактор - М.Деревянко. Основное наполнение журнала составляют сканворды, головоломки, ребусы, игры, конкурсы, фокусы, иллюзии, комиксы, рисунки. Познавательные материалы печатаются в рубрике «Почемучка». Каждая статья - это развернутый ответ на вопрос читателя. Таким образом, ребята из номера в номер сами определяют тематику рубрики. Помимо этого, издание предлагает собрать небольшую энциклопедию. В 2009 г. - это «Хищники планеты Земля». В каждом номере публикуются сведения из данной области. Страничка предназначена для вырезания и склеивания. В конце года редакция планирует провести викторину по материалам энциклопедии. Каждый номер содержит    вкладыш - большую игру.

Журнал для досуга «Незнайка» выходит с июля 2006 г. Главный редактор - О.Кульбацкий. Журнал заполнен играми, конкурсами, кроссвордами, заданиями, анекдотами, комиксами, аниме. Познавательную функцию выполняют рубрика «Интернет-кафе», в которой можно прочитать об изобретении зеркала, бумаги, расчески, о секретах ухода за лицом и телом и др., и рубрика «Обитатели Земли», рассказывающая о диких и домашних животных. Обязательным атрибутом журнала является сказка.   


§ 4. «Мы увлекаемся»

В младшем школьном возрасте появляются другие сущностные отношения, не связанные с учебой в школе, - это различные увлечения. В настоящее время ребята чаще всего интересуются телевидением, аниме и компьютерными играми, новостями шоу-мира. Подобную информацию предлагают журналы «Апельсин», «Когда ты один дома», «Развлекательный каламбур», «Стрекоза».

Журнал для крутых мальчишек и прикольных девчонок «Апельсин» выходит с апреля 2007 г. Главный редактор - Л.Лесковская. Каждый номер журнала начинается с рубрики «Тусовка», в которой можно прочитать о некоторых подробностях личной жизни звезд шоу-бизнеса. Важным атрибутом издания являются обзоры мультфильмов и компьютерных игр. Остальное место занимают конкурсы, кроссворды, стихотворения читателей, тесты, анекдоты, комиксы, секреты кулинарии, переписка. В каждом    номере - цветной вкладыш-плакат.

Прикольный журнал для продвинутых «Когда ты один дома» и продвинутый журнал для прикольных «Развлекательный каламбур» издаются с октября 2001 г. Главный редактор - В.Дубовик. В журналах преобладают обзоры аниме и компьютерных игр. Их дополняют анекдоты, комиксы, тесты, кроссворды, сведения о кумирах, переписка. Имена и фамилии в изданиях заменены никами и адресами электронной почты. Журналы отличаются непостоянством рубрик и хаотичностью в оформлении.

Журнал для классных девчонок «Стрекоза» увидел свет в августе 2005 г. Главный редактор - Л.Лесковская. Основная задача издания - ориентировать юную читательницу в мире моды, красоты и шоу-бизнеса. Журнал стремится быть хорошим советчиком для своей аудитории: «если тебя унижают друзья», «что о тебе думает парень», «как сделать ресницы длинными и красивыми» и т.д. Издание игнорирует такие темы, как учеба, семья, увлечения, выдвигая на первый план вопросы красоты, любви и дружбы. Каждый номер журнала предлагает новый образец для подражания - звезду кино, театра или музыкальной сцены, соответствовать которой просто необходимо: «ты и Бритни Спирс: кто круче?».   

    


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная система детской прессы отвечает разнообразным потребностям аудитории (развлекать, интересовать, объяснять, советовать и др.), дифференцирована по возрасту (журналы для дошкольников, журналы для младших школьников), полу, интересам (природа, мода и красота, компьютер, футбол и др.), способу издания (тетрадь, альбом).

Журналы для дошкольников в доступной форме разъясняют ребенку, где он живет, что вокруг него, открывают глаза на красоту природы, помогают познать добро и зло, стремятся удовлетворить детскую любознательность. Периодические издания служат цели практического освоения мира (самостоятельно или вместе с взрослыми): читать, чтобы применить полученные знания на практике. Поэтому на страницах журналов можно найти много развивающих игр, конкурсов, заданий и упражнений (викторины, тесты, загадки, математические задачи).

Издания для младших школьников отличаются более сложными целевыми установками: претворяют в жизнь такие идеалы государства, как поддержка патриотизма и активной гражданской позиции подрастающего поколения, формирование уважительных отношений к личности и ее правам. Периодические издания утверждают, что читать необходимо, чтобы много знать, быть эрудированным. Этой цели служат многочисленные познавательные рубрики, которые знакомят юного читателя с этикетом и правилами поведения в обществе, с культурой зарубежья, с искусством. В младшем школьном возрасте усложняются переживания, появляются первые сущностные связи с миром, осознается сложность получения жизненного опыта. Поэтому на страницах журналов для школьников поднимаются новые и более значимые проблемы и вопросы (любовь, религия, здоровый образ жизни).



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Большая советская энциклопедия: в 30 т. /под ред. А.М. Прохорова. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 9 т.

2.       Брокгауз, Ф.А, Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь: в 86 т. /    Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - М.: Терра, 2001. - 23 т.

3.       Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменационные вопросы /Г.Ф. Вечорко. - Минск: Тетра Системс, 2007. - 160 с.

4.       Гостомыслов, А.П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал в школе /А.П. Гостомыслов. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2006. - 351 с.

5.       Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1 т.

6.       Каталог-2009: издания Республики Беларусь. Издания Российской Федерации, распространяемые по прямым договорам. Книги: справочное издание /под ред. Н.Г. Гуляевой. - Минск, 2008. - 352 с.

7.       Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с.

8.       Ожегов, С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 900 с.

9.       Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125.

10.     Сикорский, Н.М. Книговедение. Энциклопедический словарь / Н.М. Сикорский. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - 664 с.

11.     Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. - 4 т.

12.     Толковый словарь русского языка: в 4 т. /под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Советская энциклопедия, 1935. - 1 т.

13.     Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога /Г.А. Широкова. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 382 с.

14.     http: //adalin.mospsy.ru.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.