Рефераты. Гендерные стереотипы в испанской спортивной прессе

В последние годы в зарубежной психологии резко усилился интерес к социальным стереотипам вообще и к полоролевым стереотипам в частности. Начиная с 60 - х гг. большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов. В соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем - либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняются его способностями (пример стабильной причины), а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими нестабильными причинами. Более того, сама типология стабильных и нестабильных причин оказывается неодинаковой в зависимости от того, чье поведение объясняется - женщины или мужчины.

С. Кислер установила, что при объяснении успеха женщины фактор усилий рассматривается чаще всего как нестабильный и в целом имеет некоторую отрицательную окраску, а применительно к профессиональным успехам мужчины этот фактор интерпретируется как стабильный и имеющий положительную оценку (Кислер 2003: 45). Авторы интерпретируют полученные ими данные так: высокая компетентность женщины опровергает существующие стереотипы. При этом возникает несколько способов отреагировать на это противоречие:

1) изменить стереотип;

2) опровергнуть факт наличия компетентности;

3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения, исключения компетентной женщины из группы.

Два последние используются чаще всего, причем не только в экспериментальной ситуации, но и в реальной жизни. «Проигрыш женщине в соревновании, считают Р. Хаген и А. Кан, особенно для мужчины с консервативными, традиционными установками на взаимоотношение полов, почти всегда означает снижение самооценки, поскольку в соответствии с неписанными нормами, существующими в традиционной западной культуре, «настоящий мужчина превосходит женщину и всегда должен ее обыгрывать».

Сегодня, в современном мире, темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, ибо, прежде всего, они выполняют функцию «экономии мышления», содействуют известному «сокращению» процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации. Стереотип способствует созданию и сохранению положительного «Я - образа», защите групповых ценностей, объяснению социальных отношений, сохранению и трансляции культурно - исторического опыта. Согласно Н.А. Шведовой, «гендерные стереотипы выполняют все выше названные функции, аккумулируя опыт поколений относительно поведения женщин и мужчин, их черт характера, моральных качеств и т.д.». Если сравнить женский и мужской образ в спортивной прессе, то получится следующая картина:

Мужской образ: набор черт, связанных с авторитетностью и активностью, эффективностью и так далее. Мужчины представлены в деловом, формальном или неформальном облике. Мужчины чаще всего связаны с успехом. Выражение лица у мужчин - нейтральное или серьезное.

Женский образ: типичный женский образ включает ряд черт связанных с пассивностью, излишней эмоциональностью, с социальными и коммуникационными умениями. Женщины представляются с заинтересованным отношением к той одежде, которую они носят, и к тем жестам, которые ей соответствуют. Выражение лица у женщин более доброжелательное, они чаще всего представлены улыбающимися.

Таким образом, образы мужчин и женщин предстают перед нами довольно стереотипными, и большинство этим образам верит. Хотя необходимо отметить, что в последнее время ситуация начинает меняться, в СМК все чаще стали появляться материалы как об активных и успешных женщинах, так и о мужчинах, готовых заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством.

Гендерные стереотипы - это явление, которое искажает массовое сознание и тормозит развитие общества в целом. Сегодня, когда мы вступили в 21 век, многовековые гендерные стереотипы устарели, но они еще очень живучи. Поэтому очень важно, чтобы средства массовой коммуникации не укрепляли эти стереотипы, а помогали их изменять.

1.3 Понятие дискурса, его классификация


Четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления, не существует, и не исключено, что именно это способствовало широкой популярности, приобретенной этим термином за последние десятилетия: связанные нетривиальными отношениями различные понимания удачно удовлетворяют различные понятийные потребности, модифицируя более традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке. Во вступительной статье к вышедшему на русском языке в 1999 сборнику работ, посвященных французской школе анализа дискурса, П.Серио приводит заведомо не исчерпывающий список из восьми различных пониманий, и это только в рамках французской традиции.

Наиболее точное, на мой взгляд, определение дискурса принадлежит французскому ученому А.Ж. Греймас: «дискурс - связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)».

Термин «дискурс», как он понимается в современной лингвистике, близок по смыслу к понятию «текст», однако подчеркивает динамический, разворачивающийся во времени характер языкового общения; в противоположность этому, текст мыслится преимущественно как статический объект, результат языковой деятельности. Иногда «дискурс» понимается как включающий одновременно два компонента: и динамический процесс языковой деятельности, вписанной в ее социальный контекст, и ее результат (т.е. текст); именно такое понимание является предпочтительным. Иногда встречающиеся попытки заменить понятие дискурса словосочетанием «связный текст» не слишком удачны, так как любой нормальный текст является связным.

При изучении дискурса, как и любого естественного феномена, встает вопрос о классификации: какие типы и разновидности дискурса существуют. Самое главное разграничение в этой области - противопоставление устного и письменного дискурса. Это разграничение связано с каналом передачи информации: при устном дискурсе канал - акустический, при письменном - визуальный. Иногда различие между устной и письменной формами использования языка приравнивается к различию между дискурсом и текстом, однако такое смешение двух разных противопоставлений неоправданно.

Согласно мнению Н.Д. Арутюновой, понятие диалог чрезвычайно близко к понятию дискурса. Дискурс, как и любой коммуникативный акт, предполагает наличие двух фундаментальных ролей - говорящего (автора) и адресата. При этом роли говорящего и адресата могут поочередно перераспределяться между лицами - участниками дискурса; в этом случае говорят о диалоге (Арутюнова 1990: 340).

Несколько тысячелетий назад письменная форма языка возникла, как способ преодолеть расстояние между говорящим и адресатом - расстояние как пространственное, так и временное. Такое преодоление стало возможно лишь при помощи особого технологического изобретения - создания физического носителя информации: глиняной дощечки, папируса, бересты и т.д. Дальнейшее развитие технологии привело к появлению более сложного репертуара форм языка и дискурса - таких, как печатный дискурс, телефонный разговор, радиопередача, общение при помощи пейджера и автоответчика, переписка по электронной почте. Все эти разновидности дискурса выделяются на основе типа носителя информации и имеют свои особенности.

Спорт - это сложное социальное явление, затрагивающее разнообразные проявления современной жизни общества и одновременно находящееся под влиянием ее феноменов, таких, как экономика, политика, искусство, образование, здравоохранение. Спорт - это популярное, сложное, многозначное социальное явление, которое занимает весьма важное место в общественной жизни.

Спортивный дискурс очень часто переплетается с другими видами дискурса, например, спортивный и деловой - контракт между тренером или спортсменом, спортивный и рекламный, спортивный и юридический. Среди перечисленных выше жанров можно выделить устные и письменные. Отметим еще ряд: спортивные календари (указывающие все имеющиеся соревнования в сезоне), статьи об участниках соревнований, дневники спортсменов, списки мировых и континентальных рейтингов спортсменов, различного рода спортивные объявления, комментарии спортивных состязаний, спортивные сайты в Интернет. Как всякое социальное явление, спорт получил свое отражение в коммуникативной деятельности человека, т.е. в языке, в речи, в дискурсе.

В.И. Карасик указывает на то, что спортивный дискурс представляет собой тип институционального сложного многофункционального образования, включающего в себя другие типы дискурса, такие как педагогический, проявляющийся в общении пары «спортсмен - тренер», юридический, обнаруживающий себя в вопросах правил и нарушений проведения, участия, отмены или переноса спортивных состязаний, политический, который пронизывает насквозь крупные соревнования международного уровня, медицинский, являющийся частью спортивного дискурса в рамках подготовки спортсменов, оказания им помощи в период соревнования, и во время реабилитации (Карасик, 1998: 98).

Спортивный дискурс очень часто переплетается с другими видами дискурса, например, спортивный и деловой - контракт между тренером или спортсменом, спортивный и рекламный, спортивный и юридический. Среди перечисленных выше жанров можно выделить устные и письменные. Отметим еще ряд: спортивные календари (указывающие все имеющиеся соревнования в сезоне), статьи об участниках соревнований, дневники спортсменов, списки мировых и континентальных рейтингов спортсменов, различного рода спортивные объявления, комментарии спортивных состязаний, спортивные сайты в Интернет. Как всякое социальное явление, спорт получил свое отражение в коммуникативной деятельности человека, т.е. в языке, в речи, в дискурсе.

В спортивном дискурсе коммуниканты - субъекты спорта - проявляют себя как три группы языковых личностей, по - разному проявляющие свои коммуникативные намерения: первая группа (спортсмены и их непосредственное окружение - тренеры, судьи, администраторы) структурируют свою речь в целях достижения спортивного результата; вторая - болельщики и зрители - эмоционально оценивают действия и результаты подготовленности непосредственных участников спортивного события; третья - спортивные комментаторы и спортивные журналисты - фиксируют и описывают ход события для виртуальных болельщиков (телезрителей, радиослушателей и читателей), пишет П.Г. Евдокимов (Евдокимов 1991: 56).

Поддержание здоровья наполняет спортивную деятельность особым смыслом и ценностью, а также размывает резкие различия между основными типами спорта. Можно предположить, что такие важные категории, как воля, сила, характер, здоровье и многие другие играют значительную роль в спортивной коммуникации, а стало быть - формируют спортивный дискурс и соположенные ему прочие виды дискурсов. Эти категории, являясь безусловными элементами культуры того или иного этноса - культурными концептами, не могут не получать языкового выражения и дескрипций, приобретая статус концептов лингвокультурных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.