Принцип благотворительных программ
Стратегический (а не ситуативный) подход к проблемам, конкурсное распределение средств, проектный подход, система обратной связи, мониторинг проектов и их оценка. Таким образом, компания решает еще одну важную задачу – задачу формирования собственной компетенции компании в социальной сфере: опыта, знаний, навыков. Кроме того, такая организация благотворительной деятельности изменяет и ожидания населения от компании.
Реализация программ
Основным механизмом реализации социальных программ «РУСАЛА» являются специальные собственные региональные структуры, Центры Социальной Помощи (ЦСП), которые стали основными центрами компетенции компании. Иллюстрацией к генезису подходов компании к этой проблеме может служить история программы «100 классных проектов», которая направлена на поддержку общественно-полезных инициатив школьников 6-10 классов общеобразовательных школ. Проект начал действовать в 2004 году при организационной поддержке Charities Aid Foundation (CAF), в 2005/ 2006 году Центры социальной помощи «РУСАЛа» стали участвовать в организационной поддержке конкурса, а конкурс в 2006-2007 годах уже реализовывается ЦСП «РУСАЛа» самостоятельно.
Компания РУСАЛ начала создавать региональную сеть центров после того, как на собственном опыте убедились, что в регионах очень слабо представляют, как правильно организовывать социальную деятельность, слабо представляют, что такое социальное проектирование. Любая компания создаёт собственные знания и опыт, и специалисты РУСАЛа решили перенести туда опыт, накопленный компанией. Эти центры становятся площадками для встречи всех участников грантовых программ, партнёров компании из числа некоммерческих организаций, центрами формирования компетенции в социальной деятельности, которой специалисты компании готовы делиться как с участниками проектов, так и с представителями некоммерческого сектора, любыми заинтересованными сторонами. Организаторы получают обратную связь, что позволяет оперативно корректировать, по мере необходимости, проекты.
“Мы считаем, что через развитие своих Центров сможем повысить качество заявок и увеличить число участников наших проектов. Ведь мы приближаем проекты к получателям нашей помощи”- директор департамента региональных проектов «РУСАЛ» Рустам ЗАКИЕВ. [Круглова 2006]
Практические действия
Уникальной особенностью конкурса является процедура экспертизы заявок, в которой, кроме традиционного взрослого жюри (Наблюдательный Совет), принимают участие дети.
Первый этап. Все заявки поданные на конкурс «100 классных проектов», сначала попадают в Детские Комитеты. Каждый проект обсуждается, определяется его реалистичность и актуальность. В состав Детских Комитетов входят подростки, прошедшие специальные тренинги по социальному проектированию, которые выявляют 150 полуфиналистов. Такой подход позволяет сочетать взрослый взгляд на проекты детей и детское непосредственное восприятие проектов сверстников.
Второй этап. Затем проекты полуфиналистов попадают в Наблюдательный Совет – это высшее жюри конкурса, состоящее из взрослых. В 2005 году его возглавила знаменитый режиссер Алла Сурикова. Наблюдательный Совет и определяет 100 победителей, которые получают по 100 000 рублей на реализацию своей идеи.
Определены требования к предоставлению результатов проектов:
социальный эффект (насколько проект / компания позволили продвинуться в решении поставленной социальной проблемы, в чем конкретно выразилась социальная полезность; насколько удалось вовлечь в активность местное сообщество, сотрудников организации, партнеров и клиентов)
Первый конкурс был инициирован компанией РУСАЛ в начале 2004 года и направлен на поощрение общественно полезных инициатив школьников 6-11-х классов Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского края и республики Хакасия. Классы-победители получают премии в размере 100 000 рублей[Ковригина 2006:123].
Одним из основных отличий второго конкурса является то, что 100 000 рублей – это не премия за проект, реализованный до момента проведения конкурса, а средства на реализацию интересного и полезного проекта в следующем учебном году.
Вовлечение школьников в инициативную, самостоятельную проектную деятельность.
Замысел программы подразумевал, что проекты должны создаваться и реализовываться самими школьниками при участии учителей. Оказалось, что степень инициативности и самостоятельности детей- участников Программы- изменялась от этапа жизненного цикла проекта.
То есть, для участников этот период проходил в два этапа:
I этап. Принятие решения о разработке проекта.
Информация о самой возможности участия в Программе чаще всего поступала к детям от учителей и руководителей школы. То же самое можно сказать и о самой идее проекта. В то же время были случаи, когда дети обращались к классному руководителю, узнав о конкурсе по телевидению. Они предлагали учителя принять участие в конкурсе, и лишь после этого учитель знакомился с документацией и условием конкурса.
Вот что рассказали сами дети: «О программе услышали от преподавателя. Был четвертый конкурс проектов… Мы тогда выиграли в номинации «Территория творчества», это очень интересно, понравилось. В июле начнем реализацию нового проекта на местном телевидении».
II этап. Разработка проекта, написание заявки.
На этом этапе чаще всего происходило следующее. Преподаватель получал информацию о конкурсе, знакомил с ней детей и спрашивал, хотят ли они принять участие в конкурсе, затем предлагал свою идею. После этого учитель организовывал обсуждение идеи в классе. Ученики предлагали свои проектные идеи, педагог предлагал свои. Совпадали они далеко не всегда. После первого «раунда» дискуссии руководитель обрабатывал результаты, а затем обсуждение продолжалось до тех пор, пока проект не складывался в общих чертах.
Такое обсуждение происходило различными способами в зависимости от того, в какой мере учитель владел методами группового решения творческих задач. Например, так: «Проводилось анкетирование, с целью выявить интерес участия детей. Потом, в форме круглого стола обсуждали, как лучше воплотить идею». Или так: «Проект разрабатывался с большим энтузиазмом и на эмоциональном подъеме. Прошло несколько мозговых штурмов, в процессе которых обсуждалась масса идей». Затем ребята разбились на группы, и каждая группа обсуждала, в каком направлении двигаться. Дальше писали заявку от каждой группы, и уже потом мысли по всем направлениям сводились в один проект».
В большинстве случаев, не зависимо от того, кто инициировал проект, оформлением заявки занимались взрослые. Вместе с детьми составляли бюджет проекта, описывали актуальность. Учителя отмечали, что на активность детей на фазе разработки проекта влияет их возраст. Они считают, что можно рассчитывать на продуктивное включение школьников в разработку проекта, начиная с 9 класса и старше.
Завершение проекта.
Среди многих проектов ни в одном не проводилось подведение его итогов со всеми участниками. Хотя, такое обсуждение могло бы стать своеобразной обратной связью для детей, чтобы:
1. сравнить сделанное с тем, что было запланировано;
2. закрепить позитивный опыт, полученный детьми;
3. проанализировать недоработки;
4. поддержать наиболее активных детей;
5. просто поблагодарить всех участников.
В результате оценки конкурса, проводимой Болакиревым, опрошенные в ходе учителя отмечали несколько факторов, стимулировавших самостоятельную активность школьников:[Ковригина2006:126]
ü Сам факт победы в конкурсе. Дети не всегда верили в то, что на их проект могут дать деньги.
ü Ответственность за полученные денежные средства.
ü Детей увлекал процесс воплощения планов в реальность.
ü Проект был вполне реальной взрослой деятельностью.
ü Проекты предполагали ответственность перед внешними по отношению к школе людьми.
В 2004 - 2007 г.г. были проведены четыре конкурса по поддержке общественно-полезных инициатив школьников. За четыре года на конкурс «Сто классных проектов» было представлено 2122 заявки, из них победителями были признаны 450 классов, которые получили финансирование на реализацию своих проектов, и еще 183 класса получили поощрительные призы.
Проекты-победители
Первый
конкурс
2004/05
учебный год
Второй
2005/06
Третий
2006/07
Четвертый
2007/08
Бокситогорский
район
5
4
Иркутская
область
24
32
33
Кемеровская
19
28
Красноярский
край
38
40
52
49
Республика
Хакасия
14
9
7
16
Николаев
и Жовтневый
район (Украина)
10
Наглядность результатов и их значимость для участников конкурса подтверждает убеждение, что конкурс актуален и востребован, и что с каждым годом в него будут вливаться новые участники.
Проведение конкурса «100 классных проектов»-это вклад компании в личностный рост и развитие молодого поколения.
Организаторы считают важным продолжать и расширять обучающий компонент Программы и проводить более глубокие семинары для потенциальных участников конкурса по социальному проектированию, организации совместной общественно-полезной деятельности, а так же для победителей по вопросам реализации проектов и подготовки отчетности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10