Рефераты. Борьба с наркотиками на примере средств массовой информации

Глобальность этой проблемы обусловлена ее тремя основными параметрами - пространством наркопотребления, его масштабом и последствиями для общества.

На состоявшемся заседании Республиканской антинаркотической комиссии, проанализировавшей выполнение целевой программы профилактики наркотизации населения, было призвано, чтобы средства массовой информации усилили и разнообразили работу по этой тематике. И здесь на первый план выходит понятие "журналистский профессионализм". Задумаемся, к примеру над такими вопросами: стоит ли называть в публикации, передаче стоимость изъятых правоохранительными органами наркотиков? Не подтолкнет ли такого рода журналистская дотошность подростка к мысли, что на наркотиках можно легко и быстро заработать деньги? Не провоцирует ли иная публикация повышенный интерес к наркотикам? Факты? Пожалуйста. Одна из республиканских газет "профессионально" скорбит по поводу того, что курение табака опаснее курения определенного вида наркотического вещества, запрещенного законом. По смыслу выходит, что названная в газете "травка" не так уж и вредна и незаслуженно "обижена" законом. Или вот молодежное издание, рассказывая о факте обнаружения конопли на дому, буквально дает рецепт агротехники ее возделывания. Да еще и делает "квалифицированное" умозаключение об "убойной" силе конопли. Примеры такого непрофессионализма, к сожалению, не единичны.

Один из путей усиления профилактики наркомании мне видится в расширении горизонтов конкурсов, проводимых Управлением ФСКН по РТ. Почему бы не участвовать в них министерствам и ведомствам, организациям, муниципальным образованиям? Не попытаться по результатам конкурса определить эффективность вклада конкретного ведомства, района в общее дело антинаркотической профилактики? Это позволило бы избавиться от мероприятий для "галочки" без какой-либо оценки их целесообразности и никак не состыкованных друг с другом ни по времени, ни по аудитории воздействия, ни по методологии.

Информационно-пропагандистская деятельность Управления строится на основе принятой в марте 2005 года единой "Концепции информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы в Республике Татарстан". В выборе средств информации Управление опирается на ежегодные социологические исследования, осуществляемые в рамках Республиканской комплексной программы. Проводится ежедневный мониторинг центральной и республиканской прессы, в том числе для изучения динамики изменений, предпочтений и аудитории СМИ в республике, выявления наиболее популярных изданий и передач теле - и радиоканалов, для размещения информации о деятельности Управления и материалов профилактической направленности. В работе со СМИ широко используются данные ежегодного мониторинга наркоситуации в Республике Татарстан с участием всех министерств и ведомств республики. В регионе на протяжении последних десятилетий создан клуб журналистов, специализирующихся на антинаркотической тематике.

На Федеральную службу наркоконтроля возложена функция контроля за легальным оборотом наркотиков. Управлением за 5 месяцев проведено 184 проверки медицинских и фармацевтических учреждений, по результатам которых вынесено 6 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства. В сфере легального оборота зарегистрировано 41 преступление, 40 из них связаны с незаконным оборотом сильнодействующих веществ, 1 преступление - с хищением наркотических средств и сильнодействующих веществ в медучреждении.

Издательство "Академия" приводит пример:

"В апреле в Елабуге за сбыт сильнодействующего вещества "Реланиум" была задержана медсестра реанимационного отделения ЦРБ. В ходе расследования было установлено, что она также занималась хищением и сбытом наркотических средств. В настоящее время завершается следствие, подозреваемой грозит до 9 лет лишения свободы."

Опыт работы профилактических органов показывает, что участие населения является важной составляющей в борьбе с наркопреступностью.

Наркомания оказалась такой глобальной проблемой, которую невозможно решить в строго отведенные сроки даже при помощи самых современных методов и приемов.

Как говорится в газете о наркомании "Пока не поздно":

"В середине 70-х годов прошлого столетия в правоохранительных органах нашей республики всего один сотрудник занимался всеми делами, связанными с распространением наркотических веществ, потому что милиции был известен каждый из шести наркоманов. Их количество не менялось в течении нескольких лет потому, что достать наркотик было чрезвычайно трудно: все границы - на замке, в больницах - полный порядок с учетом и контролем ампул с морфием.

Спустя тридцать с лишним лет наблюдается другая картина. Границы нараспашку, новые наркотики появляются как грибы после дождя, Интернет со своими плюсами имеет и минусы: предлагает содействие в приобретении "дури", в клиниках уже давно не редкость халатное отношение к хранению болеутоляющих наркотических веществ… Сложившуюся ситуацию чрезвычайно трудно изменить, пока есть люди, которые готовы за дозу продать свою душу даже дьяволу. Если не станет покупателей, то и продавцам некому будет предлагать свой товар. Но пока есть спрос, будут и предложения, невзирая даже на самые строгие меры государственного масштаба, и удачные оперативные мероприятия правоохранительных органов".

Отличительными чертами антинаркотических программ, которые по инициативе Минтимера Шариповича Шаймиева более десяти лет выполняются в нашей республике, являются координация работы всех ведомств и ориентация на профилактику. Осуществить все то, что запланировано, - значит не допустить употребления наркотиков в молодежной среде и предпринять все возможное для спасения людей, которые уже проходят круги наркотического ада.

Татарстанская служба наркоконтроля является одним из координаторов этого масштабного проекта, в реализации которого участвуют республиканская и муниципальная власть, министерства и ведомства, общественные и религиозные организации. Общими усилиями в республике удалось сформировать систему противодействия наркомании и наркобизнесу, которая основана на конкретных мерах и действует достаточно эффективно. Это обстоятельство, кстати, отмечалось на одной из последних сессий Госсовета РТ, где при обсуждении законопроекта о профилактике наркомании говорилось о необходимости достаточного финансирования республиканской антинаркотической программы.

В республике созданы все условия для антинаркотической деятельности религиозных и общественных организаций. Ежегодно в рамках Программы на грантовой основе выделяются финансовые средства на реализацию проектов по оказанию содействия в трудоустройстве наркозависимых, находящихся в состоянии ремиссии, для работы с детьми "группы риска".

В средствах массовой информации регулярно размещаются материалы по формированию общественного мнения, ориентированного на здоровый образ жизни и негативное отношение к употреблению психоактивных веществ.

За прошедшие годы значительно укреплена материально-техническая база правоохранительных органов. Приобретена специальная техника для проведения оперативно-разыскных мероприятий, оборудование для экспертно-криминалистических лабораторий, продолжает развиваться кинологическая служба.

 

2.2 Анализ проблемы на примере средств массовой информации


Роль СМИ в процессе формирования здорового образа жизни среди населения РТ.

Одним из приоритетных направлений процесса профилактики наркотизации, формирования здорового образа жизни в Республике Татарстан, является его информационное сопровождение.

В настоящее время в СМИ республики созданы и действуют отдельные механизмы информационного сопровождения данного процесса. В этой же сфере работают как государственные структуры, так и органы местного самоуправления в муниципальных образованиях. Между тем, медиа- сопровождение не отличается системностью, упорядоченностью, в нем не учитываются исследования человеческой природы ее симбиоз со здоровым образом жизни (ЗОЖ).

Принципиальным постулатом при формировании и реализации информационной кампании является признание следующего объективного фактора. Республика Татарстан не в состоянии кардинально влиять на информационное пространство, под влиянием которого происходит становление ценностных установок граждан. Главные информационные потоки формируются в настоящее время на федеральном уровне и далее они беспрепятственно охватывают практически все население республики. Следует учитывать, что концептуально большинство из них не ставит в качестве приоритетов пропаганду ЗОЖ. Эти потоки подкрепляются развитием кабельных сетей, в чьи пакеты услуг входят телеканалы, принципиально строящие свое вещание на популяризации у молодежи далеких от ЗОЖ идеалов. Все более значимым для основных целевых групп источником получения информации становится Интернет, где в принципе отсутствует возможность контроля за передаваемой информацией. Кроме того, значительное число теле-, радиовещателей в РТ являются сетевыми партнерами федеральных медийных компаний и не могут в полном объеме управлять концепцией вещания на выделенной им частоте. Все больше появляется негативных материалов в СМИ на региональных полосах федеральных изданий.

Социологические исследования, при этом, показывают, что уровень доверия, читаемости, влияния нетатарстанских СМИ достаточно устойчивы, а по ряду показателей имеют тенденции к росту среди населения Республики Татарстан. Таким образом, следует признать серьезную зависимость и вторичность информационных потоков, формируемых в РТ, по отношению к российским и мировым.

В этой ситуации концептуально следует определить важность максимальной персонификации информационного воздействия на население республики, имея в виду более точечную работу с целевыми группами через наиболее приближенные к ним медийные ресурсы.

Признание данного фактора позволяет провести иную, нежели раннее, группировку СМИ, имеющих приоритетное право на получение государственных финансовых ресурсов при проведении работ в рамках реализации Комплексной программы профилактики наркотизации населения РТ, пересмотреть значимость и приоритетность отдельных инструментов информационного воздействия в республиканском масштабе.

Между тем, следует выделить и круг проблем, с которыми в разной степени сталкиваются и медийные ресурсы самой республики, включенные в настоящее время в реализацию информационного сопровождения программы. Среди проблем деятельности СМИ участники проблемно-инновационного совещания по решению задачи "Профилактика наркотизации: роль масс-медиа", проходившего под эгидой Республиканского центра профилактики наркотизации населения Республики Татарстан, назвали следующие:

не вполне эффективное воздействие региональных СМИ на процесс профилактики наркотизации, формирование ЗОЖ;

большое количество визуального показа собственных негативных ситуаций (население РТ помимо общероссийского негативного информационного потока прини следствие, стресс у населения и повышение тревожности, программирование негативного поведения;

засилье рекламы, пропагандирующий нездоровый образ жизни;

низкая эффективность существующих телепрограмм;

низкая эффективность социальной рекламы, в целом по Российской федерации (по итогам проведенных социологических исследований в 70% случаев социальная реклама не достигает цели, превращается в антирекламу, и лишь 30% рекламной продукции является в разной степени действенной);

отсутствие системы оценки эффективности информационного обеспечения профилактики наркотизации, формирования ЗОЖ в РТ;

отсутствие у представителей СМИ мотивации в демонстрации материалов по профилактике наркотизации, формированию ЗОЖ;

низкий профессионализм отдельных представителей СМИ, особенно в районах;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.