1. Состав комплексного механизма управления на примере акционерного предприятия. В него входят следующие механизмы:
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:1.1.Механизм конкуренции и рыночного ценообразования.1.2.Акционерный механизм инвестирования и реинвестирования в развитие производства. 1.3.Механизм воспроизводства амортизированных основных фондов. 1.4.Механизм заемных средств, инвестируемых в развитие производства. 1.5.Механизм государственного регулирования и государственной поддержки.2. МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ:2.1.Механизм мотивации научно-технического развития производства. 2.2.Механизм мотивации высококачественного труда.2.3.Механизм мотивации предпринимательства. 2.4.Механизм мотивации хозяйствования. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ:3.1.Структурные механизмы. 3.2.Организационно-административные механизмы. 3.3.Информационные механизмы. 4. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ:4.1.Правоотношения с государственными органами. 4.2.Правоотношения по поводу способа действий и организации предприятий. 4.3.Правоотношения в хозяйственной деятельности.4.4.Правоотношения при арбитражном рассмотрении хозяйственных споров. 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:5.1.Социально-экономическая политика. 5.2.Внешнеэкономическая политика. 5.3.Научно-техническая политика. Следует отметить, что состав комплексного механизма управления предприятием зависит от его организационно-правовой формы. Так, в экономическом механизме акционерного общества присутствует акционерный механизм инвестирования и реинвестирования в развитие производства. На предприятиях иных форм механизм инвестирования построен на других принципах. Имеются также различия в механизмах заемных средств и государственной поддержки.Мотивационный механизм является более универсальным для всех организационно-правовых форм предприятий. Однако и в нем могут иметь место различия как в конкретном содержании мотивов, так и в мотивационной значимости целей деятельности.
Дифференциация организационных механизмов по организационно-правовым формам касается, в основном, структурных механизмов.Управление развитием производства носит многоуровневый характер. Основным звеном управления является предприятие. Механизм управления на микроуровне формируется под влиянием закономерностей производственного процесса и его связей с рыночной средой. На механизмы, действующие на микроуровне, должны ориентироваться государственные и региональные органы управления при формировании стратегии экономического развития и разработке норм хозяйственного права.
2. Комплексный характер хоз.права
В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, земельное и таможенное, а также из обособленных элементов хозяйственного права, регулирующих хозяйственные правоотношения. Ряд подотраслей и институтов права одновременно принадлежит как соответствующей отрасли права, так и комплексному хозяйственному праву (например, акционерное право в составе гражданского права, налоговое право в составе финансового права, арбитражное процессуальное право в составе процессуального права и т. п.).
В последнее время с развитием предпринимательства образуются новые подотрасли различных отраслей права, нормы которых распространяются на специфические области деятельности. Таково, например, коммерческое право, совокупность норм которого образуется преимущественно из норм хозяйственного, гражданского и финансового отраслей права, а также из специфических правовых норм, характерных для правоотношений участников коммерческой деятельности.
Основной сферой коммерческого права являются правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности, непосредственно направленной на получение прибыли:деятельность на товарных рынках (купля-продажа в интересах материально-технического снабжения производства и сбыта изготовленной продукции); деятельность по экспорту и импорту товаров; деятельность на рынках нововведений; деятельность на рынках производственных активов и предприятий; деятельность на фондовых рынках (купля-продажа акций, облигаций и других ценных бумаг); деятельность в свободных экономических зонах и в оффшорных зонах; посредническая деятельность, приносящая прибыль.
Каждая отрасль и подотрасль права должны иметь системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого складывается вся система соответствующей отрасли (подотрасли) права. В гражданском праве это - Гражданский кодекс, в трудовом праве - Трудовой кодекс, в таможенном праве - Таможенный кодекс и т.д. Хозяйственное право не имеет своего системообразующего правового акта, что затрудняет формирование данной отрасли права как системы правовых норм хозяйственной деятельности. Не имеют своих системообразующих правовых актов и подотрасли хозяйственного права, формирование которых целесообразно осуществлять по функциям деятельности предприятия.
Образование хозяйственного права как комплекса правовых норм, формируемого из норм различных отраслей права.
3. Законодательство, регулирующее хоз.деятельность
Источники предпринимательского права – это различные нормативно-правовые акты органов власти и управления, регулирующие предпринимательское и другие тесно связанные с ними отношения.
Существует множество оснований классификации источников: по органу их принявшему, по форме, по сфере действия, по степени обобщенности и др.
Дадим классификацию источников предпринимательского права по юридической силе:
1. Конституция РФ. Являясь основным законом нашей страны, она содержит нормы различных отраслей права, в том числе и предпринимательского. Так статья 34 Конституции определяет, что «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью».
2. Далее среди источников предпринимательского право следуют назвать кодексы: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный, Жилищный, Семейный и др. В частности ГК РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности и организационно правовых формах ее осуществления, и заканчивая видами предпринимательских договоров.
3. Федеральные законы:
- «О государственной регистрации юридических лиц»
- «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»
- «О несостоятельности (банкротстве)»
- «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
- «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.
4. Указы Президента РФ: «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории РФ» и др.
5. Постановления Правительства РФ: «Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ», «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» и другие.
6. Законы субъектов РФ: Закон Самарской области «О поддержке малого предпринимательства на территории Самарской области» и др.
7. Локальные нормативные акты. Они принимаются самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальном актом является приказ о перечне сведений, составляющий коммерческую тайну и т.п.
8. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки ему.
9. Также к источникам предпринимательского право относятся общепризнанные признаки и нормы международного права и международные договоры РФ.
Между тем, источниками предпринимательского права не являются акты арбитражных судов, в частности постановления Пленума ВАС РФ. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников предпринимательского права.
4. Правовой статус хозяйствующих субъектов.
Субъектами (участниками) регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Эти отношения регулируются преимущественно гражданским, административным и финансовым законодательствомПрава и обязанности сторон в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским правом (гражданские права и обязанности), возникают:из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему; из актов государственных органов власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законом в качестве основания для возникновения таких прав; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества на законных основаниях; в результате создания научной и (или) научно-технической продукции; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения.
Защита гражданских прав (прав участников хозяйственных отношений) осуществляется путем:признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты прав; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; иными способами, предусмотренными законом. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, - орган исполнительной власти и управления в административном порядке.
5. Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов
Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом".
В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6