Рефераты. Правовое регулирование права интеллектуальной собственности на международном уровне

Фирменное наименование

Согласно п. 4 ст. 54 ГК 4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Коммерческое  юридическое лицо выступает в гражданском обороте под этим наименованием. Фирменное наименование (или фирма) юридического лица и является объектом интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК) и подлежит регистрации в соответствие с законодательством. [5]

До принятия закона о фирменном наименовании процедура регистрации фирменного наименования ограничивается его включением в единый реестр юридических лиц вместе с другими данными государственной регистрации юридического лица.

При регистрации коммерческих организаций в качестве юридических лиц их названия, как правило, становятся фирменными наименованиями. В России коммерческие юридические лица в праве иметь любое фирменное наименование, не совпадающие с существующими названиями других организаций и не содержащих обозначений, запрещённых законом.

С регистрацией фирменного наименования закон связывает возникновение у юридического лица, так называемого права на фирму - исключительного права использования фирменного наименования в сделках, на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах и их упаковке, на бланках и счетах и т.п.[6] Исключительное право на фирму предполагает также, что использование фирменного наименования коммерческой организации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (ч. 2 ст. 138 ГК). Согласно п.4 ст. 54 лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Таким образом, организации предоставляется защита от неправомерного использования ее фирменного наименования с правом  требовать прекращения неправомерного использования.[7] 

Права на имя коммерческой организации могут являться товаром, и в этом смысле оно приобретает некоторые свойства «бестелесной вещи».

Фирменное наименование, получившее признание на рынке, имеет существенное значение в конкурентной борьбе за потребителя работ и услуг, выполняемых коммерческим юридическим лицом, а также для привлечения кредитных ресурсов. В настоящее время складывается целая индустрия по привлечению клиентов и партнёров к фирме, повышению её престижа и деловой репутации, складыванию своеобразного имиджа и запоминающегося образа.

Производственная марка, товарный знак, знак обслуживания,  наименование места происхождения товара и доменное имя

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями со своими специфическими чертами, свойствами и качеством. Для того чтобы их различать, используются произ­водственные марки, товарные знаки и наименования мест проис­хождения товаров.

Производственная марка — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар, перечень его основных потребительских свойств и ряд других данных. Произ­водственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой. Однако, несоответствие стандартам и указанным свойствам будет преследоваться по закону.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготови­телей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве.

В большинстве случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, которое имеет исключительное право его использования и может передать это право по лицензионному договору другой организации. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения това­ров»  допускает также возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и могут использоваться всеми участниками таких объединений. Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.[8] Подделка товарных знаков и знаков обслуживания влечёт за собой строгие санкции.

         Сравнительно новым в сфере гражданского права, относящимся к наименованиям организаций, товарным знакам и правам на них, является вопрос о правах на домены, которые совпадают с именами организаций, товарными знаками и знаками обслуживания. Под доменом здесь понимаются систематизированные и иерархизированные «имена» (адреса) участков Интернет-сети, которые могут принадлежать отдельным пользователям сети. Интернет-сеть в свою очередь обслуживается серверами доменных имён (DNS) и централизованно администрируется.[9]

Суть вопроса в том, что законные владельцы товарных знаков и обладатели прав на  свои исключительные фирменные наименования видят нарушение своих прав в использование третьими лицами буквенных обозначений своих товарных знаков, знаков обслуживания или фирменных наименований в адресах своих Интернет-сайтов. И это действительно так. Учитывая популярность Интернета в массах, данное совпадение может навредить законному владельцу товарного знака или знака обслуживания.

Законодательно данные общественные отношения полностью не урегулированы и существует явный пробел в праве. Возможно, в скором времени, данный вопрос решится изданием нового нормативного акта или внесением изменений и дополнений в уже существующие.

    Заключение

Термины «интеллектуальная собственность», «промышленная собственность» и «право интеллектуальной (промышленной) собственности» прочно вошли в международный и национальный обиход. Однако надо учитывать, что эти категории являются не вещно-правовыми понятиями, а скорее бытовыми синонимами таких понятий, как «мое», «собственное», «созданное мною» или «принадлежащее мне».

Далее, вещно-правовой режим собственности, используемый на протяжении веков в отношении материальных объектов и включающий традиционные правомочия владения, пользования и распоряжения данными объектами, неприменим к нематериальным достижениям умственного труда. Он приемлем лишь для материальных носителей результатов этого труда, что, кстати, прямо подчеркивается, к примеру, в п. 5 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

В отношении же продуктов интеллектуального творчества следует применять режим исключительных прав. Лишь создатели данных продуктов, их работодатели или иные указанные в законе лица вправе их использовать и распоряжаться ими с учетом их нематериальной природы. В условиях рыночной экономики исключительные права на результаты творчества можно и нужно отчуждать в товарно-денежной форме. При этом важно учитывать, что в силу идеального характера и оригинальности (либо неочевидности) данных результатов плата за приобретение прав на их использование должна определяться не общественно необходимыми затратами на их производство, а соотношением спроса и предложения.

Действующее законодательство в основном учитывает особенности правового режима результатов творчества. В частности, ни в одной статье раздела II части первой ГК, посвященного праву собственности и другим вещным правам (ст. 209—306), ни слова не говорится об интеллектуальной собственности. Иными словами, последняя целиком отождествляется с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, производимой продукции, выполняемых работ и услуг.

В последнее время с развитием информационных технологий человеческая жизнь изменилась до неузнаваемости. Гражданско-правовые отношения проникли и в глобальную паутину Интернета. Однако не всегда законодатель поспевает за развитием человеческих отношений, случай с доменными именами из этих.

         Сравнительно новым в сфере гражданского права, относящимся к наименованиям организаций, товарным знакам и правам на них, является вопрос о правах на домены, которые совпадают с именами организаций, товарными знаками и знаками обслуживания.

Учитывая популярность Интернета в массах, данное совпадение может навредить законному владельцу товарного знака или знака обслуживания.

Законодательно данные общественные отношения полностью не урегулированы и существует явный пробел в праве. Возможно, в скором времени, данный вопрос решится изданием нового нормативного акта или внесением изменений и дополнений в уже существующие.


Список литературы


1.                Гражданский кодекс РФ часть первая № 51-ФЗ от 30.11.1994г.;

2.                Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 09.07.1993г. (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ);

3.                Патентный закон РФ № 3517-1 от 23.09.1992г (в ред. Федеральных законов от 07.02.2003 N 22-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ);

4.                Дозорцев В. А. Исключительные права и их развитие. Вступительная статья // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сборник нормативных актов. М., 1994;

5.                Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. М., 1989;

6.                Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972;

7.                Козырев А.Н. «Оценка интеллектуальной собственности», Экспертное Бюро-М, 2002г;

8.                Рузакова О.А. «Право интеллектуальной собственности» Учебно-практическое пособие для ВУЗов М., 2005г.


[1] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ под редакцией Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. Москва. Юрайт. 2002.

[2] Суханов Е.А. Гражданское право. Москва. БЕК. 1998.

[3] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ под редакцией Садикова О.Н. Москва. Инфа-М. 1998.

[4] Большой юридический словарь. Москва. Инфа-М. 1998.

[5] Бузанов В.Ю. Генезис фирмы в российском праве. Журнал российского права. 2002. №6.

[6] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ под редакцией Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. Москва. Юрайт. 2002.

[7] Грешников И.П. Наименование организации со статусом юридического лица. Правоведение. 2003. №1.

[8] Сергеев А.П. Толстой Ю.К. Гражданское право. Москва. Проспект. 1998.

[9] Ананьев Д.В. Товарные знаки и доменные имена. Патенты и лицензии. 2003. №2.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.