|
* Составлено автором по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга.
К сожалению, за все годы работ по созданию земельного кадастра города, финансирование этих работ было недостаточным. План финансирования был выполнен на 100% только в 1995 г. – 1500 тыс. руб. В остальные четыре года уровень финансирования составлял 50-70%. Значит для завершения работ по инвентаризации земель города финансирование кадастровых работ на 2001 и 2002 гг. должно составлять приблизительно по 10000 тыс. руб. соответственно.
Все работы по созданию кадастра в Екатеринбурге можно разделить на 3 этапа: кадастровое зонирование, экономическая оценка территории города, инвентаризация.
Четвертым этапом кадастровых работ в городе должна стать кадастровая оценка (см. п. 1.2.1.), которая заменит существующее экономическое зонирование территории города.
Разработанная схема экономического зонирования выполняет регулирование величин платежей за пользование земельными участками в зависимости от их местоположения в границах зон, но она не учитывает рыночных цен. В этой связи уже разработана методика кадастровой оценки земель поселений городского типа, которая основана на экспертном градостроительном анализе и анализе рыночных показателей отдельных сегментов городского рынка недвижимости.
Сегодня возникает необходимость обновления и в некоторых случаях замены, существующих схем экономического зонирования, в связи с Постановлением Правительства РФ от 10.08.99 г. к 2002 году должна быть завершена кадастровая оценка всех земель РФ. Но в Екатеринбурге работы связанные с кадастровой оценкой даже не начаты и не включены в программу финансирования.
Кроме того, существует много проблем не связанных с финансированием. До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральном ведении, ведении субъектов Российской Федерации и в муниципальном.
Крайне медленно идет приватизация земли в городе, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель.
Нет четкой законодательной базы, с начала 90-х годов вышло множество документов на всех уровнях, регламентирующих земельные отношения, которые часто дублируют друг друга и не имеют систематизации. На наш взгляд, принятие нового земельного кодекса решило бы ряд проблем, где будут четко прописаны:
· полномочия, функции, права и обязанности органов управляющими и контролирующими использование земельных ресурсов
· разграничение между федеральными, землями субъектов и муниципальными землями
· принцип и порядок предоставления земель в частную собственность
· правила выкупа земли у государства (аукционы, тендеры)
· расходование средств, поступающих от платежей за землю.
Существует проблема взаимодействия Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, на который возложено создание кадастра. С 2000 г. полномочия по регистрации прав на земельные участки были переданы Учреждению юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество, в результате в кадастре стала теряться информация о правом режиме использования земель. Эта проблема начала разрешаться только к концу 2000 г., в отдел кадастра стали поступать первые данные из Учреждения юстиции.
Между организациями, занимающимися кадастровым учетом земельных участков, должно быть и четко регламентировано взаимодействие, по которому происходит периодический обмен текущими и обновленными данными, существование которых необходимо в кадастровой и регистрационной системах одновременно. Решение этой проблемы находится в общих интересах всех заинтересованных сторон — участников рынка недвижимости (граждан и юридических лиц), органов местного самоуправления, кадастровых, учетных и регистрирующих право организаций.
Таким образом, выявленные проблемы существенно препятствуют дальнейшему развитию городского кадастра, что в свою очередь оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие города.
Заключение
В результате проведенного исследования следует сделать ряд выводов.
В России завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает. Повсеместно на территории РФ создаются автоматизированные системы государственного земельного кадастра.
В Екатеринбурге проведен ряд кадастровых работ, для завершения основных работ по созданию автоматизированной системы земельного кадастра потребуется еще около двух лет, при соответствующем финансировании. Те работы по созданию кадастра в Екатеринбурге, которые проведены на сегодняшний день, несомненно, оказывают свое положительное влияние на социально-экономическое развитие города. Данный вывод в дипломной работе находит свое обоснование. Выполненные расчеты доказывают, что кадастровая система действительно является эффективной и самоокупаемой, она принесла доход в 8 раз больше, чем затраты на ее создание.
Неоспорима роль земельного кадастра в формировании бюджета города Екатеринбурга. Земельный налог и арендная плата за землю являются одним из источников формирования городского бюджета, земельные платежи формируют 3,3% доходной части городского бюджета. С каждым годом увеличивается прирост земельных платежей, такая тенденция повышения земельных платежей заметна после проведения кадастровых работ.
Земельный кадастр должен стать основой градостроительного кадастра, который позволяет реализовать стратегию развития города, заложенную на определенный срок. Градостроительный кадастр может разрабатываться как регулярно меняющийся генеральный план города.
Созданию кадастра в городе мешает ряд причин, в основе которых лежат 2 проблемы: недостаток финансирования кадастровых работ и отсутствие стройного законодательства.
Анализ сложившегося состояния кадастра городских земель указывает, прежде всего, на острую необходимость принятия головного федерального закона, регулирующего земельные отношения, то есть Земельного Кодекса РФ. Действующее федеральное законодательство в этой области во многом устарело, противоречиво и имеет пробелы.
Возможность урегулировать данные вопросы на уровне субъектов РФ или местном уровне значительно ограничена ввиду отсутствия соответствующего федерального законодательства, служащего нормативной опорой для правотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Среди прочих также стоит проблема разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере предоставления и изъятия земельных участков в городской черте, установления базовых размеров арендной платы за землю, льгот по земельным платежам и иных вопросов, регулирующих земельные отношения в городе. Предпринимаемые попытки решить эти вопросы на региональном уровне, как показывает практика, нельзя назвать удачными. Часто в ходе столкновения федеральных и муниципальных интересов происходит нарушение норм действующего законодательства, притеснение прав хозяйствующих субъектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.