Рефераты. Правовой режим земель промышленности

Указом Президента РФ от 27.06.98 признано целесообразным соз­дание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобиль­ных дорог общего пользования при условии, что проезд по автомо­бильной дороге может быть платным при наличии возможности бес­платного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам.

В отдельных случаях транспортные предприятия могут осуществ­лять как землепользование, так и недропользование. Например, метро­политены, станции которых находятся на поверхности земли, а сами магистрали — в недрах земли, под ее поверхностью; трубопроводный транспорт, проложенный под землей, с охранными зонами на поверх­ности земли.

Правовой режим таких видов транспорта и земель, занимаемых ими, регулируется нормами земельного и горного законодательства, что накладывает определенную специфику.

Поскольку земли транспорта в подавляющем большинстве представ­ляют собой «ленточное» землепользование, т.е. протяженное на зна­чительные расстояния, при этом автотранспортные и железнодорож­ные средства являются источником повышенной опасности, которые, подобно машинам и механизмам предприятий, невозможно спрятать за высокими заборами, особое внимание уделено правовому режиму ох­ранных зон и охране транспортных магистралей.

В этом охранительном режиме выделяются следующие основные направления:

- запреты совершать переходы, переезды, перевозки имущества и другие пересечения в неустановленных для этого участках дорог. Например, наказывается в административном порядке нарушение пра­вил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодо­рожные пути;

- запреты осуществлять производственно-хозяйственную деятель­ность в охранительных полосах транспортных магистралей и берего­вой полосы (бичевника) внутренних водных путей. Наказывается, в частности, выпас скота вблизи от железнодорожных путей, распашка участков, покос травы и повреждение насаждений, снятие дерна и выемка грунта в полосе отвода автомобильной дороги без согласова­ния с дорожными органами, возведение в зонах охраны трубопрово­дов любых построек и сооружений и др.;

- запреты совершать иные действия, могущие нанести вред исполь­зованию транспортных средств. Например, наказуемо устройство в районе аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов, т.е. устройство свалок, мест сбора пищевых отходов и т.п.;

-установление обязанностей для ответственных лиц по содержа­нию транспортных магистралей и охранных зон под страхом ответ­ственности за их неисполнение. Так, подлежат административному наказанию виновные должностные лица за невыполнение обязаннос­тей по устройству, ремонту и регулярной очистке пешеходных доро­жек и переходных мостиков, по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов или подъездных путей на автомобиль­ную дорогу общего пользования, включая переездные мостики;

- установление ответственности за определенные виды поведения в зоне транспортных магистралей. Например, подлежат администра­тивному наказанию такие нарушения, как повреждение дорог, желез­нодорожных переездов, других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, также умышленное со­здание помех для дорожного движения, в том числе путем загрязне­ния дорожного покрытия.


3. Земли связи, радиовещания, телевидения и информати­ки.


Земельные участки данного вида хозяйственных объектов мож­но подразделить на три основных вида: земельные участки, занятые под служебными зданиями и предприятиями связи, радиовещания, те­левидения и т.п.; земельные участки, занятые под опорами воздушных линий связи; земельные участки, под которыми находятся подземные кабельные сети и которые являются охранной зоной для последних.

В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовеща­ния, телевидения, информатики могут предоставляться и земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности органи­заций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информа­тики и права на которые возникли у участников земельных отноше­ний по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 91 ЗК РФ).

Если к служебным зданиям и предприятиям линий связи предъяв­ляются обычные требования (ограждение от доступа посторонних лиц, благоустройство территории, рациональная ее организация и т.п.), то к линейным сооружениям есть особые требования, которые сводятся к следующему:

- обеспечение охранных зон подземных кабелей, которые должны быть отмечены установленными знаками на местности. В данной зоне запрещается без письменного согласия организаций, в ведении кото­рых находятся линии связи, и радиофикации осуществлять земляные работы, в том числе строительные, монтажные, взрывные и т.п. на глу­бине более 0,3 м, а также планировку грунта при помощи бульдозе­ров и экскаваторов, проводить геологосъемочные, поисковые, геодези­ческие и другие изыскательские работы, связанные с устройством сква­жин, шурфов и взятием проб грунта, производить посадку деревьев, располагать полевые станы, содержать скот, устраивать проезды и стоянки транспорта и т.п.

Нарушение правил охраны линий и сооружений связи наказыва­ется в административном порядке, а если это нарушение повлекло за собой повреждение кабельной линии междугородной связи с переры­вом связи, то наказание наступает в уголовном порядке;

- обязанность всех субъектов земельных правоотношений осуще­ствлять все зависящие от них меры по обеспечению нормального функционирования линий воздушной связи и охраны кабельных под­земных линий. В частности, прокладка воздушных и кабельных линий может быть осуществлена по любым участкам, принадлежащим любым организациям и гражданам, независимо от формы собственности и характера деятельности; лица, владеющие земельными участками, по которым проложены воздушные или подземные кабельные линии связи, обязаны допускать владельцев линий связи для ремонта и обслужи­вания данных коммуникаций;

- в отличие от земель транспорта, в которых значительный удель­ный вес занимает «ленточное» Землепользование, земли связи под коммуникациями бывают двух видов: совокупность мелких участков под опорами линий электропередач (телефонной и другой связи), разбросанных по значительной территории, и «ленточные» охранные территории подземных кабелей, которые не изымаются у прежних землепользователей, обозначаются на местности установленной фор­мы знаками и используются с ограничениями, предусмотренными за­коном;

- в отличие от «ленточных» земель транспорта, дорожные комму­никации которых прокладываются из соображений доставки грузов и людей к определенным пунктам, линии связи (как воздушные, так и подземные) должны прокладываться путем преимущественного совме­щения с имеющимися другими коммуникациями. Например, проклад­ка воздушных линий по сельскохозяйственным угодьям осуществляется, в крайнем случае, если совмещение данных линий с дорогами и другими коммуникациями становится экономически ущербным для предприятий связи;

- при прокладке воздушных и кабельных линий по землям лесно­го фонда, покрытым лесом, охранная зона данных коммуникаций обя­зательно проходит по создаваемым просекам, которые обеспечивают доступ к данным линиям и безопасность для них в случаях стихий­ных бедствий (например, сильных ураганов, сопровождающихся пова­лом деревьев и т.п.).

При этом создание данных просек может осуществляться без со­гласования с органами, осуществляющими управление лесным хозяй­ством, поскольку такие действия предусмотрены законом.

Земли обороны, безопасности и космической деятельнос­ти. К землям обороны, безопасности и космической деятельности отно­сятся земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельно­сти войсковых частей, образовательных учреждений, реализующих воен­ные профессиональные образовательные программы, предприятий, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности и космическому обеспе­чению. Режим использования указанных земель в части соблюдения требований к обеспечению безопасности населения устанавливается по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые вправе пе­редавать земельные участки, предоставленные для указанных нужд и неиспользуемые в настоящее время, в срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования. Указан­ные земли предоставляются для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил РФ, войск других министерств и ве­домств, выполняющих задачи в области обороны и безопасности, установ­ленные законодательством РФ. Субъектами, осуществляющими исполь­зование данного вида земель, являются учреждения, предприятия, органи­зации и военно-учебные заведения Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы железнодорожных войск РФ и др.

Специальное несельскохозяйственное назначение этих земель осу­ществляется с учетом целей и задач, определенных для подразделений указанных ведомств, которые закреплены в следующих актах:

- Положениях о соответствующих министерствах и ведомствах (Министерстве обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ и др.). Так, если воинские части Минобороны России предназначены для обеспечения обороны и безопасности страны, то подразделения МВД России — для обеспечения внутреннего правопорядка.

В целом данные министерства и ведомства имеют схожие силовые функции. Например, как воинская стрелковая часть занимается обес­печением надлежащей боевой подготовки на случай военных действий, так и подразделения ОМОНа поддерживают свою боеготовность на случай активизации внутреннего преступного элемента в стране; как НИИ Минобороны России занимаются научным обеспечением боего­товности армии, так и НИИ МВД России обеспечивают научную базу для эффективной работы милиции и других подразделений.

Вместе с тем у данных министерств различные по своим направ­лениям задачи: если Минобороны России выполняет общую функцию безопасности страны, то МВД России — специальную, в которой зна­чительный удельный вес принадлежит не столько воинским формиро­ваниям (подразделениям внутренних войск МВД), сколько специальным учреждениям (например, исправительным колониям, тюрьмам и т.п.);

- ведомственных приказах указанных министерств и ведомств, Которыми для субъектов земельных отношений — воинских частей — определены общие и специальные задачи.

Использование земель специального назначения воинскими частя­ми можно подразделить на общее и специальное. Так, использование земель воинскими частями под устройство военных аэродромов, разме­щение казарм, полигонов для стрельб и др., вытекающее из главной цели деятельности воинской части, следует отнести к общему виду землеполь­зования этой части; размещение же подсобных сельских хозяйств, пред­назначенных для дополнительного обеспечения питанием личного со­става частей, следует отнести к специальному землепользованию.

Особенностью использования земель воинскими частями являет­ся документальное оформление землепользования, в котором инфор­мация по определению внутренней структуры организации этого зем­лепользования относится, как правило, к числу секретной, и открытую информацию представляет собой лишь конфигурация внешних границ землепользования воинской части.

Некоторые подразделения, выполняющие специальные задачи, могут быть субъектами землепользования на других землях специального не­сельскохозяйственного назначения. Так, воинские железнодорожные части (подразделения железнодорожных войск) осуществляют использо­вание земель транспорта на соответствующих территориях, что находит­ся в сфере правового регулирования по использованию данных земель. Подразделения МВД России, выполняющие специальные задачи, мо­гут наряду с правом специального несельскохозяйственного использо­вания осуществлять другие виды природопользования. Например, ис­правительно-трудовые учреждения (колонии различных режимов для заключенных), являясь субъектами землепользования, осуществляют некоторые виды лесопользования (рубка леса силами содержащегося в них контингента), недропользования (добыча ряда полезных ископа­емых) и т.п.

В результате их деятельность регулируется комплексом правовых норм (земельных, горных, лесных и т.п.).

Независимо от видов задач и функций, которые возложены на субъектов земельных правоотношений — воинские части, они долж­ны выполнять общие задачи, поставленные перед всеми землепользо­вателями: обеспечение рационального использования и охраны почв; борьба с сорняками, эрозионными и иными неблагоприятными процес­сами, повышение плодородия почв и т.п.

На землях, предназначенных для нужд обороны страны, могут уста­навливаться запретные зоны вокруг размещаемых воинских частей-

Данные зоны, если они являются внешними (т.е. установлены за пределами землепользования воинской части), остаются в пользовании смежных землепользователей. Внутренние же зоны (устанавливаемые на территории воинских частей) находятся в пользовании последних.

Режим граждан и организаций во внешних запретных зонах опреде­ляется командованием части. В необходимых случаях он регулируется соответствующими приказами и инструкциями министерств и ведомств и обязателен для всех без исключения лиц, кроме специальных оговорок.

Если земли обороны находятся в других категориях земель (на зем­лях населенных пунктов, на землях лесного фонда, на землях водного фонда и др.), то правовое регулирование использования земель оборо­ны осуществляется с учетом режима данных земель. Так, устройство полигонов <в лесах должно осуществляться с соблюдением правил про­тивопожарной безопасности, установленных для лесных массивов.

Как и другие землепользователи на землях специального земле­пользования, воинские части как субъекты земельных правоотноше­ний вправе предоставлять другим организациям и гражданам неис­пользуемые земли для ведения сельского хозяйства, однако при ус­ловии, что такое предоставление не будет проведено в ущерб государственной и служебной тайне, если режим таковой присущ дан­ной воинской части.

При необходимости для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны и безопасности, земельные участки временно используются по договорам с землепользователями.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 20.08.93 №5663-1 «О кос­мической деятельности» (в ред. от 10.01.03)', выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструк­туры с прилегающими к ним зонами отчуждения осуществляются в со­ответствии с земельным законодательством (ст. 92—93 ЗК РФ).

 Земли специального назначения. В земельном законодатель­стве не отработан должным образом правовой механизм регулирования режима некоторых специальных несельскохозяйственных видов исполь­зования земель. В частности, землепользование атомных электростан­ций, в прилегающих местностях к которым должен осуществляться специальный режим обеспечения радиационной безопасности; земле­пользование полигонов по испытанию ядерного и иного оружия и др.

По своим особенностям данный вид землепользования можно от­нести к рассмотренной выше классификации (правовому режиму зе­мель промышленности, транспорта, связи и т.п.).

Вместе с тем с развитием производительных сил общества, возни­кающие вновь виды использования земель порождают неизвестную ранее специфику, которая должна находить свое отражение в право­вом регулировании нарождающихся новых земельных отношений.

Заключение

Законодательством установлены различные виды права граждан на землю: это может быть правом собственности и правом пользования участками земли. Собственность может быть индивидуальной и общей (коллективной). Общая собственность подразделяется на совместную и долевую. Право пользования граждан землей имеет срочный характер и может быть краткосрочным (до 1 года) и долгосрочным (аренда). На практике чаще всего применяется право собственности и право аренды.

Список используемой литературы

1)    Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.

2)    Закон РФ “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. № 16.

3)    Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: МЦУПЛ, 2005.

4)    Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.

5)    Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. № 3.

6)    Минаева А.А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве // Экологическое право. 2005. № 1.

7)    Попов М. Предварительное согласование места размещения объекта: некоторые практические аспекты // Хозяйство и право. 2006. № 8.

8)    Трифанов А.С. Правовой режим земель входящих в категорию земель промышленности // Право и политика. 2005. № 7.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.