10. Ответственность за полноту и достоверность данных учета показателей плодородия, хранение учетных документов, а также за объективность предоставляемой информации о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения несет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.» [2]
Итак, мы видим, что государство берет на себя не только составление государственного земельного кадастра, но и определение плодородия почв земель всех видов собственности, однако вопрос о том в какие сроки будут проведены такие работы остается открытым.
Нужно так же заметить, что несмотря на то, что в ЗК РФ сказано о защите плодородных земель пока еще не существует четкого порядка защиты сельскохозяйственных земель от умышленной порчи, приведшей потерю плодородия и системы ответственности за такие деяния. К примеру, на настоящий момент наложение взыскания на лица, действия которых, привели к порче сельскохозяйственных земель проводится, согласно ст.51 кодекса об администр. правонарушениях:
«Статья 51. Порча сельскохозяйственных и других земель*
Порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их производственными и иными отходами и сточными водами -
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей.»[3].
Т.е. на настоящий момент привлечь к ответственности за порчу сельскохозяйтвенных земель можно только согласно этой статьи, либо руководствуясь распоряжениями и актами органов местного самоуправления или субъектов Федерации, однако такие взыскания могут быть обжалованы в суде РФ т.к. фактически на данный момент они не только не соответствуют не одному Федеральному нормативному акту, но и не имеют никаких юридически грамотных ссылок на те или иные правовые акты. Это безусловно недоработка нашей законодательной власти, хотя в настоящий момент разрабатывается новый Гражданский кодекс РФ, а так же измененный кодекс об административных правонарушениях, но будет ли сделано что либо существенное для защиты сельскохозяйственных земель от порчи неизвестно, т.е. пока этот вопрос остается в ведении органов местного самоуправления и субъектов Федерации, все взыскания которых в суде могут основываться лишь на судебные прецеденты вышшестоящих судебных инстанций РФ.
Так же новый Земельный кодекс РФ предусматривает некоторые особенности по использованию земель сельскохозяйственного назначения, это так называемые «заделы на будущее», т.е. это одна из статей, цель которой в будущем регулировать земельную реформу и развитие сельского хозяйства РФ. Однако, по мнению многих независимых источников, считается, что для такого регулирования в этих статьях все слишком сжато и не раскрывается истинный смысл реформ, но на это можно сказать что закон относительно новый и сложившимся в РФ традициям будет еще не раз изменен и дополнен. К вышшесказанному будет уместно привести следующую статью нового Земельного кодекса РФ:
«Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
1. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
2. Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.
3. Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.» [1]
Далее необходимо разобраться, кому все-таки государство будет предоставлять в частную собственность земли сельскохозяйственного назначения, как это будет регулироваться и осуществляться. Далее уместно привести статьи нового Земельного клдекса РФ:
«Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства
1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.» [1]
Можно заметить, что Земельный кодекс, снова ссылается на непринятый пока Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, т.е. как уже говорилось вышше ничего нового о том кому и на каких основаниях будут предоставляться земли сельскохозяйственного назначения пока не сказано.
Координально новой же в данном ЗК явилась статья о некоем фонде перераспределения земель. Функция этого фонда пока неясна ибо еще нет никакого распределения земель сельскохозяйственного назначения, но это тоже статья на будущее, призванная регулировать земельную и аграрную реформы:
«Статья 80. Фонд перераспределения земель
1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.» [1]
4. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Одним из важных вопросов в земельном законодательстве, кроме вопросов о распределении и использовании земель сельскохозяйственного назначения, является так же способность государство обеспечить плодородие земель сельскохозяйственного назначения.
Надо сказать, что в РФ этому вопросу посвещен Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Это безусловно важная проблема и абсолютно очевидно, что на данном этапе земельной реформы следить за плодородием земель сельскохозяйственного назначения нужно органам государственной власти согласно Федеральному закону.
«Целью настоящего Федерального закона является установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7