Рефераты. Правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

Под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира.

Иная порча земли (как и отравление или загрязнение) по смыслу данной статьи связывается только с нарушением правил обращения с опасными химическими и биологическими веществами, а не с засорением земли отбросами и отходами, устройством без разрешения свалок и полигонов отходов, порчей земли сточными водами и механическим путем (снос плодородного слоя, нарушение правил рекультивации земель, рытье канав, отсыпка отвалов, затопление, способствование оврагообразованию и ветровой эрозии и т.п.).

За ряд этих деяний установлена только административная ответственность (ст. 8.6-8.11 КоАП).

К иной порче можно отнести приведение земли в негодность вследствие возникновения в ней опасных химических соединений после применения удобрений или ядохимикатов с нарушением правил, размножение опасных биологических организмов, вредителей, уничтожение полезной почвенной фауны.

Преступление считается оконченным, если загрязнение, отравление или иная порча земли повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Под вредом здоровью понимается заболевание, повлекшее тяжкий, средней тяжести или легкий вред здоровью хотя бы одного лица, расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности.

Вред окружающей среде может выражаться в гибели растительности, растительноядных и иных животных, приведении почвы в состояние, не пригодное для использования в сельском хозяйстве или для выполнения экологических функций.

Субъект данного преступления - лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении. Ответственность за данное преступление установлена законом с 16 лет.


Дисциплинарная ответственность


Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Дисциплинарное производство осуществляется в связи с дисциплинарной ответственностью за совершенный проступок. Оно представляет собой совокупность юридических норм, обеспечивающих правоприменительную деятельность по реализации мер дисциплинарной ответственности рабочих и служащих. Этот вид производства проходит в рамках управленческого (служебного) подчинения и осуществляется исключительно на основе государственно-властного метода регулирования административных правоотношений.

Указание на дисциплинарный проступок как основание для дисциплинарного производства хотя и общепринято, но в значительной мере условно, так как меры дисциплинарной ответственности в отношении государственных служащих могут применяться к виновным в совершении иных действий; административных проступков  и за совершение действий, несовместимых с занимаемой должностью (пьянство и т.п.).

Дисциплинарное производство регламентируется множественными нормативно-правовыми актами, основным из которых является Трудовой Кодекс. Его нормы в равной мере распространяются на рабочих, государственных и муниципальных служащих.

Дисциплинарная ответственность наступает при совершении должностным лицом дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него обязанностей. Применение норм дисциплинарной ответственности осуществляется в соответствии с главой 30 Трудового кодекса РФ (а также положениями и уставами о трудовой дисциплине).

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.


2.                 Ответственность за отдельные наиболее распространённые виды земельных правонарушений

Наиболее распространёнными видами земельных правонарушений являются:


I. Административные правонарушения в области охраны собственности:


Самовольное занятие земельного участка (Статья 7.1 КоАП).

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности,

-        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

-        на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

-        на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Уничтожение специальных знаков (Статья 7.2 КоАП).

Уничтожение межевых знаков границ земельных участков

-        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

-        на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

-        на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (Статья 7.10 КоАП).

Самовольная переуступка права пользования землей,  а равно самовольный обмен земельного участка, 

-        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

-        на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

-        на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (Статья 7.16 КоАП).

Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.


II. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования:

Порча земель (Статья 8.6.КоАП)

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы

-        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

-        на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

-        на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления

-        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

-        на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;

-        на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (Статья 8.7 КоАП).

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей,

-        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

-        на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

-        на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (Статья 8.8 КоАП) Использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель,

-        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

-        на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

-        на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

III Административные правонарушения против порядка управления

Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков   (Статья 19.9.КоАП)

Нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда. 

Библиографический список литературы


1.                  Конституция Российской Федерации.

2.                  Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ).

3.                  Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 182-ФЗ).

4.                  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ).

5.                  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ.

6.                  Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ. 

7.                  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года  № 63-ФЗ (в ред. Федеральных законов № 162 ФЗ от 8.12.2003; №12 ФЗ от 11.03.2004.)

8.                  Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле».

9.                  Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утв. письмом Минприроды от 18.11.93 г. № 04-25 и Роскомзема от 10.11.93 г. № 61-5678.

10.             Анисимова С. Вопросы возмещения «прошлого» экологического вреда в арбитражно - судебной практике // Вестник ВАС РФ -  2000 - № 6.

11.             Духно Н.А., Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. Учебное пособие. - М.:  ИЗП, 1998.

12.             Жариков Ю. Государственное регулирование земельных отношений в России.// Право и экономика – 1998 -№ 4, 5.

13.             Корнеев А.Л. Земельные правонарушения: вопросы отраслевого регулирования. // Экологическое право России. Сб. материалов науч.-практич. конф. Вып. 3.- М.: Тиссо, 2002.

14.             Макцуляк И. Земельный кодекс: аргументы «за» и «против».// Международный сельскохозяйственный журнал – 1998 - № 2.

15.             Нарышева Н.Г. Некоторые проблемы принудительного изъятия у собственника земельного участка за нарушение земельного законодательства. //Экологическое право России. Сб. материалов науч.-практич. конф. Вып. 3. М.: Тиссо, 2002.

16.             Романов В.И. Юридическая ответственность за земельные правонарушения. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий – 1999 - №1.

17.             Савченко Е.С. Нужны конкретные национальные программы. //Газета "Белгородская правда" № 42 - 23 марта 2002 г.

18.             Сидоренко А.Ю. Ответственность за нарушения земельного правопорядка: история развития земельного законодательства // Государство и право – 2000 - № 11.

19.             Шуплецова Ю.И. Экологические правонарушения: дисциплинарная и материальная ответственность. // Журнал российского права – 2000 - № 2.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.